Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) по теме

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.31 КБ
Файл statya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №8

Кировского района

Статья на тему:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

подготовила

воспитатель

Митрунен Мрина Александровна

г. Санкт – Петербург

2013

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

     Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимания между родителями и педагогами.

     Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития ребенка дошкольника, семья для педагогов не должна выступать как объект воздействия.

     Взаимодействие -  представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.

       Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением.

       Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

       Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знаний педагогами конкретных семей и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между работниками дошкольного учреждения и семьи позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности.

   В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. В развитии коммуникативных способностей нуждаются застенчивые дети.

 «Коммуникативные умения» – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»

Дошкольник осваивает такие умения как:

- умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации);

- умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь);

- умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова»);

- умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику).

 Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.

Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.

      Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.

      Методическая работа по взаимодействию педагогов и  семьи строится по двум направлениям:

1. просвещение родителей и педагогов, передача им необходимой информации по вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).

2. организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Проект взаимодействия педагогов с родителями в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

      В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется вопросу взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Однако проблема взаимосвязи педагогов и семьи в воспитательно-образовательном процессе достаточно широко отражена в психолого-педагогической  литературе, что позволяет адаптировать некоторые теоретические положения и практический опыт педагогов к рассматриваемой проблеме.

Цель проекта: оптимизация взаимодействия педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

 На основе анализа психолого-педагогических подходов к проблеме взаимодействия педагогов и семьи в развитии  коммуникативных способностей у застенчивых детей понимаем, что целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании, взаимном доверии и мотивированная общим стремлением –  преодоление трудностей общения  застенчивыми детьми.

Взаимодействие педагогов и родителей застенчивых детей  носит формальный  характер.  Застенчивые дети не доставляют хлопот воспитателям, а так как воспитатели чаще всего общаются с родителями по поводу проблем в поведении их детей, то и поводов для общения педагогов и родителей застенчивых детей  не было. Родители тоже не проявляли интереса к общению с воспитателями, так как они уверенны в том, что застенчивость не мешает полноценному развитию детей.

Первое направление – работа с педагогами и специалистами. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  - формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей, методах взаимодействия ДОУ и семьи;

- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- развитие готовности каждого педагога к профессиональному непрерывному  совершенствованию в области общения с родителями застенчивых детей;

- развитие у педагогов умения применять методы взаимодействия ДОУ и семьи, учитывая образовательные потребности родителей;

- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;

- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

      В работе с педагогами рекомендуется применить такие формы работы как анкетирование, тестовые опросы педагогов, педагогический совет, дискуссии, деловые игра, консультации, лекции, семинары-практикумы.

     В методическом кабинете необходимо оформить материалы по следующим направлениям:

- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;

- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;

- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).

Второе направление – работа с родителями. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
  2. Формирование адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости.
  3.  Использование правильного подхода к застенчивым детям, развитие умение совместных игр с детьми.

Тематический план

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки, участники мероприятия, ответственные

Блок 1 -  формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

Самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении для себя тематики консультативной помощи.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Тестовые опросы педагогов и специалистов

Изучить особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи»

-активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями;

- обогащение новыми формами и методами

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: заведующая ДОУ, старший воспитатель

Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко»

- определение проблем в  общении с родителями;

- развитие таких качеств личности педагогов как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация   «Застенчивые дети»

- повышения уровня знаний о застенчивости, о влиянии ее на формирование личности, о трудностях общения застенчивого ребенка и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание педагогического коллектива на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Лекция - беседа "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей"

Познакомить педагогов с новыми подходами к сотрудничеству с семьей, нетрадиционными формами взаимодействия педагогов и родителей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Формы и методы взаимодействия»

Решение педагогических задач с целью определения методов и приемов, приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Умение взаимодействовать с родителями»

Разыгрывание ситуаций, которые могут произойти при общении с родителями.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды

Ответственные:  старший воспитатель

Блок 2 -  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Круглый стол «Застенчивость – проблема или нет?»

Сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости.  Активизировать родителей на совместную работу с педагогами по формированию коммуникативных способностей у детей.

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация «Как помочь справиться с застенчивостью»

Сформировать знания у родителей застенчивых детей о том, как поднять самооценку у застенчивых детей

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

 Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание родителей на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка

Январь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями», с помощью которого можно определить характер затруднений педагогов в общении с родителями, выявление причин данных трудностей, тестовый опрос педагогов для выявления представления педагогами о диалогическом характере общения с родителями.

 Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи», целью которого является активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями, обогащение новыми формами и методами в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Консультация с воспитателями, на которой  необходимо рассказать о застенчивости, о влиянии её на формирование личности ребёнка, о трудностях общения застенчивого человека с окружающими и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста. Результат консультации предусматривает изменение позиции педагогов по отношению к проблеме застенчивости, а именно желание помочь застенчивым детям преодолеть свою неуверенность, развить у них коммуникативные умения.

Дискуссию "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"- определить преимущества семейного воспитания: эмоциональность воспитания, любовь, возможность индивидуального подхода, постоянств и длительность педагогического воздействия. Недостатки семейного воспитания: стихийность воспитания, отсутствие программы у родителей, незнание возрастных особенностей. Преимущества воспитания ребенка в детском саду: целенаправленность развития ребенка, наличие программы воспитания и обучения, квалифицированные кадры, развивающая среда, возможности для общения со сверстниками. Недостатки детского сада: деловой характер общения, недостаточность учета индивидуальных особенностей ребенка, сравнительная жесткость режима. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада.

Лекция - беседы "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" - определить традиционные формы организации общения педагогов с родителями.

 Деловая игра с воспитателями «Решение педагогических ситуаций» (пришёл фотограф – застенчивый ребёнок не хочет идти фотографироваться; выступление на празднике – ребёнок выходит прочитать стихотворение и молчит и др.), и отбор методов и приемов, наиболее приемлемых  для развития  коммуникативных способностей у застенчивых детей.

 Вывод: застенчивому ребёнку очень трудно справиться с проблемой и чтобы не усугубить застенчивость, необходим правильный подход к таким детям.

      Деловая игра на тему: «Умение взаимодействовать  с родителями» -  помощь воспитателям в преодолении трудностей во взаимодействии  с родителями.  В ходе игры воспитатели разыгрывают разнообразные ситуации, которые могли бы произойти в группе при общении с родителями. Например, маме неловко подойти к воспитателю и попросить помочь ей разрешить  некую  спорную ситуацию, которая возникла у них дома в воспитании ребёнка, и  воспитатели предлагали свои решения для выхода из создавшегося положения.  Эта игра поможет воспитателям научиться решать конкретные ситуации, которые возникают при общении с родителями.

Для  формирования адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости, желания помочь своему ребёнку в развитии коммуникативных умений, необходимо  раскрыть для родителей  негативное влияние застенчивости на личность ребёнка, на проблему взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми. С этой целью рекомендуется организовать круглый стол: «Застенчивость – это проблема или нет?», на котором необходимо присутствие воспитатели, родители застенчивых детей.  Цель круглого стола - сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости и активизировать педагогов и родителей на организацию совместной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  В результате сделать вывод о том, что застенчивость мешает ребёнку полноценно общаться с окружающими, а значит полноценно развиваться ребёнку как личности.

Для преодоления  детьми застенчивости, развития у них коммуникативных способностей, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семьи.  

Список использованной литературы

  1. Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное          воспитание дошкольников.- М.,1975.
  2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  3. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
  4. Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №8

Кировского района

Статья на тему:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

подготовила

воспитатель

Митрунен Мрина Александровна

г. Санкт – Петербург

2013

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

     Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимания между родителями и педагогами.

     Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития ребенка дошкольника, семья для педагогов не должна выступать как объект воздействия.

     Взаимодействие -  представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.

       Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением.

       Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

       Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знаний педагогами конкретных семей и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между работниками дошкольного учреждения и семьи позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности.

   В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. В развитии коммуникативных способностей нуждаются застенчивые дети.

 «Коммуникативные умения» – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»

Дошкольник осваивает такие умения как:

- умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации);

- умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь);

- умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова»);

- умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику).

 Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.

Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.

      Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.

      Методическая работа по взаимодействию педагогов и  семьи строится по двум направлениям:

1. просвещение родителей и педагогов, передача им необходимой информации по вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).

2. организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Проект взаимодействия педагогов с родителями в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

      В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется вопросу взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Однако проблема взаимосвязи педагогов и семьи в воспитательно-образовательном процессе достаточно широко отражена в психолого-педагогической  литературе, что позволяет адаптировать некоторые теоретические положения и практический опыт педагогов к рассматриваемой проблеме.

Цель проекта: оптимизация взаимодействия педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

 На основе анализа психолого-педагогических подходов к проблеме взаимодействия педагогов и семьи в развитии  коммуникативных способностей у застенчивых детей понимаем, что целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании, взаимном доверии и мотивированная общим стремлением –  преодоление трудностей общения  застенчивыми детьми.

Взаимодействие педагогов и родителей застенчивых детей  носит формальный  характер.  Застенчивые дети не доставляют хлопот воспитателям, а так как воспитатели чаще всего общаются с родителями по поводу проблем в поведении их детей, то и поводов для общения педагогов и родителей застенчивых детей  не было. Родители тоже не проявляли интереса к общению с воспитателями, так как они уверенны в том, что застенчивость не мешает полноценному развитию детей.

Первое направление – работа с педагогами и специалистами. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  - формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей, методах взаимодействия ДОУ и семьи;

- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- развитие готовности каждого педагога к профессиональному непрерывному  совершенствованию в области общения с родителями застенчивых детей;

- развитие у педагогов умения применять методы взаимодействия ДОУ и семьи, учитывая образовательные потребности родителей;

- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;

- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

      В работе с педагогами рекомендуется применить такие формы работы как анкетирование, тестовые опросы педагогов, педагогический совет, дискуссии, деловые игра, консультации, лекции, семинары-практикумы.

     В методическом кабинете необходимо оформить материалы по следующим направлениям:

- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;

- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;

- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).

Второе направление – работа с родителями. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
  2. Формирование адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости.
  3.  Использование правильного подхода к застенчивым детям, развитие умение совместных игр с детьми.

Тематический план

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки, участники мероприятия, ответственные

Блок 1 -  формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

Самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении для себя тематики консультативной помощи.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Тестовые опросы педагогов и специалистов

Изучить особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи»

-активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями;

- обогащение новыми формами и методами

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: заведующая ДОУ, старший воспитатель

Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко»

- определение проблем в  общении с родителями;

- развитие таких качеств личности педагогов как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация   «Застенчивые дети»

- повышения уровня знаний о застенчивости, о влиянии ее на формирование личности, о трудностях общения застенчивого ребенка и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание педагогического коллектива на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Лекция - беседа "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей"

Познакомить педагогов с новыми подходами к сотрудничеству с семьей, нетрадиционными формами взаимодействия педагогов и родителей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Формы и методы взаимодействия»

Решение педагогических задач с целью определения методов и приемов, приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Умение взаимодействовать с родителями»

Разыгрывание ситуаций, которые могут произойти при общении с родителями.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды

Ответственные:  старший воспитатель

Блок 2 -  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Круглый стол «Застенчивость – проблема или нет?»

Сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости.  Активизировать родителей на совместную работу с педагогами по формированию коммуникативных способностей у детей.

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация «Как помочь справиться с застенчивостью»

Сформировать знания у родителей застенчивых детей о том, как поднять самооценку у застенчивых детей

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

 Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание родителей на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка

Январь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями», с помощью которого можно определить характер затруднений педагогов в общении с родителями, выявление причин данных трудностей, тестовый опрос педагогов для выявления представления педагогами о диалогическом характере общения с родителями.

 Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи», целью которого является активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями, обогащение новыми формами и методами в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Консультация с воспитателями, на которой  необходимо рассказать о застенчивости, о влиянии её на формирование личности ребёнка, о трудностях общения застенчивого человека с окружающими и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста. Результат консультации предусматривает изменение позиции педагогов по отношению к проблеме застенчивости, а именно желание помочь застенчивым детям преодолеть свою неуверенность, развить у них коммуникативные умения.

Дискуссию "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"- определить преимущества семейного воспитания: эмоциональность воспитания, любовь, возможность индивидуального подхода, постоянств и длительность педагогического воздействия. Недостатки семейного воспитания: стихийность воспитания, отсутствие программы у родителей, незнание возрастных особенностей. Преимущества воспитания ребенка в детском саду: целенаправленность развития ребенка, наличие программы воспитания и обучения, квалифицированные кадры, развивающая среда, возможности для общения со сверстниками. Недостатки детского сада: деловой характер общения, недостаточность учета индивидуальных особенностей ребенка, сравнительная жесткость режима. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада.

Лекция - беседы "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" - определить традиционные формы организации общения педагогов с родителями.

 Деловая игра с воспитателями «Решение педагогических ситуаций» (пришёл фотограф – застенчивый ребёнок не хочет идти фотографироваться; выступление на празднике – ребёнок выходит прочитать стихотворение и молчит и др.), и отбор методов и приемов, наиболее приемлемых  для развития  коммуникативных способностей у застенчивых детей.

 Вывод: застенчивому ребёнку очень трудно справиться с проблемой и чтобы не усугубить застенчивость, необходим правильный подход к таким детям.

      Деловая игра на тему: «Умение взаимодействовать  с родителями» -  помощь воспитателям в преодолении трудностей во взаимодействии  с родителями.  В ходе игры воспитатели разыгрывают разнообразные ситуации, которые могли бы произойти в группе при общении с родителями. Например, маме неловко подойти к воспитателю и попросить помочь ей разрешить  некую  спорную ситуацию, которая возникла у них дома в воспитании ребёнка, и  воспитатели предлагали свои решения для выхода из создавшегося положения.  Эта игра поможет воспитателям научиться решать конкретные ситуации, которые возникают при общении с родителями.

Для  формирования адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости, желания помочь своему ребёнку в развитии коммуникативных умений, необходимо  раскрыть для родителей  негативное влияние застенчивости на личность ребёнка, на проблему взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми. С этой целью рекомендуется организовать круглый стол: «Застенчивость – это проблема или нет?», на котором необходимо присутствие воспитатели, родители застенчивых детей.  Цель круглого стола - сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости и активизировать педагогов и родителей на организацию совместной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  В результате сделать вывод о том, что застенчивость мешает ребёнку полноценно общаться с окружающими, а значит полноценно развиваться ребёнку как личности.

Для преодоления  детьми застенчивости, развития у них коммуникативных способностей, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семьи.  

Список использованной литературы

  1. Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное          воспитание дошкольников.- М.,1975.
  2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  3. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
  4. Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Презентация из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...