Статья "Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников."
статья на тему

 Целью работы родительского клуба является создание условий для воспитания основ здорового образа жизни посредством организации взаимодействия детского сада и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_klub_kak_forma_vospitaniyaprav.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Воспитание здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем настоящего времени.

Результаты научных исследований (специалистами научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков) последних лет свидетельствуют, что здоровых детей с каждым годом становится все меньше. Большинство из них имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

Современные авторы под здоровым образом жизни понимают деятельность, направленную на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья. Он должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Основными компонентами здорового образа жизни являются: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.

Воспитание здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий названные компоненты образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

В настоящее время проблемой воспитания здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.С. Шнейдер и др.).

Наметившаяся во всём мире тенденция здоровьесбернжения способствует разработке новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного образования, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные умения и навыки ведения здорового образа жизни.

По мнению И.Ю. Жуковина, нужно создавать  традиции здорового образа  жизни – это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к воспитанию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Родительская семья – важнейший институт воспитания здорового образа жизни дошкольника. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их деятельность.

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой целенаправленно организованное и управляемое взаимодействие педагога, ребенка и родителя.

Одной из  эффективных форм работы с семьей являются семейные или родительские клубы, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, педагогов, медицинских работников, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

По словам Зверевой О.Л. родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений.

Родительский клуб даёт возможность достигать единства целей и задач воспитания здорового ребенка, систематично и последовательно осуществлять работу в сфере здоровьесбережения на основе индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье с учетом их интересов и способностей,  возрождать традиции семейного воспитания, взаимного доверия и взаимопонимания педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

Целью работы родительского клуба является создание условий для воспитания основ здорового образа жизни посредством организации взаимодействия детского сада и родителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формировать у родителей знаний о способах воспитания основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
  2. Способствовать развитию творческой инициативы родителей в процессе воспитания основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
  3. Создать в семье условия для реализации потребности детей в здоровом образе жизни.

Важным результатом организации Родительского клуба по воспитанию основ здорового образа жизни у дошкольников является вовлечение родителей в педагогический процесс, благодаря которому происходит расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации здорового образа жизни, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

Работа родительского клуба должна быть организована с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Использование родительского клуба как формы организации взаимодействия родителей и дошкольного образовательного учреждения находит место в деятельности детского сада №55 города Нижнего Тагила.

В основе функционирования родительского клуба лежат принципы создания доверительных отношений, взаимоуважения, компетентности, качественной организации детей и родителей.

Деятельность родительского клуба осуществляется в двух взаимодополняющих направлениях: обучение и консультирование родителей, обучение детей. В рамках названных направлений нами используются традиционные и нетрадиционные формы и методы воспитательной работы. 

К традиционным формам относятся: участие в спортивных мероприятиях и досугах; совместные занятия по формированию основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, экологии; тематические родительские собрания, консультации, привлечение родителей к изучению литературы по проблеме здоровьесбер6ежения.

Среди нетрадиционных форм широко используются:

  • участие детей и родителей в городских и региональных конкурсах по воспитанию здорового образа жизни;
  • семинары-практикумы по обучению массажу, самомассажу, дыхательной гимнастике, упражнениям для глаз, по профилактике нарушения осанки и коррекции плоскостопия;
  • конкурсы среди родителей, фотоконкурсы и фотовыставки;
  • круглые столы и др.

Активное участие взрослых и детей в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях меняет взгляды на образ жизни и стимулирует к созданию условий для воспитания здорового образа жизни. Родители осознают свою роль и возможности в формировании здоровья ребенка и всей семьи.

Таким образом, использование «Родительский клуба» позволяет успешно решать задачи воспитания основ здорового образа жизни дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения между педагогами и родителям и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОУ в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка // Дошкольное воспитание.- 1993. - № 11.- С. 12-18.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М., ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М., 2000.
  4. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми /Ю.Ф. Змановский. М., Медицина, 1989. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....

Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

Основные компоненты здорового образа жизни. Условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Задача работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников....

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.        Проблема раннего...

Консультация для педагогов "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

"Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников             В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, ...

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дет...

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников (консультация для воспитателей)

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников (консультация для воспитателей)...