Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
рабочая программа на тему

 

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Для эстетического воспитания, наиболее благоприятным является дошкольный возраст – отмечают многие писатели, педагоги, деятели  культуры (Д.В. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой).

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx46.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка» г. Новоалтайска Алтайского края

Рабочая  программа

по теме

«Эстетическое воспитание старших дошкольников  через музыкально-театрализованную деятельность»

Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие,

познавательно-речевое развитие»

   

                                     

                                                                   Автор:

                                                                   воспитатель Бокова А. С..

Структура

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

Цель рабочей программы ………………………………………………

4

Задачи рабочей программы …………………………………………….

4

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

4

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) ……………………………………………………………………….

6

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

7

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

9

Организационный раздел (обеспечение программы, дидактическое обеспечение)                                                                                                  

11

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок должен развиваться в четырех образовательных областях: познавательно-речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие, физическое развитие, а так же художественно-эстетическое развитие.

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Для эстетического воспитания, наиболее благоприятным является дошкольный возраст – отмечают многие писатели, педагоги, деятели  культуры (Д.В. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой).

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Жизнь детей дошкольного возраста наполнена разнообразной деятельностью: они занимаются, посильно трудятся, но больше всего  играют. Игра – основное содержание их жизни, ведущая их деятельность.

Театрализованная игра – эта самый распространенный вид детского творчества. В этой игре дети живут, в ней формируется эстетика человеческих отношений – поступков и поведений, проявляются и развиваются творческие способности, в том числе и эстетические. В этих играх дети творчески активны, в них обострены их чувства и эмоции, в игре все окрашено радостью.

Музыкально-театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных  видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие,  развитие творческих способностей. Музыка и театр  знакомят детей с окружающим миром  во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.  

Цель: способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями через различные формы организации музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыкально-театрализованной деятельности;
  • Воспитывать умение слушать художественные произведения и эмоционально на них откликаться;
  • Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх;
  • Побуждать к осмыслению выразительных средств в активной творческой деятельности;
  • Развивать творческую самостоятельность, желание и умение воплощать в творческих движениях настроение и характер.

Принципы:

  • Принцип единства художественного и общего психического развития детей;
  • Принцип  художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей;
  • Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания;
  • Принцип демократизации: (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность);
  • Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Принцип системности:  системный подход в организации жизнедеятельности коллектива;
  • Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • Принцип успешности; 
  • Принцип культуросообразности.  

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014

« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам дошкольного образования»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

« Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155

« Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;

-  Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. No 91 «Об утверждении СанПин 2.4.1.266010 "Санитарноэпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"».

Рабочая программа является модифицированной и составленной на основе:

- «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева 2010, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребёнка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в настроение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определённых жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.). У них отчётливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации .

К концу старшего дошкольного возраста ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребёнка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно – изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определённым жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений .

Активно развиваются художественно- творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребёнка осуществляется в школе.

Таким образом, дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Планируемые результаты освоения Программы.

1. Эстетическое восприятие музыкальных и художественных произведений дошкольниками:

- проявление интереса к музыкальным и художественным произведениям;

- проявление эстетических переживаний и отношений;

- понимание эстетической ценности художественного образа;

- осознание выразительной роли отдельных средств;

2. Умения и навыки дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности:

- умение петь и в сопровождении музыкального инструмента и под фонограмму;

- передача через движения характер музыки;

- ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- использование мимики и жестов для передачи характера персонажа;

3. Умения и навыки дошкольников внесения творческих элементов музыкально-театрализованной деятельности:

- импровизация мелодии на заданный текст;

- придумывание движений, составление композиции танца;

- создание творческих группы для подготовки и проведения спектаклей;

-  сочинение сказок и стихотворений, инсценировка их перед сверстниками.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа рассчитана на один год обучения.  Совместная деятельность  проводятся 1 раз в неделю. Продолжительностью не более 30 минут. Количество часов в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.

  Детям предлагаются различные формы, предусмотрены как теоретические:

Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-эмоциональному развитию детей (рассматривание книг, альбомов, иллюстраций,  фотографий), беседы с детьми о театральном искусстве.

Так и практические:

Подготовка и проведение спектаклей, сценок, изготовление атрибутов и костюмов для деятельности, игровые занятия, игры – драматизации.

Содержательный раздел

Календарно-тематический план на один год.

месяц

тема

Цель, задачи

Пространственное планирование

сентябрь

Гуси-лебеди (Репетиция)

Продолжать развивать у детей умение разыгрывать знакомые сказки, закрепить умение действовать в соответствии с текстом, развивать творческие способности, умение перевоплощаться, импровизировать.

Костюмы для героев, декорации, аудио запись.

Гуси-лебеди (Генеральная репетиция)

Гуси-лебеди (театрализованное представление)

октябрь

Волшебное путешествие в русскую сказку(Чтение русских народных сказок)

Способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями, развитие и совершенствование творческих способностей. Выявить и развить у воспитанников эстетический вкус.

Художественная литература, иллюстрации русских народных сказок, карандаши, краски, альбомы, загадки.

Волшебное путешествие в русскую сказку(Рассматривание иллюстраций)

Волшебное путешествие в русскую сказку(Рисование иллюстраций к русским народным сказкам)

Волшебное путешествие в русскую сказку (развлечение)

ноябрь

Наша Родина – Россия(Беседа с детьми о государственной символике (флаг))

Развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке.

Воспитывать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

Формировать певческие навыки, эмоционально исполнять песни.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.

Художественная литература, флаг России, герб Российской федерации.

Наша Родина – Россия (Рассматривание российского флага)

Наша Родина – Россия (Чтение стихов о России)

Наша Родина – Россия (развлечение)      

декабрь

Сказки музыкального королевства(Репетиция)

Формировать основы музыкальной культуры дошкольников.

Расширять музыкальный кругозор детей.

Прививать любовь к классической музыке; развивать музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки различного характера. Побуждать к осмыслению её выразительных средств в активной творческой деятельности.

Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Сказки музыкального королевства(Генеральная репетиция)

Сказки музыкального королевства (театрализованное представление)

январь

Учимся быть артистами (непосредственно образовательная деятельность)

Развитие эстетических способностей детей средствами театрального искусства.

Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.

Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Волшебная страна музыкальных красок(Репетиция)

Учить связывать яркость образа с цветом, формой, звуками, ритмом, динамикой, темпом.

Развивать творческую самостоятельность, желание и умение воплощать в творческих движениях и пении настроение и характер.

Развивать умение музыкальной и творческой интерпретации

Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Волшебная страна музыкальных(Генеральная репетиция)

Волшебная страна музыкальных красок (театрализованное представление)

Февраль

Делу время, потехе час(Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок)

Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.

Развивать выразительность образа в пении, в танце, развивать память, творчество.

Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Делу время, потехе час(Заучивание скороговорок, пословиц)

Делу время, потехе час(Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу»)

Делу время, потехе час (фольклорный праздник)

март

Золушка(Репетиция)

Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену, способность детей передавать движениями характер музыкального произведения.

Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Золушка(Генеральная репетиция)

Золушка (театрализованное представление)

апрель

Серенький зайчонок(Репетиция)

Развивать устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности.

Совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа.

Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Аудио записи, видео записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Серенький зайчонок(Генеральная репетиция)

Серенький зайчонок (театрализованное представление)

май

Путешествие в волшебный мир театра(Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок.)

Систематизировать знания о различных видах театра.

Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

Вызвать у детей желание участвовать в драматизации.

Аудио записи, видео записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации.

Путешествие в волшебный мир театра(Беседа об эмоциональных переживаниях людей.)

Путешествие в волшебный мир театра (непосредственно образовательная деятельность)

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Совместные театральные праздники – постановки (по инициативе родителей), дни открытых дверей, совместные литературные вечера (библиотечные посиделки), совместное изготовление атрибутов для театрализованных представлений.

Методическое обеспечение:

Технические средства: видеозаписи р. н. сказок, аудиозаписи (р. н. музыка, песни), фонограммы, музыкальные инструменты.

Оборудование: подборка художественных произведений по возрасту, иллюстрации к произведениям, предметные картинки, демонстрационный материал, наборы сюжетных картинок, костюмы и атрибуты, ширмы, фонотека, мультфильмы по мотивам русских народных сказок, презентации по театральному искусству, плакаты по сказкам, картотека физминуток, пальчиковых гимнастик,  игровые упражнения.

Учебно-наглядные пособия, литература: Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду  [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009. – 354 c.; Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.; Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Грибанова. – М.: Академия, 2009. – 354 с.; Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2011. – 347 с.

Список литературы

1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду  [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009. – 354 c.

2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

3. Абсалямова, А.Г. Детское творчество и народная сказка [Текст] /                А.Г. Абсалямова. – М.: Наука, 2008. – 214 с.

4. Алянский, Ю.Л. Азбука театра [Текст] / Ю.Л. Алянский. –  Спб.: Питер, 2008. – 324 с.

5. Баранова, Е.В. От навыков к творчеству [Текст] / Е.В. Баранова. –  Мозаика – Синтез, 2009. – 250 с.

6. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры с детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева. – М.: Педагогика, 2010. – 244 с.

7. Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст] / С.И. Бекина. – М.: Просвещение. – 2008. – 245 с.

8. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] /  Э. Богуславская.  – М.: Просвещение, 2009. – 284 с.

9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2011. – 347 с.

10. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Грибанова. – М.: Академия, 2009. – 354 с.

11. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 325 c.

12. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

13. Губанова, Н. Педагогические возможности игры-драматизации [Текст] / Н. Губанова // Детский сад от А до Я. – 2008. – №4. – С. 28-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект НОД в старшей группе по теме "Color\'s" - "Цвета" (В рамках методической работы по познавательно-речевому развитию детей 5-7 лет).

Занятие предусматривает использовани  интерактивного комплекса, а также ноутбуков для выполнения индивидуального задания....

Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Социально – личностное развитие», «Познавательно – речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»

формировать предпосылки экологического сознания, дать детям представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать эстетическое восприятие, умение с...

Творческий проект с использованием компонентов гражданско - патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»- «Растим патриотов России»

Сухомлинский В. А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребе...

Конспект организованной образовательной деятельности Направление: «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Снежинка» (средняя группа)

Тема: «Снежинка»(средняя группа)Цель:                             Учить создавать снежинку, используя приемы рисования, ...

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ во взаимосвязи с познавательно-речевым развитием

Развиваем математические представления, мелкую моторику рук и готовим детей дошкольного возраста к обучению грамоте и письму.            Тренировка движени...