Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет
консультация по коррекционной педагогике на тему

 

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Консультация для родителей

«Какие игры способствуют развитию зрения»

Цель: повышение педагогичсекой компентентности родителей в вопросах организации игровой деятельности детей, имеющих нарушения зрения

При патологии зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушения остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Особо важное значение приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучения его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих признаков и свойств с помощью зрения детям со зрительной недостаточностью не всегда доступно. Зрительное восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует поэтапности, целенаправленности и осознанности.

Дома, играя с детьми, необходимо решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и деятельность прошла с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. Однако не следует  затягивать игру.

 В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

 Предлагаем  подборку игр для детей имеющих нарушения зрения, которые  можно организовать вместе в домашних условиях.

Игра « Приципи прищепки»

   Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

   Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

 Игра  «Составь из мозаики предмет»

Предложите  из мазайки составить  изображение игрушки .

 Игра способствует закреплению умений составлять изображения игрушек, совершенствовать умение работать по образцу: зрительно выделять части предмета, их местоположение, величину, цвет и т.д., соотносить изображение на образце со своим.

 Игра « Собери из пуговиц »

    Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие.

    Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

    Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.

Игра развивает зрительное внимание.

    Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например: красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить ряд. Игра развивает внимание, память, мышление.

 Игра «Чудесный мешочек»

Поместите в мешочек  разные игрушки и предложите на ощупь  определить вид игрушки,  форму, величину;

  Игра позволяет выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.

Игра «Где,  чей домик?»

     Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

Используемая литература: 

1   Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М, 2005.

 2.  Архангельский В.Н. Глазные болезни. М., 2002.

Консультация для родителей

"Развитие умения общаться у дошкольников с нарушением зрения"

Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка с нарушением зрения, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родитедей.

                
         В развитии общения как вида специфической деятельности человека велико значение зрения, именно зрение: делает общение более свободным, позволяет отыскивать нужного человека среди окружающих в большом пространстве; выступает как канал обратной связи и дает возможность видеть реакцию окружающих на действия, слова, с которыми обращается человек к партнеру или аудитории; - позволяет овладевать средствами общения по подражанию;- нормально видящий человек имеет возможность выразить свое эмоциональное состояние большим количеством средств и признаков, особенно неречевых — экспрессивно-мимических; с помощью зрения человек учится воспринимать окру- жающий мир и внутренний мир другого человека через изобразительные средства: картины, иллюстрации в книгах, кинофильмы, телепередачи и пр.

        Очевидно, что  зрительное нарушение у детей отражается на общении как непосредственном, так и опосредованном. Нарушение зрения провоцирует неадекватное развитие неречевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Процессы общения при нарушениях зрения являются серьезной проблемой и сложно решаются. Особенно тяжело формируются у детей неречевые средства общения. Многие дети проявляют вербальное, а не практическое понимание правильных жестов, действий в общении с детьми и взрослыми. Имеются также недостатки в речевых средствах межличностного общения (в культуре устной речи, в общении «лицом к лицу», в плавности речи, в связи между речевыми и неречевыми средствами общения).

        Целью развития коммуникативных навыков  является развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками.

 Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.
Язык, как средство общения, обеспечивает коммуникативные акты и обмен информацией при совместной деятельности. Поэтому так важно, чтобы партнеры говорили «на одном языке». При  этом речь идет о понимании друг друга, включающем содержание, мимику лица, пантомимику тела, эмоциональную выразитель­ность, объем терминов, слов, разнообразных ситуаций. Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.
Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам: 
Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым. 
Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников с нарушением зрения:

  1. способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
  2.  стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;
  3. активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
  4. развивать у ребенка организаторские способности особенно в игровой деятельности;
  5. уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки); 
  6. развивать умение  детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
  7. развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность;

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

   Используемая литература:

  1. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников: Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5. 2010
  2. Волкова, Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Волкова. - М.: Вече, 1983 - 254с.
  3. .Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. - М.: Дефектология, 1998. - 62с.
  4. .Гришанова, И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения [Текст]: Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. - Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - 432с.

Консультация для родителей

«Диагноз – это еще не приговор»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения,  в вопросах формирования правильного отношения к дефекту.

Семья -- это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными

Полноценная социализация детей с нарушением зрения включает  одно из важнейших  направлений  коррекционно-образовательной  работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

           Только с 4 – 5 лет ребенок начинает  понимать свое отличие от окружающих. Осознав  недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.

            Главное же в проявлении комплекса неполноценности детей с нарушением зрения состоит  в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа  по формированию адекватного   отношения к своему дефекту  должна составлять  неотъемлемую  часть воспитания  детей с нарушением зрения еще  в условиях  семьи.

          Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами  помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.

           Для достижения успехов родителям необходимо:

  • знать возможности лиц с нарушением зрения;
  • корригировать отношения родителей  ребенка к его дефекту;
  • изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;
  • воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение  различных практических навыков.

         Адекватное отношение к своим  зрительным возможностям предполагает понимание  ребенком того, что:

  • нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов потребуется  приложить гораздо больше усилий;
  • требуется овладение специальными  компенсаторными  навыками при активном  использовании всех сохранных анализаторов;
  • не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих  обязанными оказывать помощь;
  • любой человек с физическим  недостатком привлекает к себе повышенное внимание  окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать  свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

       При  формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен  индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

Используемая литература:

  1. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.
  2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.
  3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М.,1997.
  4. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Калуга.: ГороД, 1998.



Предварительный просмотр:


Приложение № 2

Коммуникативные ситуации

 для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

1 Блок:

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи.

 «Мимическая гимнастика»

Цель: развитие мимики

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыть, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!). радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело), грусть(грустный, грустно), печаль (печальный, печально), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

В течение игры разговаривать с детьми, обсуждать, где и когда появляется каждая эмоция.

Упражнения на распознавание эмоций.

Цель: развитие умения распознавать эмоции

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Каждый участник по очереди подходит к ведущему, который на ушко называет эму ситуацию и эмоцию. Ребенок должен показать остальным детям эту эмоцию, но не говорить. Остальные отгадывают.

Например, ситуация - тебе подарили подарок, ты радуешься, покажи. Ребенок улыбается перед всеми.

Упражнение «Люблю - не люблю»

Цель: Изучить различные эмоции и их появление.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Детям предлагается в виде разговора обсудить, какие эмоции бывают и когда они появляются.

Пример: 1. я обижаюсь, когда….

4. я радуюсь, когда…

5. Я злюсь, когда…

6. я грущу, когда….

7. я удивляюсь, когда…

8. я плачу, когда…и т.д.

Игра  «Кошка и котята»

Цель: применение мимики и телодвижений для выражения эмоций

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Суть игры заключается в повторении «котятами» различных действий, показанных «кошкой» (мяуканье, охота за мышкой, выгибание спинки и т.д.).

Игра «Кто в домике живет»

Цель: развитие умения в словесной форме описать свои тактильные ощущения.

Оборудование: коробка с различными предметами разной формы и фактуры.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Воспитатель готовит несколько коробок с отверстиями. Кладет в них предметы разного качества жесткие, мягкие, гладкие, колючие и т.д.). Дети ощупывая предметы или игрушку выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от посещения того или иного домика. А потом рассказывают другим, что было в коробке.

Игра “Угадай настроение кота”

Цель: формировать умение  определять и различать  эмоции и чувства; развивать воображение, речь детей.

Оборудование: картинки  с изображением кота

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Педагог и дети рассматривают картинки с изображением кота. Педагог предлагает детям определить, какое у кота настроение, представить ситуацию, когда такое  настроение может быть и изобразить данную эмоцию.

Игра «Вкусно-невкусно»

Цель: развитие умения в словесной форме описать свои ощущения

Оборудование: кусочки фруктов, овощей, печенья, специй, сок и т.д.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Воспитатель предлагает закрыть глаза и мимикой выразить свои вкусовые ощущения. Дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов.

Игра «Фотография»

Цель: развитие умение описать картинку, изображенные эмоции.

Оборудование: альбом с фотографиями

Место: игровая группа

Количество человек: 2 человека

Рассмотрите с ребенком семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т.д. Там где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развить понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Развитие мимики

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Попросите ребенка: нахмуриться, как

- Осенняя тучка

- Рассерженный человек

- Злая волшебница

Улыбнуться, как

- Кот на солнце

- Само солнце

- Как Буратино

- Как хитрая лиса

- Как радостный ребенок

- Как будто ты увидел чудо

Позлись, как

- Ребенок, у которого отняли мороженое

- Два барана на мосту

- Как человек, которого ударили

Испугайся, как

- Ребенок, потерявшийся в лесу

- Заяц, увидевший волка

- Котенок, на которого лает собака

Устань, как

- Папа после работы

- Человек, поднявший тяжелый груз

-- Муравей, притащивший большую соломинку

Отдохни, как

- Турист, снявший тяжелый рюкзак

- Ребенок, который много трудился, но помог маме

- Как уставший воин после победы

Игра «Классификация чувств»

Цель: Развитие умения распознавать эмоции и их классифицировать по нескольким признакам.

Оборудование: карточки с пиктограммами.

Место: игровая группа

Количество человек: 3-4 человека

Ребенок рассматривает карточки с пиктограммами и раскладывает их по следующим признакам:

- Какие нравятся.

- Какие не нравятся.

Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

Игра «Бедная киска»

Цель: развитие умения сдерживать свои эмоции и их проявление.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Дети стоят в кругу. Один из них ведущий. Он выбирает из детей «киску», подходит к нему и гладит по голове, при этом он должен повторять слова: «Бедная киска». Задача остальных участников упражнения сдержать все свои эмоции (смех, комментирование, недовольство и т.д.)

Игра «Ситуации»

Цель : развитие умений вступать в разговор и управлять эмоциями.

Примерные ситуации:

Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

Игра «Победитель»

Цель : развитие умений правильно действовать в той или иной ситуации.

Предложите ребенку соревнование за разные звания.

Это могут быть, например, такие звания:

«самый смешной» (необходимо рассмешить царевну-несмеяну)

«самый вежливый» (попроси прощения у мамы; попроси поиграть с ребятам в игру) ,

«самый справедливый» (помири товарищей)

2 Блок:

Коммуникативные ситуации

на развитие познавательной деятельности.

Игра «Два круга»

Цель: развитие умения соотносить предмет с его характеристикой.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Дети строятся в два круга -- внешний (большой) и внутренний (3--4 человека).

Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание.

Упражнение «Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по их свойствам.

Оборудование: мяч, стулья.

Место: игровая группа

Количество человек: 5-7 человек

Один из детей ведущий. У него в руках мяч. Остальные садятся перед ним на стулья. Ведущий должен кинуть мяч кому-то из участников и называть предметы - съедобные и несъедобные. Если он называет съедобное, то надо ловить мяч, если несъедобное - оттолкнуть от себя.

Таким же способом:

1. Летает - не летает

2. плавает, не плавает.

3. круглое, не круглое

4. и т.д.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

Цель: Развитие умения охарактеризовать любимый предмет, задавать вопросы.

Оборудование: игрушки детей.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Каждому ребенку дается возможность взять с собой любимую игрушку.

Каждый выходит и рассказывает о ней, какая она, как в нее играть, кто ее купил (подарил) и т.д.

Остальные дети и воспитатель спрашивают о ней.

Упражнение «Что сначала, что потом»

Цель: расположить картинки в логической цепочке и объяснить свой выбор.

Оборудование: Картинки

Место: игровая группа

Количество человек: 5 человек

Детям предлагаются картинки, из которых нужно построить логическую цепочку.

Пример: 1. младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, бабушка

2. семечко, росток побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель.

Потом воспитатель спрашивает: «почему ты так поставил?»

 Игра  «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Место: игровая группа

Количество человек: 5 человек

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

3 Блок:

Коммуникативные ситуации

на развитие построения речевых высказываний.

Игровая ситуация «Магазин»

Цель: развитие умения задавать вопросы, соблюдать правила поведения, строить диалог.

Оборудование: игровая группа

Количество человек: 2-3 человека

Один ребенок - продавец. Остальные покупатели. Они по очереди подходят к нему и покупают.

При этом обговаривается с детьми, как нужно покупать.

1. Поздороваться.

2. Продавец спрашивает: «что вам нужно?»

3. Покупатель - называет предмет

4. продавец: «он стоит …рублей»

5. Покупатель - возьмите, пожалуйста (отдает ему деньги)

6. Продавец: «Спасибо, можете забрать» (отдает)

7. До свидания

Игровая ситуация «Парикмахерская»

Цель: развитие умения задавать вопросы, соблюдать правила поведения, строить диалог.

Оборудование: игровая группа

Количество человек: 2-3 человека

П: здравствуйте!

Р: здравствуйте, я хотел бы постричь свои волосы/побриться/покрасить волосы/сделать модную прическу

П: садитесь, распустите волосы (надевает на него накидку, подстригает и т.д.)

Р: спасибо большое, мне очень нравится

П: приходите еще!

Игровая ситуация  «Больница»

Цель: развитие умения задавать вопросы, соблюдать правила поведения, просить о помощи, строить диалог.

Оборудование: игровая группа

Количество человек: 2-3 человека

Больной: здравствуйте, доктор, у меня болит горлышко!

Врач: здравствуйте, присаживайтесь, покажите горло. Да, оно у вас красное, нужно поставить укол и выпить таблетку / побрызгать специальный спрей / смерить температуру.

Больной: спасибо большое, мне стало лучше!

Врач: приходите еще раз, проверим вас и вылечим

Больной: До свидания

Врач: до свидания

Упражнение «Обида»

Цель: развитие умения строить высказывание.

Оборудование :игрушка

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Воспитатель ставит на стул игрушку и говорит: «Сегодня…..обиделся / плачет / ни с кем не хочет разговаривать, потому что его обидели. Его надо пожалеть и пригласить играть. Каждый из вас, по очереди подходит и успокаивает его. Давайте попробуем»

Потом в течение дня, можно использовать эту технику, например, если дети шумят - у игрушки болит голова, надо ее пожалеть и вести себя тише.

 Игровая ситуация «Дочки-матери (кол-во участников - 2-4 человека)

Цель: развитие умения строить полноценную фразу, распределять роли, выполнять ее функциональные обязанности, просить о помощи, строить диалог.

Место: игровая группа

Количество человек: 2-3 человека

Кто-то выступает в роли матери, кто-то выступает в роли маленького ребенка. Мама должна заботиться о своем сыне/
дочке, если его обидели - приласкать, если он подрался - наказать, если купил хлеб в магазине - похвалить и другое.

Упражнение «Зоопарк»

Цель: Умение строить свое высказывание, характеризовать предметы, задавать вопросы и на них отвечать.

Оборудование: зал с игрушками, живой уголок, полка с книгами и т.д.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Детям говорится, что мы попали в зоопарк. Выбирается один экскурсовод, который будет водить всех по группе и рассказывать об игрушках-животных (заранее подготовленных на столе). Все остальные дети, посетители, могут спрашивать экскурсовода об животных. Потом экскурсоводы меняются.

Можно поменять тему экскурсии - сказки, деревья, океанариум и т.д.

Игра «Помечтаем»

Цель: развитие воображения, умения строить фразы.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Детям предлагается продолжить фразы типа «я хотел бы стать…, потому что….», «я не хотел бы быть…, потому что….»

 Игра «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игра «Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

4 Блок:

Коммуникативные ситуации на развитие уверенного поведения

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.

Место: зал, игровая группа

Количество человек: 10-15 человек

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шутливые. В начале упражнения говорим о разных способах приветствия, реально существующих и шутливых. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, предложить свой собственный необычный способ приветствия. Для сегодняшнего занятия так и поздороваемся.

Игра-Упражнение «Паровозик»

Цель: формирование самосознания личности детей, гармонизация, осознание имени, развитие уверенного поведения.

Средства: стулья

Место: игровая группа

Количество человек: 10 человек.

Инструкция. Сегодня мы поиграем в «паровозик». Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы ви6ерем паровозом, будет «ездить» по кругу, громко выкрикивая «чух-чух-чух».

Потом «паровоз» соскучится и подъедет к любому ребенку со словами: «Паровозик чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот, к кому подъехал паровоз, в ответ називает свое имя, становится новым паровозом, а первый -- вагоном».

Ход игры.

Игра продолжается по кругу. Паровоз называет свое имя, ребенок -- имя своего вагона. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут вагонами. Если паровоз ломается, то есть кто-то из детей забывает имя своего «вагончика», то игру лучше начать сначала.

Упражнение «Подарок для всех»

Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Средства: цветок с лепестками (нарисованный, количество лепестков = количество участников), стулья.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ТЫ подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был «цветик - семицветик», какое бы желание ты загадал?»

Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

быть по-моему Вели.

Вели, чтобы...

Каждый ребенок говорит, что бы он подарил всем.

Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотношение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувство другого через прикосновение.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-16 (четное)

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами. Дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Взрослый дает задание (каждое задание выполняется 2--3 мин):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь как можно лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Опять вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки опять ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения. Вы прощаетесь, как друзья.

Игра «Лисичка, где ты?»

Цель: развитие ощущения детьми друг друга, создание психологически непринужденной атмосферы.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15

Дети становятся в круг, поворачиваются спиной к центру круга и закрывают глаза. Ведущий ходит посередине круга и незаметно для детей договоренным предварительно прикосновением назначает кого-то Лисичкой. Другие дети -- Зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, где же Лиса. Ведущий зовет (с разной интонацией): «Лисичка, где ты?». Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, то же самое и во второй раз, а в третий раз Лиса отвечает: «Я здесь» -- и бросается ловить Зайцев. Зайца, который присел на корточках, ловить нельзя. Пойманные Зайцы выходят из игры

Игра-упражнение «Взрослое имя»

Цель: осознание чувства психологического времени личности (прошлое, настоящее, будущее); формирование самосознания, развитие уверенного поведения.

Место: игровая группа

Количество человек: 10-15

Предварительная работа: проговорить с детьми их имена и отчества.

Дети сидят в кругу.

Инструкция. Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Во что вы будете одеты, как будете сидеть? Покажите, как. Как будете разговаривать, как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству. Откройте глаза, давайте поиграем. Я буду вас в порядке очереди называть по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встает со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Потом кому-то (можно каждому) из детей он подаст руку, и отрекомендуется по имени и отчеству, например: «Я -- Марина Васильевна».

После этого обсудить с детьми, понравилось ли им быть взрослыми и почему.

Подвижная игра «Клейкий дождик»

Цель: развитие ощущения коллектива; снятие эмоционального и физического напряжения; обучение согласованности своих движений с окружающими, устранение телесных барьеров.

Место: игровая группа, стулья, столы, различные препятствия

Количество человек: 10-15

Дети становятся в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и начинают движение «паровозиком» (дождевыми капельками, которые склеились). На пути им встречаются разные препятствия: необходимо переступить через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие камни, проползти под стулом и тому подобное.

Упражнение  «Король»

Цели: формирование самосознания, развитие уверенного поведения, дифференциация свих желаний.

Средства: корона на голову.

Место: игровая комната

Количество человек: 10-15.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

Анализ упражнения:

-- Как ты чувствовал себя, когда был королем?

-- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

-- Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

-- Что ты чувствовал, когда был слугой?

-- Легко ли тебе было выполнять желания короля?

-- Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

-- Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

5 Блок:

Коммуникативные ситуации на развитие рефлексии

Ситуация «Моя семья»

Цель: развитие самоуважения, формирование самосознания, умение строить логический рассказ.

Материалы: У каждого ребенка должны быть фотографии или рисунки членов своей семьи, легкоснимаемый скотч и несколько больших листов упаковочной бумаги, доска.

Место: игровая комната

Количество человек: 5-7 человек.

Инструкция: Сегодня мы расскажем друг другу о своих семьях. Давайте вместе наклеим ваши фотографии и рисунки таким образом, чтобы каждая семья была видна.

Когда все рисунки и фотографии будут наклеены, Вы можете обсудить с детьми особенности их семей. Например: "Кто из вас единственный ребенок в семье?", "У кого дома живут еще и бабушки или дедушки?", "У кого из мальчиков есть брат?", "Кто живет в большой семье?", "Кто из вас живет в новой семье после развода родителей?", "Кто из вас живет только с одним из родителей?". И так далее. Подчеркните, что существуют самые разные формы семей. После этого Вы можете обсудить с детьми, какую особенную роль играет в семье каждый из ее членов. Задайте вопрос: "Почему ты важен для своей семьи?". Обсудите с ребенком, что он сам может сделать, чтобы членам его семьи стало жить еще лучше и приятнее?

Анализ:

-- Почему для тебя так важна твоя семья?

-- Как бы ты жил, если бы у тебя не было семьи?

-- Где живут дети, у которых семьи нет?

-- Ты когда-нибудь скучал очень сильно по своей семье?

-- Ты хочешь, чтобы братьев и сестер у тебя было больше? Меньше?

-- Чем в своей семье ты гордишься?

-- Что особенного есть у твоей семьи?

Ситуация «Моя роль»

Цель: формирование умения выделять характерные признаки предмета, явления, формирование самосознания, развитие абстрактного мышления.

Место: игровая комната

Количество человек: 7

Инструкция: Воспитатель говорит: «Мы сейчас с вами превратимся в предметы, в животных, в игрушки. Сейчас я каждому скажу на ушко, кто он будет (раздаются роли - медведь, самолет, щенок, расческа и т.д.) только никому не говорите, кто вы на самом деле. Я буду вам задавать вопросы, вы будете отвечать, а остальные ребята отгадывать.

Воспитатель, задавая вопросы ребенку, помогает остальным догадаться, кто на самом деле является участник.

Примерные вопросы:

1. ты живой?

2. что ты умеешь делать

3. Ты добрый?

4. какого ты цвета?

5. что ты любишь делать?

6. Можешь ли ты бегать?

7. где ты живешь? И т.д.

После этого Воспитатель просит каждого, чтобы они рассказали сами о себе: задает им те же самые вопросы.

Ситувция «У меня есть…»

Цель: осознание собственных действий, умение выделять характерные особенности предмета, явления.

Средства: различные предметы (расческа, машинка, книжка, ручка, тарелка и т.д.)

Место: игровая комната со стульями.

Количество человек: 7

Инструкция: Детям раздаются предметы, задача каждого рассказать, для чего нужен этот предмет, кто им пользуется, кому можно подарить эту вещь, кому необходим этот предмет (кто в нем нуждается), что можно делать с этим предметом; для чего можно использовать предмет, исключая его целевое использование (стандартное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»

Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...