Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шкодина Оксана Викторовна

Цель:

Расширение и активизация словаря по теме.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

2. Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (практическое усвоение падежных конструкций (Р.п. ед.ч.) «Что без чего?», практическое усвоение относительных прилагательных.).

4. Учить согласовывать числительные два, две с существительными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать у детей бережное отношение к посуде.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx142.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

Расширение и активизация словаря по теме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

2. Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (практическое усвоение падежных конструкций (Р.п. ед.ч.) «Что без чего?», практическое усвоение относительных прилагательных.).

4. Учить согласовывать числительные два, две с существительными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать у детей бережное отношение к посуде.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: дыхательные тренажеры «горячий чай», предметные картинки по теме «Посуда»,

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок и беседа по теме «Посуда», разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники», динамической паузы «Посуда», чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», части чайника, разрезные картинки «посуда».


Ход занятия:

  1. Организационный момент (Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором лежат изображения блюдец тех же цветов.

- Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.

- Садитесь. Расскажите, посуда какого цвета у вас. (ответ детей (о.д.) желтая чашка и желтое блюдце и т.д.))

- Молодцы! А теперь изобразим блюдце нашим язычком и руками (упр.«Блинчик»), а теперь чашечку (упр.«Чашечка»).

- Замечательно! Теперь предлагаю вам «попробовать» нашего вкусного чая, но сначала нужно на него подуть, т.к. он очень горячий. (Дети дуют, не надувая щек и не поднимая плеч.)

- Покажите, как вам понравился чай. (Дети изображают. Психогимнастика).

  1. Игра «В магазине». 

Логопед предлагает детям посетить магазин. На верхней полке витрины изображения чайной посуды, на средней — столовой, на нижней — кухонной.

-  Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Назовите, какая посуда стоит на верхней полке. (Чайник, чашки, блюдца, сахарница и т.д.).

- Для чего нужна эта посуда? Как ее называют? (чайная посуда) 

- Давайте посмотрим на вторую полку. (о.д. Тарелки, супница, хлебница, солонка и т.д.).

- Для чего нужна эта посуда? Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

- Давайте посмотрим, что стоит на нижней полке. (о.д. Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг и т.д.)

- Для чего эта посуда нужна на кухне? (о.д) Ее называют кухонная посуда. Повторите.

- Давайте повторим еще раз, как называется посуда на каждой полке (поочередные ответы детей.)

Игра «Что изменилось?» 

 - Посмотрите еще раз на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза. (Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.)

- Чего не стало? (о.д.) и т.д. повторяется еще 3—4раза.

Игра «четвертый лишний». 

Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.

Например: Ложка, тарелка, ваза, чашка;

Мойка, вилка, кастрюля, нож;

Стакан, сковорода, чашка, ведро. и т.д.

Игра «Из чего?» 

-Чашка сделана из фарфора. Как ее называют? (Фарфоровая).

- Кастрюля сделана из метала? (Металлическая).

- Сковородка из чугуна? (Чугунная) и т.д.

Динамическая пауза «Посуда». 

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник,

(Надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. (Присели, одну руку поставили на пояс.)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. (Потянулись, сомкнули руки над головой.)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. (Легли, вытянулись).


Игра «Посчитай» 

Логопед Давайте пересчитаем нашу посуду всё ли на месте.

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек.

Одна ложка….

Одна кастрюля

и т.д

Игра «Без чего» 

Логопед. Я предлагаю вам привести всю посуду в порядок и собрать все недостающие детали. (о.д.. После этого логопед предлагает назвать как называется посуда и для чего она нужна. В сахарницу кладут сахар, в молочник наливают молоко, конфеты кладут в конфетницу, суп наливают из супницы и т.д.)


III Итог:

- О чем сегодня говорили? (поочередные ответы детей)

-Что больше всего понравилось? (ответы детей)


Литература:

1. Зырянова Л.Н, ЛужбинаТ.В.Занятия по развитию речи в ДОУ ⁄ Л.Н. Зырянова,Т.В. Лужбина. – Ростов н⁄ Д:Феникс, 2012. – 271с.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей ⁄ О.И. Крупенчук. – Спб.: Литера, 2004. – 208с.

3. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх ⁄ О.Ю. Филимонова. – СПб: «Детство – пресс», 2007. – 128с.

4. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы ⁄ Л.Е. Кыласова. – Волгоград:Учитель, 2011. – 332с.

5. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5 – 6 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Скрипторий 2003, 2017.– 280с.





hello_html_m6d5c39bb.pnghello_html_m519fff27.pnghello_html_m49464354.pnghello_html_1462e3e8.png

hello_html_m518aeb62.pnghello_html_me2a62fb.png

hello_html_m5d4a11e1.pnghello_html_cc936e.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Конспект НОД  по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...

КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: совершенствование двигательной сферы детей через закрепление знаний и активизации словаря по теме «Транспорт»Задачи:коррекционно-образовательные:   - совершенствовать лекси...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...