Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников в условиях организации проектной деятельности.
проект (старшая группа)

Бурменская Кристина Алексеевна

      Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях детского сада.

Одним из таких методов является, на наш взгляд, метод проектной деятельности. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Мы обратились к проектной деятельности по ряду причин. Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности дети, педагоги, родители, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект54.97 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название проекта

     Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников в условиях организации  проектной деятельности.

  1. Авторы проекта

Бурменская Кристина Алексеевна

  1. Актуальность проекта

      Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях детского сада.

Одним из таких методов является, на наш взгляд, метод проектной деятельности. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Мы обратились к проектной деятельности по ряду причин. Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности дети, педагоги, родители, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.

       4.Целевая аудитория проекта

Старшие дошкольники

5.Цель

Выяснить эффективность формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе проектной деятельности

6.Объект

Процесс   формирования   основ   здорового   образа   жизни   у старших дошкольников.

7.Предмет

Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников посредством организации проектной деятельности.

8.Гипотеза

Процесс становления основ здорового образа жизни у  детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен при организации проектной деятельности

9. Задачи

- Осуществлять анализ методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме  исследования;

-Подобрать и апробировать дидактический  материал по выявлению уровня ЗОЖ у старших дошкольников;

- Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по повышению уровня развития основ ЗОЖ у старших дошкольников посредством проектной деятельности.

10.Методы

        теоретические (анализ  психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);

        практические (наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, проектирование, анализ документации, эксперимент)

 проектирование

        педагогическое тестирование;

        методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).

11. Сроки реализации

Проект рассчитан на реализацию в течение учебного года 2017-2018 и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию

12. Научная новизна

Определена и экспериментально проверена модель проектной деятельности в формировании основ здорового образа жизни у старших дошкольников

Разработана система педагогических условий успешного формирования основ здорового образа жизни  у старших дошкольников: использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методу проектной деятельности.

13. Теоретическая значимость

 определены предпосылки для формирования у старших дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни, обоснование возможности и необходимости повышения уровня формирования основ ЗОЖ в реализации проектной деятельности;

 разработка педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;

 разработка диагностики, позволяющей определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;

14. Практическая значимость

Разработка: содержания и технологии педагогической работы по формированию у старших дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни, научно-методических рекомендаций для и родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни.

приобретение и закрепление у старших дошкольников практических навыков здорового образа жизни;

 формирование у старших дошкольников адекватных представлений о собственном организме у детей дошкольного возраста, осознании  самоценности своей жизни и ценности жизни другого человека;

 увеличение доли детей с высокой мотивацией здорового образа жизни и здоровье сберегающей компетентностью;

результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе ДОУ

15. Этапы проекта

Подготовительный этап

Сроки,задачи

Содержание работы

Результаты

Сентябрь 2014

1.Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по вопросу формирования  у дошкольников основ ЗОЖ.

 2.Анализ уровня сформированности у детей представлений о ЗОЖ .

3.Анализ работы с родителями по заинтересованности родителей в формировании основ ЗОЖ у детей как в детском саду, так и дома.

1.Анкетирование родителей.

2.Проведение круглого стола.

3.Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме.

4.Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

5.Подбор художественного слова: стихи, загадки о здоровье.

6.Создание альбома«В здоровом теле –здоровый дух».

1.Определение и  выявление уровня заинтересованности родителей в формировании основ ЗОЖ в детском саду.

2.Информирование родителей по вопросу становления у старших дошкольников основ ЗОЖ.

3.Систематизация научно-методической литературы, обеспечивающей программу проекта.

Основной этап

Сроки, задачи

Содержание работы

Результаты

Октябрь-апрель

Внедрение в практику ДОУ педагогического опыта по использованию

проектной деятельности старших дошкольников как средства формирования основ ЗОЖ на примере проекта «Здоровый образ жизни-это здорово». Формирование осознанного отношения детей к своему здоровью путем валеологических игр, бесед, игровых ситуаций.

1. Разработка и реализация этапов проекта «Здоровый образ жизни-это здорово»

2.Проведение  консультаций для родителей и педагогов.

3. Посещение спортивных сооружений

детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями.

4. Интервьюирование детей, выявление имеющихся у детей знаний о здоровом образе жизни и его составляющих.

5.Проведение бесед с детьми.

6.Оформление  уголка здоровья.

7. проведение тематических недель « Витамины», «Закаливание», «Здоровье в порядке-спасибо зарядке», «Мой режим», «Гигиена»

8. Оформление фото-выставки «Мы растем здоровыми»

9. Оформление папки – передвижки.

1.Овладение навыками анализа. Повышение интереса к проблеме у педагогов и родителей.

2.Приобщение родителей к вопросу формирования основ ЗОЖ у детей.

3.Материальное оснащение эксперимента.

4.Разработка конспектов интегрированных форм работы со старшими дошкольниками. 5.Разработка комплекса методических рекомендаций для педагогов ДОУ и консультаций для родителей.

6.Повышение интереса детей и родителей к здоровому образу жизни, формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Заключительный этап

Сроки,задачи

Содержание работы

Результаты

Май 2015

1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта.

2.Выявить динамику развития основ ЗОЖ у старших дошкольников.

1.Анкетирование педагогов и родителей.

2.Создание фото- и видеоматериалов по результатам проекта.

3.Обобщение, систематизация, анализ опыта по проблеме.

4.Проведение развлечения «Будь здоров!

Всегда здоров!»

 6. Участие воспитанников в конкурсе рисунков «На планете ЗОЖ»

1.Подведение итогов.

2.Систематизация накопленного материала

3.Обмен опытом работы.

4.Распространение опыта.

16. Критерии эффективности

  1.  Разработано и проведено 3 консультации для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы по вопросам формирования основ здорового образа жизни.
  2. Оформлено 3 папки – передвижки для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы.(Формирование правильной осанки и плоскостопия; закаливание детского организма; активный отдых, как основа здорового образа жизни.
  3. Разработано и проведено родительское собрание для родителей детей старшей группы.(В здоровом теле - здоровый дух)
  4. Разработано и показано 2 открытых НОД  для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы на тему: «Повышение работоспособности организма», «Спортивная игра как способ реализации физической подготовки детей»»
  5. Разработано и проведено 2 анкетирования для родителей детей старшей группы.
  6. Прочитано с детьми старшего возраста более 10 произведений художественной литературы.
  7. Проведено 3 беседы с детьми.
  8. Показана 1 презентация по проекту «Быть здоровым- здорово » для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы.
  9. Организовано совместное развлечение для детей и родителей «Будь здоров!
  10. Организована 1 фото-выставка.
  11. Проведение тематических недель.
  12.  Организация и проведение конкурса рисунков «На планете ЗОЖ»

17. Предполагаемые результаты

1.        Увеличение уровня развития основ ЗОЖ у старших дошкольников

2.        Повышение  интереса и ценностного отношения старших дошкольников к своему здоровью

3.        Вовлечение родителей в процесс развития у детей основ ЗОЖ, повышение компетентности родителей по данному вопросу.

4. Повышение  интереса семьи к активному включению в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

5. Повышение  эмоционального благополучия ребёнка за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных  мероприятий валеологической направленности.

6. Разработка сборника проектов здоровьсберегающей направленности для детей дошкольного возраста.

7.        Организация и насыщение видов деятельности (игры, НОД, общения и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни;

18. Методическое обеспечение (со ссылками на приложение)

1 Методика проектирования здорового образа жизни старших дошкольников( Приложение 1)

2    Методика «Знания о здоровье»(Приложение2)

3    Методика «Мое здоровье» (Приложение 3)

19. Список литературы

1. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]: серия “Библиотека руководителя ДОУ” /З. И. Береснева Г.Н. Казаковцева / под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ “Сфера”; Москва Издательство “ТЦ Сфера”, 2005. – 32 с. – (серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2.Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 – 9.

3. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст]: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева / под ред. В.А. Доскина – М.: Просвещение; Москва: Издательство “Просвещение”, 2006. – 144 с. – (Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры).

4.Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.

5.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия. [Текст]: Дошкольное воспитание / под ред. Н.И. Крылова/ - М.: Волгоград: Издательство “Учитель”, 2009. – 218 с.

6.Меличева М.В. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада, организаторов семейных клубов, учителей начальной школы / М.В. Меличева. – Санкт-Петербург, 2007. – 160 с.

7.Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития: материалы научно-практической конференции [Текст] / под общей ред. Т.Н. Рагозиной, Н.П. Недоспаловой, Е.А. Нагрелли. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 429 с.

8. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 – 14.

Приложение 1

  1. Методика проектирования здорового образа жизни  старших дошкольников

Цель диагностики– выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

План наблюдения за старшими дошкольниками.

1. Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;

б) проявляет активный или неактивный интерес.

2. Представления о здоровом образе жизни:

а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений о здоровом образе жизни

Вопросы для старших дошкольников.

1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

8. Что такое «личная гигиена»? Как ты ее соблюдаешь?

9. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

10. Какие меры профилактики болезней ты знаешь?

11. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

12. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

13. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

14. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

Анализ наблюдения и диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в основном – средний и низкий.

Результаты начала диагностики показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Результаты занятий по ЗОЖ показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в процессе проектной деятельности  позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни.

                                                                                                                                                        Приложение 2.

1. Методика «Знания о здоровье».

Цель: изучить уровень информированности у старших дошкольников о здоровье и ЗОЖ.

Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье?

  а) отсутствие болезней;

  б) способность работать долгое время без усталости;

  в) стремление быть лучше всех;

  г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня?

  а) чтобы все успевать;

  б) чтобы быть здоровым;

  в) чтобы меньше уставать;

  г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?

  а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

  б) чистить зубы два раза в день;

  в) своевременно подстригать ногти;

  г) следить за порядком в доме;

4.Для чего нужно закаляться?

  а) чтобы укрепить здоровье;

  б) чтобы все завидовали;

  в) чтобы не боятся холода и жары;

  г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»?

  а) есть все, что нравится;

  б) есть в одно и то же время;

  в) есть не менее 4 раз в день;

  г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться?

  а) чтобы быть выносливым, ловким;

  б) чтобы быть быстрее всех;

  в) чтобы хорошо себя чувствовать;

  г) чтобы не болеть;

Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

0-4  балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ  фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

                                                                                                                                Приложение  3

2. Методика «Мое здоровье».

Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.

Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.

1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?

а) я сам;   б) родители;     в) врачи;

2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?

а) ежедневно;    б) только, когда напомнят родители;    в) никогда;

3. Часто ли ты гуляешь на улице?

а) каждый день;    б) иногда;    в) не гуляю (гуляю редко);

4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?

а) чищу зубы;    б)мою руки (ноги и т.д.);    в)принимаю душ (ванну);

5. Выполняешь ли ты режим дня?

а) всегда;    б) изредка;    в) не выполняю;

6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?

а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;

б) сострадаю, но ничем помочь не могу

в) веду себя так же, как всегда.

Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.

Приложение 4

Основные формы работы в процессе реализации проекта

«Быть здоровым- здорово»

                

Рисунок 1 – Формы работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях семейного воспитания с помощью разных информационных источников»

Даны родителям рекомендации по использованию разных информационных источников (художественной литературы, музыкальных произведений, периодических изданий, интернет - ресурсов) по формированию основ зд...

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников

В настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей сре...

Непосредственная образовательная деятельность по " Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"

       Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.      Конспект    непосредственной образовательной деятельности  во в...

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность

Детям так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, но  они не знают, что для этого надо делать, объясни им, и они будут беречься...

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность с родителями

Презентация и текст выступления из опыта работы по физическому развитию дошкольников...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...