Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (старшая группа)

Палкина Анастасия Юрьевна

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Подготовила: учитель-логопед

Палкина А.Ю.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком чтения и письма.  

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

Регулярное выполнение гимнастики поможет:

• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

• улучшить подвижность артикуляционных органов;

• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

• научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

• увеличить амплитуду движений;

• уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

• подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики:
1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.


3. «Лягушка»-«Хоботок». На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
4. «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку —
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.
7. «Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
8. «Толстячок».
• Надувание обеих щек одновременно.
• Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
9. «Худышка». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
10. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
11. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Терпения вам и успехов!


Используемая литература:
1. Краузе Е. Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.
2. Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. СПб.: КОРОНА принт, 2001.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТ¬СТВО-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Здесь описаны основные упражнения для губ, щек, языка в игровой форме....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Подборка игр и упражнений для проведения артикуляционных упражнений по подготовке речевого аппарата к постановке звуков....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка. В последнее время все чаще у детей отмечаетс...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В статье приведены простые упражнения для проведения артикуляционной гимнастики с ребёнком в домашних условиях...