Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни.
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Алещенко Светлана Васильевна

Из опыта работы. Использование современных нетрадиционных методов взаимодействия с родителями (законными представителями) детей для формирования представлений о здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни.

Слайд 1:

Моя тема доклада звучит так: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни».

Слайд 2:

И начать бы мне хотелось с определения понятия «здоровье». В официальных источниках много определений этому понятию, все толкут его по-разному, вкладывая в него свой смысл. Но, опираясь на Всемирную организацию здравоохранения, можно сказать, что здоровье – это состояние полного физического , духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – это индивидуальная черта каждого человека. Как отмечают научные исследования,  оно обусловливается на 60% состоит из здорового образа жизни, на 20% - состоянием окружающей среды (экологическая обстановка, климатические и погодные  условия), на 10% - наследственностью и на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.

Слайд 3:

Здоровье является личной и общественной ценностью. Но с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. По данным Министерства здравоохранения России состояние здоровья детей ухудшилось на период с 2014 по 2015 год в 3,8 раза. И тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости у детей дошкольного возраста продолжается.  Это связано с многими негативными факторами современной жизни:

  • непростые социально-экономические условия;
  • экологическое неблагополучие;
  • низкий уровень развития института брака и семьи;
  • массовые распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения;
  • слабой системой здравоохранения;
  • недостаточная воспитательная база образовательного учреждения и семьи.

Действительно, работая в детском саду непосредственно сталкиваешься с проблемой частой заболеваемости детей, с частыми нарушениями опорно-двигательной системы у детей (нарушение осанки, вальгусные стопы и проч.), быстрой утомляемостью детей от незначительных физических нагрузок. Все это влечет за собой низкий уровень посещаемости детьми дошкольного учреждения.

От уровня психического и физического положения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений о здоровом образе жизни представляется в современном обществе более чем актуальной.

Слайд 4:

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности  в его сознании понятия «здоровый образ жизни» и отношения ребенка к самому здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и формирование  удовлетворительного самочувствия (физического и психического).

В современном обществе много примеров разных образов жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие к сожалению не всегда образец для подражания, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Сегодня проблема формирования представлений о ЗОЖ  рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению здоровья всех групп населения России и, особенно, детей дошкольного возраста.

Доказано, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес  к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности.

Слайд 5:

Большое значение в создании благополучных условий  по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ  играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья  ребенка проблема не только медицинская, но и педагогическая, т.к. правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем медико-гигиеничские  мероприятия,  обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.  На образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры  ЗОЖ подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры ЗОЖ.

Слайд 6:

Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста по формированию основ ЗОЖ многогранны, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. Они дифференцируются по возрастам, но можно выделить основные из них:

  • формировать и расширять представление о себе как отдельном человеке;
  • формировать культурно-гигиенические навыки;
  • знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире, профилактикой заболеваний  (самомассаж, закаливание, правильное дыхание); рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония;
  • рассказывать об основных правилах безопасного поведения на улице и в помещении;
  • учить самообслуживанию, правилам первой помощи, формировать знания о культуре быта, правилах поведения за столом, в обществе;
  • учить ответственно относиться к своему здоровью.

Слайд 7:

Реализация работы по формированию основ ЗОЖ у детей в условиях ДОУ происходит через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы:

  • рассказы и беседы воспитателя,
  • моделирование различных ситуаций,
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, плакатов,
  • различные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, пальчиковые, игры-забавы, игры-тренинги),
  • гимнастика (после сна, пальчиковая, дыхательная, психогимнастика);
  • физкультминутки и самомассаж.

Слайд 8:

Федеральный общеобразовательный стандарт регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник и полноправный участник образовательного процесса. ФГОС направлен на ребенка, поэтому образовательная работа строится с учетом потребностей детей и заказов родителей. И поэтому особое внимание должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.

Цель взаимодействия педагогов с родителями по вопросам формирования ЗОЖ – это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понимать потребности ребенка и обеспечить возможность удовлетворять их и умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность.

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании ЗОЖ заключается в том, что всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Слайд 9:

Для реализации работы с родителями по формированию основ ЗОЖ у детей необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования знаний  родителей  о способах физкультурно-оздоровительной работы, которые мы используем в своей ежедневной педагогической деятельности:

  • родительские собрания, семинары, практикумы;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • педагогические беседы с родителями;
  • информирование через стенды, тематические уголки папки-передвижки в группах;
  • тематические выставки.

Слайд 10:

Наряду с традиционными формами педагог должен использовать в соей работе и нетрадиционные формы взаимодействия с семьми воспитанников по формированию основ ЗОЖ.

В своей работе с родителями применяю, на мой взгляд, современные и очень интересные формы:

  • использование информационно- компьютерных технологий,
  • здоровьесберегающие акции,
  • агитацию родителей на запись в спортивные секции и кружки,
  • организация и участие родителей совместно с детьми в общегородских спортивных мероприятиях.

Слайд 11:

Остановимся подробнее на каждой из них.

В процессе формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, семья должна занимать центральное место, но зачастую семья выступает лишь в роли наблюдателя, а не участника образовательного процесса. Причины этого разные и их достаточно много.

В современном мире, в мире компьютерных технологий, гаджетов и социальных сетей особую эффективность имеет внедрение в просветительскую работу педагога  средств ИКТ. Это делает работу педагога особенно эффективной. В своей работе я использую обмен опытом по формированию основ ЗОЖ между мной и родителями, родителями, между дошкольным учреждением и родителями с помощью фото- и видеоматериалов.

Слайд 12:

На начальном этапе работы мною была создана группа в социальной сети  «ВКонтакте», где мы совместно с родителями можем  обмениваться фото и видеоматериалами, документацией, интересными статьями и рекомендациями, объявлениями, сообщениями и проч.

Слайд 13:

С помощью группы «ВКонтакте» я могу без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на возникающие вопросы, прислать приглашение на собрание, очную консультацию, прислать задания для самостоятельной работы с ребенком – ссылки на игры, карточки с заданиями, необходимый картинный материал и многое другое.

Слайд 14:

Но как оказалось не все родители зарегистрированы в данной соцсети,  и мною совместно с инициативной группой родителей была создана группа в приложении для смартфонов и планшетов WhatsApp Messenger. Данное приложение используется практически всеми современными родителями , и  позволяет мне общаться с ними подобно смс. Это гораздо удобнее и быстрее.

Слайд 15:

С помощью программы вотс ап (ватсап) мы  обмениваемся не только текстовыми сообщениями, но так же и мультимедийными, обмениваемся видеороликами, аудиозаписями, контактами, фотографиями, общаться в групповых чатах, обсуждаем текущие проблемы, делимся опытом.

Слайд 16:

Группа «ВКонтакте» и приложение вотс ап предполагают в моем случае взаимодействие всех родителей с воспитателем. С вопросами личного характера родители обращаются ко мне посредством электронной почты. Бывают ситуации, когда родители не хотят выносить на всеобщее обсуждение свои проблемы того или иного характера (например, это может быть культура поведения ребенка за столом во время еды, физические особенности ребенка, необходимые учитывать во время физических нагрузок, самочувствие ребенка на определенный момент времени и т.д.). Свои пожелания, замечания,  они присылают на мой личный электронный адрес.

Слайд 17:

В своей работе я люблю устраивать  всевозможные акции для детей и их родителей. Цель таких акций : привлечение родителей к воспитанию у детей основ формирования ЗОЖ, экологическому воспитанию.

Мною были проведены следующие акции:

  • В течение недели выпей полезный йогурт и принеси 4 баночки для изготовления тренажера для рук; выпей кефир (ряженку, молоко) и принеси пакет для изготовления кормушки для птиц; съешь творожок и принеси контейнер для посадки рассады (посева семян);
  • Сходи с родителями на прогулку в лес (парк) и принеси шишки, семена, листочки для поделок;
  • Каждый месяц необходимо приносить свою использованную зубную щетку для нетрадиционного рисования и т.д.

Когда родители с детьми уезжают в отпуск, я даю задания привезти гальку с морского побережья, которую мы с детьми используем не только в качестве материала для поделок , но и для профилактики плоскостопия (массажные коврики); сосновые шишки, которые можно использовать для массажа ладоней и стоп.

Важно, чтобы эти акции проходили с большим энтузиазмом со стороны родителей, поэтому на родительских собраниях мы с детьми устраиваем сюрпризы, где благодарим их и дарим подарки. Также, особо проявившие себя родители награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами.

Слайд 18:

Наш детский сад расположен в небольшом по масштабам, но с большими возможностями городке, где находится масса учреждений , предлагаюих кружки и секции , направленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников и споршкола.

Деятельность по дополнительным услугам ведет наше дошкольное учреждение. Мы можем предложить ОФП с элементами гимнастики, ОФП с элементами футбола, спортивные бальные танцы.

Также я могу рекомендовать родителям посещение следующих учреждений:

Детско-юношеская спортивная школа, Центр развития детского творчества, Молодежный центр, Дом офицеров.

Слайд 19:

  • Центр развития творчества детей и юношества  - это современное многопрофильное  образовательное учреждение дополнительного образования детей, которое может предложить детям кружок хореографии, художественную гимнастику, спортивные танцы, бассейн.
  • В доме офицеров (дворец культуры) дети смогут посещать хореографические кружки.
  •  Муниципальное учреждение культуры и досуга молодежи  (Молодежный центр) проводит физкультурно-оздоровительные  занятия по спортивным танцам, кружки хореографии.
  • Детско-юношеская спортивная школа  проводит  физкультурно-спортивную работу  с детьми  и  подростками , работает по следующим направлениям: бадминтон, баскетбол, биатлон, бокс, волейбол, велоспорт ВМХ, греко-римская борьба, дзюдо, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, общая физическая подготовка ,плавание, пулевая стрельба, рукопашный бой (АРБ), самбо, спортивные бальные танцы, теннис, тхэквондо (ИТФ), футбол, художественная гимнастика, черлидинг, хоккей.

Также у себя в группе мы устраиваем чествование спортсменов, участников танцевальных коллективов.

Слайд 20:

Также я активно использую в своей работе по формированию у детей основ ЗОЖ организацию и участие родителей в мероприятиях, имеющих общегородское значение.

Слайд 21:

Совсем недавно на «Большом катке ДЮСШ» прошли ежегодные, традиционные V соревнования по бегу на коньках среди детей городского округа Краснознаменск. В них принимали участие дети до 10 . Самому юному участнику было 2,5 годика!
Воспитанники нашего детского сада приняли активное участие в городском спортивном празднике
.

Слайд 22:

Также мои воспитанники уже достаточно хорошо стоят на лыжах и приняли свое первое участие в соревнованиях на лыжах.

Слайд 23:

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации, в которой я также призываю участвовать родителей совместно детьми

Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы — ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.

Но данные мероприятия перестали быть актуальными на большой промежуток  жизни народа страны и теперь возобновлены.

Сотрудники нашего учреждения и семьи воспитанников активно принимают участие в сдаче норм ГТО.

Я уверена, что мои воспитанники, глядя на положительный пример своих родителей и педагогов выберут для себя путь к здоровому образу жизни.

Слайд 24:

Общественная акция "Игры нашего двора", проводимая при поддержке Главы Краснознаменска Андрея Ильина набирает популярность. В этой акции мы совместно с родителями и детьми  активно принимаем  участие. Инициативными родителями создается замечательный праздник для детворы. Здесь папы превращаются в лошадок, с малышами перетягивают канат, играют в футбол, хоккей, классики, эстафеты, веселые старты, резиночки, боулинг, скакалки и многое другое.

А буквально на днях такое мероприятие прошло около нашего детского сада.

Огромное удовольствие доставляет детям и их родителям забавы на свежем воздухе. Выплескивается негатив повседневной жизни и трансформируется в чистые минуты счастья детей.

В 2016 году краснознаменский проект «Игры нашего двора» был удостоен Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинации «В движении». 

Слайд 25:

Формирование у маленького ребенка азов понимания здорового образа жизни – хороший задел на их здоровое будущее. Но только глядя на пример взрослых, которые окружают их ежедневно, дети смогут приобрести эту замечательную привычку – жить зорово.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни Алещенко С.В. воспитатель МБДОУ №1 «Колокольчик» г.Краснознаменск

Слайд 2

ЗДОРОВЬЕ - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Слайд 3

По данным Министерства Здравоохранения состояние здоровья детей ухудшилось в период с 2014 - 2015г . в 3,8 раза. Это связано с: Сложные социально-экономические условия Экологическое неблагополучие Низкий уровень развития института брака и семьи Массовое распространение наркомании, алкоголизма, курения Слабая система здравоохранения Слабое взаимодействие образовательного учреждения и семьи

Слайд 4

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и формирование удовлетворительного самочувствия.

Слайд 5

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Слайд 6

Задачи воспитания детей дошкольного возраста по формированию основ ЗОЖ : - формировать расширять представления о себе как отдельном человеке; - формировать культурно-гигиенические навыки; - знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире, профилактикой заболеваний ( самомассаж , закаливание, правильное дыхание; рассказывать , что такое здоровье, красота, гармония; - рассказывать об основных правилах безопасного поведения на улице и в помещении; - учить самообслуживанию, правилам первой помощи; - формировать знания о культуре быта, правилах поведения за столом, в обществе; - учить ответственно относиться к своему здоровью.

Слайд 7

Методические приемы: - рассказы и беседы воспитателя; - моделирование ситуаций; - рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, плакатов; - игры (сюжетно-ролевые, тренинги, дидактические, забавы, подвижные); - гимнастика (после сна, пальчиковая и дыхательная, психогимнастика ); - физкультминутки, самомассаж

Слайд 8

Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни

Слайд 9

Традиционные формы работы с родителями:  родительские собрания, семинары, практикумы;  консультации (групповые, индивидуальные);  педагогические беседы с родителями;  информирование через стенды, тематические уголки, папки-передвижки в группах;  тематические выставки.

Слайд 10

Нетрадиционные формы работы с родителями:  использование информационно-компьютерных технологий;  здоровьесберегающие акции;  агитация родителей на запись детей в спортивные секции и кружки;  организация и участие родителей совместно с детьми в общегородских мероприятиях .

Слайд 11

Использование информационно-компьютерных технологий. Закрытая группа в социальной сети « ВКонтакте »

Слайд 13

Обмен фото и видеоинформацией, документацией статьями, сообщениями Консультации без визуального контакта Задания для самостоятельной работы (ссылки на игры, карточки с заданиями) Приглашения на собрания, мероприятия, праздники Очные консультации

Слайд 14

Приложение для смартфонов и планшетов WhatsApp Messenger Преимущества: удобство и быстрота в использовании; обмен мультимедийными файлами; обмен аудиозаписями; обмен контактами.

Слайд 16

Электронная почта. Преимущества : позволяет обсуждать вопросы индивидуального или личного характера

Слайд 17

Здоровьесберегающие акции.

Слайд 18

Агитация родителей на запись в спортивные секции и кружки.

Слайд 20

Организация и участие родителей совмостно с детьми в общегородских мероприятиях

Слайд 21

Соревнования для малышей на «Большом катке ДЮСШ »

Слайд 22

Соревнования на лыжах.

Слайд 23

Готов к труду и обороне!

Слайд 24

«Игры нашего двора».

Слайд 25

Формирование у маленького ребенка азов понимания здорового образа жизни - хороший задел на их здоровое будущее. Но только глядя на пример взрослых, которые окружают их ежедневно, дети смогут приобрести эту замечательную привычку – ЖИТЬ ЗДОРОВО!

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействия с семьями обучающихся по формированию основ здорового образа жизни

Проблематика физического и психологического здоровья современного ребенка – дошкольника в последние годы наблюдается тенденция снижения двигательной активности детей дошкольного возраста.  В связ...

"Взаимодействие ДОО и родителей воспитанников по формированию основ здорового образа жизни"

Статья, посвященная актуальной проблеме сохранения здоровья дошкольников....

"Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"Цель

Цель;   Создание в группе единого образовательно-оздоровительного пространства в рамках которого родители являются непосредственными и активными участниками образовательного процесса...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...

Перспективный план взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по формированию привычки здорового образа жизни

В данной методической разработке представлен перспективный план по вовлечению семей воспитанников ДОО к мероприятиям по формированию у детей привычки здорового образа жизни...

«Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни»

laquo;Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни»...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...