«Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»
Сократ
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в РФ является актуальной для системы образования, поскольку от духовного и физического состояния во многом зависит качество обучения и воспитания. В последние годы ведется целенаправленная деятельность, в рамках национального проекта, по оздоровлению населения России.
Здоровье - это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровье детей и их развитие – одна их главных проблем семьи и дошкольного учреждения. По утверждению специалистов Всемирной организации здоровья здоровье на 50–55 % зависит от образа жизни человека, на 20–23 % – наследственности, на 20–25 % – окружающей среды и на 8–12 % – здравоохранения.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Основы здоровья заложенные в дошкольным возрасте являются необходимыми фактором благополучной жизни любого человека, то, что упущено в детстве, трудно наверстать. В настоящие время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф.Аменд, С.Ф.Васильев, М.Л.Лазарев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, О.Ю.Толстова, З.И.Тюмасевa и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение его управляемости. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни, может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь ему в развитии индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Концептуальной основой взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации, коммуникативным способностям, к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Это невозможно без решения следующих задач:
− создать удобную развивающую среду-пространство самореализации ребенка;
− помочь ребёнку накопить необходимый опыт, знания и умения для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
− сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
− стимулировать дошкольника включиться в процесс двигательной активности и физического развития, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать комфортные условия для внутренней активности личности;
− направлять совместную работу родителей и всего педагогического коллектива на развитие и закаливание организма ребенка;
− формировать свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
В педагогическом процессе используются технологии с одной стороны обеспечивающие решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующие эффективной реализации образовательных и воспитательных задач. Это и есть организация образования бережного отношения к своему здоровью.
Педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни — это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно обеспечивающего становление, поддержание, укрепление и наращивание здоровья в единстве всех его составляющих в ходе взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Специфика этой технологии определена тем, что обеспечивается становление здоровья человека, гармоничное, сбалансированное функционирование его организма во взаимодействии с окружающей средой, а она способствует становлению личности в целом, полноценно готовой к выживанию и самореализации в жизни. Включая детей в реальную деятельность по укреплению и сохранению их собственного здоровья, мы говорим о сберегающей здоровье деятельности самого ребенка.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни — это целенаправленное, планомерное, последовательное взаимодействие, которое включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении. Алгоритм взаимодействия:
1. Перестройка мышления на здоровый образ жизни, овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни, пополнение запаса теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания предполагает самосовершенствование педагогов.
2. Работа с родителями включает проведение ряда доступных и интересных мероприятий: теоретических и практических семинаров по вопросам оздоровления, двигательной активности, закаливанию, релаксации, здоровому питанию, практических занятий, семейных соревнований, совместных походов, дней открытых дверей и др.
3. Работа по сбережению здоровья с дошкольниками направлена на формирование адекватных представлений о строении собственного тела, на осознание ценности своей жизни и жизни другого человека, формирование потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, на привитие гигиенических навыков, умение предвидеть возможные опасные последствия своих поступков для жизни, воспитание уважения к жизни другого человека, формирование оптимистического мироощущения, умения сочувствовать, сопереживать.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни, включает в себя опережающую подготовку педагогов, тесное сотрудничество с родителями по вопросам сбережения здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение физического, нравственного и психического здоровья ребенка. А это является современными требованиями личностного развития.
У родителей и педагогов одна цель — благо детей, здоровое детство, их полноценное и гармоничное развитие. И только дополняя, поддерживая, совместными усилиями, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.