Программа "Формирование основ безопасного образа жизни старших дошкольников"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Программа описывает курс подготовки детей 6-7 лет к формированию безопасного образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_po_obzh.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Октябрёнок» города Смоленска

ПРОГРАММА

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                    Воспитатель:    

                    Т.И. Галачёва

        

                                                      2015-2016гг.

                                 Структура программы

   Целевой раздел

  Пояснительная записка

  Цели и задачи программы

  Принципы построения программы

  Содержание воспитательной работы

  Планируемые результаты освоения программы

      Содержательный раздел

     Календарно-тематический план:

        Тема «Безопасность на дороге»

        Тема  «Будь осторожен с огнем»

        Тема  «Один дома»

        Тема  «Осторожно, улица!»

        Тема  «Безопасность в природе»

        Организационный раздел

        

       Организация развивающей предметно-пространственной среды

       Материально-техническое обеспечение программы

       Перечень литературных источников        

       Мониторинг

                                    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                                                 Пояснительная записка

В начале третьего тысячелетия увеличение частоты разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правил поведения в различных угрожающих  и чрезвычайных ситуациях  актуализируют необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

С развитием человеческого общества к природным опасностям прибавились техногенные. Человек стремительно ускоряет индустриальные преобразования окружающей среды, чтобы повысить уровень своего комфорта, но вместе с тем создает новые угрозы, в том числе и угрозу собственному существованию.

         В России от социальных, техногенных и природных катастроф ежегодно погибают             более 300 тыс. человек, 100 тыс. человек становятся инвалидами, ещё больше людей     теряют здоровье, подвергаются насилию. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказываются дети. Ситуация с дорожно-транспортным травматизмом в нашей стране остается очень тревожной.
       Познавая мир, дети часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся    жертвами своего незнания и легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного поведения, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым.

Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайным для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Чтобы избежать трагедий с малолетними детьми, нужны соответствующие воспитание и обучение, постоянный контроль за их поведением, т.е. выработка основ правильного поведения.
Исходя из актуальности этой проблемы, была разработана настоящая программа.
Программа описывает курс подготовки детей 6-7 лет  к формированию безопасного образа жизни. Разработана программа на основе источников, приведенных в списке литературы.

Цель:  формирование ценностей безопасного образа жизни дошкольников.

Задачи: стимулировать самостоятельность и ответственность,

 формировать навыки осознанного безопасного поведения дома и на улице,

 приобщать родителей к формированию навыков безопасного образа жизни.

                                       

                                             Принципы построения программы:

  1. полноты – содержание программы реализуется по всем разделам работы;
  2. системности – работа проводится целенаправленно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
  3. индивидуализации. Программа срабатывает на каждого ребенка. С детьми, имеющими низкий уровень развития,  я работаю индивидуально, по мере развития включаю его в игру с остальными детьми и т.д. Игры проводятся с различными вариантами и усложнениями;
  4. принцип развивающего обучения: использование и моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование;
  5. принцип взаимодействия различных структур (с родителями, с медицинскими работниками, с пожарными, с сотрудниками ГИБДД).

                            Содержание воспитательной работы

  1. Планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
  2. Ознакомление дошкольников с причинами возникновения чрезвычайных ситуаций во время прогулок, экскурсий.
  3. Организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни  и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду.
  4. Моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни.
  5. Максимальное использование  учебно-методических материалов, наглядности (планов, альбомов, иллюстраций, детской художественной литературы, видеофильмов).
  6. Обеспечение группы игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) ля целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации.

                         Планируемые результаты

  1. Знание правил дорожного движения, дорожных знаков для пешеходов и водителей;
  2. Знание правил поведения в случае пожарной опасности;
  3. Знание прямых запретов и умение правильно обращаться с опасными предметами;
  4. Знание правил поведения дома и на улице в отсутствии родителей;
  5. Знание правил поведения в природе и бережного отношения к ней.

                                    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

                                        Календарно-тематический план

Время проведения

                     «Безопасность на дороге»

     Задачи

Содержание

Формы и методы работы

        Работа с родителями        

Сентябрь

1.Расширить знания детей о названиях улиц родного микрорайона, обогащать знания правилами поведения на улице. Отрабатывать умения, полученные в играх и инсценировках.

«Поговорим об улице»

«Портрет моей улицы»

ООД 

Дидактическая игра

Организация лекции с приглашением сотрудника ГИБДД «Улица и дети»

Сентябрь

2. Закреплять знания о поведении на железной дороге, значении шлагбаума и знака «железнодорожный переезд»

«Железнодорожный переезд»

Комплексное занятие

Памятка «Велосипед в подарок»

Сентябрь

3. Закреплять знания о видах транспорта, дать знания о некоторых запрещающих, указательных и предупреждающих знаках.

«Транспорт в нашем городе»

Я.Пишумов «Машины»

Занятие

Чтение художественной литературы

Проведение открытых занятий для родителей.

Октябрь

4. Закрепить знания о функции светофора, познакомить с профессией сотрудника ГИБДД.

«Знакомство с профессией: сотрудник ГИБДД»

Занятие

Оформление родительского стенда «Дошколята на улице»

Октябрь

5. Закреплять знания дорожных знаков, отрабатывать навыки поведения в различных ситуациях.

«В стране дорожных знаков»

Я.Пишумов «Просто это знак такой»

Моделирование ситуаций

Чтение художественной литературы

Педагогический тренинг «Взрослые и дети, изучайте правила эти»

Октябрь

6. Закреплять знания правил поведения на проезжей части улицы.

«Наша улица»

В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»

Игра- инсценировка

Чтение художественной литературы

Обмен опытом семейного воспитания по обучению детей правилам дорожного движения.

Октябрь

7. Отрабатывать навыки поведения на дороге.

 

Игровые тренинги на знание правил дорожного движения

Привлечение родителей к изготовлению наглядных материалов: «Дорожные знаки», атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Ноябрь

8. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения.

«Если правила не знать?»

«Мы - пешеходы»

Итоговое занятие

Сюжетно-ролевая игра

Игровой тренинг «Если правила не знать?»

 

Ноябрь

8. Закрепить знание правил поведения на улице, назначение светофора и дорожных знаков.

«Красный, желтый и зеленый»

Развлечение

Родительское собрание «Дорога в школу»

                               «Будь осторожен с огнем! »

Время проведения

Задачи

Содержание

Формы и методы работы

Работа с родителями

Ноябрь

1. Познакомить детей с предметами противопожарной защиты, формировать элементарные навыки пользования инвентарем.

«Знакомство с пожарным щитом и противопожарным инвентарем»

Занятие

Консультация «Пожарная безопасность»

Ноябрь

2. Формировать у детей понятие о недопустимости разведения костров в лесу, расширить знания детей о том, что во время пожара страдают не только люди, но и животные.

«Пожар в лесу»

К.Паустовский «Барсучий нос»

Занятие

Чтение художественной литературы

Памятка «Не шутите с огнем »

Декабрь

3.Систематизировать полученные навыки по недопущению возникновения пожаров по причине детской шалости, расширять знания о работе пожарных.

«Детская шалость с огнем»

К.Рогов «Красивая работа, пожарным стать охота»

Занятие

Чтение художественной литературы

Информационный листок о пожарах и гибели людей на пожарах.

Декабрь

4. Закрепить знания о противопожарной безопасности, отработать навыки поведения при пожаре.

«Юный пожарный»

«Помоги спасателям - пожарным»

Игровое занятие

Дидактическая игра

Открытое занятие для родителей «Юный пожарный»

Декабрь

5. Закрепить навыки осторожного обращения с огнем.

«Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем»

Развлечение

Родительское собрание «Будьте примером для ребенка»

Декабрь

6. Закрепить правила поведения при пожаре.

«Кому звоним мы при пожаре?»

«Мы - пожарные»

«Если возник пожар»

Игры-тренинги

Демонстрация родителям игр и упражнений по обучению правил пожарной безопасности.

Январь

7. Закрепить знания о первой помощи во время пожара.

«Пожарный на учениях»

Развлечение

«Пожарная машина» – сотворчество детей и родителей (рисование)

Январь

8. Закрепить знание правил безопасности при пожаре, формирование самостоятельности и ответственности за свои поступки.

«Пусть помнит каждый гражданин – пожарный номер 01»

Игра - викторина

Викторина (дети и родители)

«Первая помощь при ожогах и ушибах»

                               «Один дома», «Осторожно, улица!»

Февраль

1. Закреплять правила поведения с опасными предметами в быту.  

«Я остался один дома»

Беседа

Лекция с привлечением психолога «Ребенок остался один дома»

Февраль

2. Закреплять знание правил поведения в общении с незнакомыми людьми.

«Похищение»

Л.Толстой «Девочка и разбойники»

Занятие

Чтение художественной литературы

Памятка «Ты живешь среди людей» (о правилах поведения в общественных местах)

Февраль

3. Закрепить представление об опасных для жизни и здоровья предметах, отработать навыки обращения с ними.

«Опасные предметы»

Игровой тренинг

Открытое занятие-тренинг «Опасные предметы»

Февраль

4. Закреплять навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, формировать чувство взаимопомощи.

«А у нас во дворе…»

Театральное представление

Привлечение родителей к участию в театральном представлении.

Март

5. Учить правильному пользованию бытовыми электроприборами, воспитывать осторожность.

«Школа чрезвычайных ситуаций»

Занятие 1

Консультация «Бытовые электроприборы в нашем доме и безопасность детей»

Март

6. Закрепить знания о профессии милиционера. Отрабатывать навыки вызова милиции.

«Школа чрезвычайных ситуаций»

Занятие 2

Педагогический тренинг «Как избежать неадекватного поведения детей»

Март

7. Закрепить знание о профессии медицинского работника. Отрабатывать навыки оказания медицинской помощи и вызова скорой помощи.

«Школа чрезвычайных ситуаций»

Занятие 3

Лекция с привлечением врача «Ядовитые вещества и лекарства»

Март

8. Отрабатывать навыки поведения в различных экстремальных ситуациях.

«Что будет, если…»

С.Михалков «Упрямый лягушонок»

Разыгрывание этюдов с неопределенным концом

Чтение художественной литературы

Консультация «Современный терроризм и наши дети»

Апрель

9. Закрепление навыков поведения при обнаружении опасных предметов.

«Тропа опасных открытий»

Развлечение

Педагогический тренинг «Будь примером для детей»

Апрель

10. Закрепить знание дошкольниками правил поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.

«Моя безопасность»

КВН+

КВН совместно с родителями.

                                  «Безопасность в природе»        

Апрель

1. Формировать у детей правила поведения в лесу.

«Правила поведения в природном окружении»

Экскурсия в лес

Анкетирование родителей

Апрель

2. Учить детей ответственному отношению к домашним животным, пониманию состояния и поведения животных.

«Жучки и Мурки – наши соседи»

Беседа

Семейная экскурсия в лес «Когда идешь ты по тропинке»

Май

3. Выработать навыки поведения на улице при встрече с бездомными животными.

«Не трогай беду за хвост… и собаку тоже»

Занятие

Лекция «Ядовитые грибы»

Май

4. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как это сказывается на живой природе.

«Земля – наш общий дом»

Занятие

Памятка «Как уберечь ребенка от нитратов»

Май

5. Дать детям необходимые знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми.

«Наши маленькие друзья»

«Узнай по описанию»

Практическая экскурсия

Игра-тренинг

Оформление родительского стенда «Аптека на окне»

Май

6. Закреплять знания детей о правилах поведения на водоемах, формировать осознанное отношение к требованиям взрослых.

«Когда вода опасна»

«Вода и беда»

Занятие

Дидактическая игра

Оформление родительского стенда «Берегите леса – легкие планеты»

        

                       

                       ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        

       Организация развивающей предметно-пространственной среды

Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает  обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и, таким образом, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

    При оформлении развивающей среды придерживались следующих требований ФГОС:

  1. содержательность, насыщенность;
  2. трансформируемость;
  3. полифункциональность;
  4. вариативность;
  5. доступность;
  6. безопасность;
  7. здоровьесберегаемость;
  8. эстетическая привлекательность.

                    Материально-техническое обеспечение программы

Для формирования безопасного образа жизни у дошкольников огромное значение имеет материально-техническое обеспечение программы. В группе  создан уголок безопасности, который включает в себя:

  1. дидактическая ширма с дверью для обыгрывания различных проблемных ситуаций,
  2.  плакаты: «Знакомые и незнакомые люди», «Если ты потерялся», «Правила поведения в транспорте», «Осторожно, лифт!», «Помоги себе сам», «Нужные телефоны», «Пешеходный переход», «Перекресток»,
  3. дорожные знаки, коврик дорожного движения,  дорожная разметка, разметка перекрестка,
  4.  набор различных видов машин, светофор, макет улицы города,
  5. карта безопасного подхода к МБДОУ «Детский сад №45 «Октябренок»,

     6.дидактические игры («Светофор», «Дорожные знаки», «Чтобы не случилось  беды»),

      7. настольно-печатные игры («Говорящие знаки», «Узнай знак по описанию», «Домино» и др.),

       8.атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водитель», «Поездка в автобусе», «Мы   - пешеходы» и др.

       9. детская литература по ОБЖ.

                          Перечень литературных источников

  1. Галеня С.Н., Прус Л.И. «Знакомим дошкольников с ОБЖ», Мозырь 2007.
  2. Дитрих А. «Почемучка» - М., 1992.
  3. Дурейко Л.И. «Как уберечь себя от беды» - Мн., 2001.
  4. Загвоздкина Т.В. «Безопасность жизни и деятельности дошкольников» - Мн., 2001.
  5. Запольский В. «Как по улице идти» - Л., 1972.
  6. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных» - М., 1982.
  7. Иванов А. «Азбука безопасности» - М., 1993.
  8. Импре И. «Ходи по улицам с умом» - М., 1986.
  9. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения» - М., 1973.
  10. Ладутько Л.К. «Познаем мир и себя» - Мн., 2004.
  11. Лученок В.Н. «Светофор» - Мн., 1992.
  12. Милочкина Т.И., Лодыжкина Н.Ю. «Сделаем дорожное движение безопасным» - Мозырь, 2006.
  13. Минич О.А. «Островок безопасности» - Мн., 2004.
  14. Пляшечук В. «Дорожная грамота» - Киев, 1983.
  15. Придручная С. «Сказки  - за безопасность детей». ж. «Дошкольное воспитание» - 2008, № 2.
  16. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» - М., 1986.
  17. Северный А. «Три чудесных света» - М., 1979.
  18. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» - М., 1978.
  19. Стеркина Р.Б., Князева К.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». ж. «Дошкольное воспитание» - 1977, № 4.

                                                   Мониторинг

Критерии

Начало года

Конец года

Знание ПДД

Высокий ур.71.5%  (13ч.)

Средний ур. 16.5% (3ч.)

Низкий ур.   11%  (2ч.)

Высокий ур. 100% (18ч.)

Средний ур.     0%  (0ч.)

Низкий ур.       0%  (0ч.)

Знание правил поведения при пожарной опасности

Высокий ур. 55% (10ч.)

Средний ур.27.5 % (5ч.)

Низкий ур.  16.5% (3ч.)

Высокий ур.  89%   (16ч)

Средний ур.   11%  (2ч.)

Низкий ур.       0%  (0ч.)

Знание запретов при обращении с опасными предметами

Высокий ур. . 55% (10ч.)

Средний ур. 27.5 % (5ч.)

Низкий ур. 16.5% (3ч.)

Высокий ур.    94.5% (17ч.)

Средний ур.   5.5% (1ч.)

Низкий ур.       0%  (0ч.)

Осознание опасности при общении с незнакомыми людьми

Высокий ур. 66% (12ч.)

Средний ур. 22%  (4ч.)

Низкий ур.   11%  (2ч.)

Высокий ур.     100% (18ч.)

Средний ур.      0%  (0ч.)

Низкий ур.         0%  (0ч.)

Знание правил поведения в природе

Высокий ур.  55% (10ч.)

Средний ур. 27.5 % (5ч.)

Низкий ур.  16.5% (3ч.)

Высокий ур.      89%   (16ч)

Средний ур.      11%  (2ч.)

Низкий ур.          0%  (0ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников "

Статистика  заболеваемости  детей  дошкольного  возраста Комионенты  здорового образа  жизни Пути  решения  проблемы  Формы, средства  и ...

Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....

формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников

В настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей сре...

Статья "Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников."

Целью работы родительского клуба является создание условий для воспитания основ здорового образа жизни посредством организации взаимодействия детского сада и родителей....

Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников в условиях организации проектной деятельности.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики ...

Титульный лист программы по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год

Программа по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом завед...

Титульный лист программы по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год

Программа по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом ...