Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тутуркина Наталья Анатольевна

 Как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. Можно использовать такое средство, как логопедическая сказка. Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

Самая действенная помощь - выполнение артикуляционных упражнений с помощью артикуляционных сказок.

Самая действенная помощь - выполнение артикуляционных упражнений с помощью артикуляционных сказок.Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных
сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию
их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются
перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лек-
сической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных
ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать
синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных
сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию
их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются
перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лек-
сической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных
ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать
синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_o_vesyolom_yazychke.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

1.    СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

   -    Жил – был язычок. И спал он в своём домике вот так … (упр. «Бегемот»).

Его охраняли зубы (упр. «Заборчик») и губы (чередуем урп. «Улыбка» - «Дудочка»). Утром язычок проснулся и выглянул в окошко. (Рот широко открыт, кончик языка тянется к подбородку, затем медленно поднимается вверх, тянется к носу, следим, чтобы рот не прикрывался, работает только язычок.) Как вы думаете, какая погода была на улице? (Ответы детей)

      -   Правильно! Тогда Язычок решил, что нужно убраться в доме и только тогда идти гулять. Сначала он помыл потолок (упр. «Маляр»), затем помыл стены (упр. «Футбол») и конечно «почистил зубы» (Широким кончиком языка от корней верхних зубов ведём вниз, чистим верхние зубы, широким кончиком языка от корней нижних зубов ведём вверх, чистим нижние зубы. Следим, чтобы язык не «выбегал» за зубы.

      -    Выгляну Язычок ещё раз на улицу (повторить упр.), и увидел, что во дворе гуляет его давняя подружка – лошадка Маша. Она бегала вокруг песочницы и звонко стучала каблучками. (упр. «Лошадка»)

Маша увидела, как Язычок выглянул в окошко и крикнула: - «Язычок выходи гулять, на улице светит солнышко».

     -     Сейчас выйду! – обрадованно сказал Язычок – вот только позавтракаю.

Язычок на скорую руку напёк блинов. (улыбнулись, приоткрыли рот, широкий кончик языка положить на нижнюю губу «Блинчик», покусать язык, сказать: «пя – пя – пя…..») Позавтракав Язычок побежал на улицу, где его ждала лошадка. Вдруг они услышали, как в кустах, кто то сказал: - (упр. «Пароход») конечно друзья сразу догадались, кто там прячется.

     -    Авы догадались, кто это? (ответы детей)

    -    Ну конечно это их приятель Пароход.

Друзья побежали во двор, там они продолжили играть в прятки, им было очень весело и незаметно прошло время. Язычок посмотрел на часы. (упр. «Часики»)

     -    Удивительно, как быстро прошло время! – Сказал он.

    -     Пора возвращаться домой. – Уныло сказала Маша.

    -     Да. – Подтвердил Пароход.

       Друзья разошлись по домам, но договорились завтра встретиться опять во дворе.

       Язычок вернулся домой и усталый лёг в свою кровать.

    - Покажите, как Язычок лёг в кровать? (упр. «Бегемот»)

      Зубы закрыли его дом (упр. «Заборчик»), губы сомкнулись (упр. чередуем «Улыбка»-«Дудочка») и Язычок заснул.

     

2.  КАК ЯЗЫЧОК И ЕГО ДРУЗЬЯ БЫЛИ В ГОСТЯХ У ДЯТЛА

   -    Жил – был язычок. И спал он в своём домике вот так … (упр. «Бегемот»). Утром губы будили его напевая ласковую песенку (чередуем урп. «Улыбка» - «Дудочка»).  Язычок проснулся и выглянул в окошко. (Рот широко открыт, кончик языка тянется к подбородку, затем медленно поднимается вверх, тянется к носу, следим, чтобы рот не прикрывался, работает только язычок.) Как вы думаете, какая погода сегодня была на улице? (Ответы детей)

-   Правильно! Язычок решил быстро позавтракать своими любимыми блинчиками.  (улыбнулись, приоткрыли рот, широкий кончик языка положить на нижнюю губу «Блинчик», покусать язык, сказать: «пя – пя – пя…..» и снова пробуем удержать «блинчик на тарелочке» на счёт до 5-и,

Следим, чтобы язык не подёргивался, нижняя губа не подворачивалась под язык) Вспомнил, что в доме нужно обязательно сделать влажную уборку. Сначала он помыл потолок (упр. «Маляр»), затем помыл стены (упр. «Футбол») и конечно «почистил зубы» (Широким кончиком языка от корней верхних зубов ведём вниз, чистим верхние зубы, широким кончиком языка от корней нижних зубов ведём вверх, чистим нижние зубы. Следим, чтобы язык не «выбегал» за зубы.)

Когда Язычок спустился во двор, та никого не было.

 - Очень странно! А где мои друзья? – Удивился Язычок. – Надо позвонить Маше и позвать её на улицу. (глубокий вдох через нос, губы чуть – чуть вытянуть вперёд и сильный выдох на губы (губы вибрируют, имитация звонка))

Лошадка подошла к телефону ( упр. «Лошадка»)

 - Язычок, ты только никуда не уходи и не скучай, я уже бегу к тебе! - Прокричала Маша в трубку.

   А Язычок и не думал скучать. Он побежал к качелям (упр. «Качели»)

Вдруг он услышал, как в кустах опять, кто то сказал: - (упр. «Пароход») конечно вы ребята сразу догадались, кто там прячется.

    -    Ну конечно это его приятель Пароход.

  Язычок был рад видеть ещё одного друга во дворе.

       А вот и лошадка ( упр. «Лошадка»). Наконец – то все друзья в сборе.

  Сегодня они решили навестить своего давнего приятеля, Дятла. Он жил в соседнем лесу, через реку. Пароход любезно предложил Язычку и лошадке Маше свою помощь.

 - А вы догадались какую помощь предложил пароход? (ответы детей)

Пароход загудел (упр. «Пароход») и любезно отбросил трап. (улыбнуться, рот слегка приоткрыт, широкий язычок упирается в верхние альвеолы, глубокий вдох речез нос, на выдохе «гудок» - ы- ы- -ы - …. пароход гудит и отбрасывает трап со слогом : -ЛА -

Язычок и лошадка забрались по трапу на палубу. Поднялся сильный ветер. (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и сильный выдох на кончик языка повторить 2-3 раза) Но сильный пароход всё же справился с этим препятствием и переплыл через реку.

-  Вы слышите, как работает Дятел? (упр. «Дятел»)

- А зачем ты клюёшь дерево? – Спросил любопытный Язычок.

-Я не клюю дерево, а лечу его. – Ответил Дятел. – В коре деревьев живет много разных вредителей, это личинки насекомых, различные червячки и жучки. И если их очень много в коре, то дерево может погибнуть. А я собираю вредителей, освобождаю от них дерево, вроде как лечу его. Меня называют лесным доктором. У дятлов в лесу очень много работы. Кстати какое сейчас время года? (ответы детей) Вот – вот осень, мне ещё знакомой белке дупло в этом дереве выдолбить дупло надо. Скоро холода начнутся, а ей зимовать негде. И Дятел опять приступил к своей работе. (упр. «Дятел»)

 - Ну вот и поиграть ему с нами некогда. – обиженно сказал язычок.

 - Не расстраивайся Язычок! – говорит лошадка. – Мы сейчас устроим пикник. У меня есть земляничное варенье, а Пароход заварил нам витаминный чай с брусничным листом. Сейчас принесу чашки. (упр. «Чашечка» «Вкусное варенье»)

Друзьям было очень весело, и они опять не заметили, как прошло время. Язычок посмотрел на часы. (упр. «Часики»)

    -     Пора возвращаться домой. – Уныло сказала Маша.

    -     Да. – Подтвердил Пароход. (упр. «Пароход», «Пароход отбрасывает трап») На этот раз реку переплыли очень быстро. (упр. «Пароход», «Пароход отбрасывает трап»)

       Друзья разошлись по домам, но договорились завтра встретиться опять во дворе.

       Язычок вернулся домой и усталый лёг в свою кровать.

    - Покажите, как Язычок лёг в кровать? (упр. «Бегемот»)

      Зубы закрыли его дом (упр. «Заборчик»), губы сомкнулись (упр. чередуем «Улыбка»-«Дудочка») и Язычок заснул.

3.    КАК ЛОШАДКА МАША ЛЕЧИЛА ЗУБЫ.

  -    Жил – был язычок. И спал он в своём домике вот так … (упр. «Бегемот»). Утром губы будили его напевая ласковую песенку (чередуем урп. «Улыбка» - «Дудочка»).  Язычок проснулся и выглянул в окошко. (Рот широко открыт, кончик языка тянется к подбородку, затем медленно поднимается вверх, тянется к носу, следим, чтобы рот не прикрывался, работает только язычок.) Как вы думаете, какая погода сегодня была на улице? (Ответы детей)

-   Правильно! Язычок решил быстро позавтракать своими любимыми блинчиками.  (улыбнулись, приоткрыли рот, широкий кончик языка положить на нижнюю губу «Блинчик», покусать язык, сказать: «пя – пя – пя…..» и снова пробуем удержать «блинчик на тарелочке» на счёт до 5-и,

Следим, чтобы язык не подёргивался, нижняя губа не подворачивалась под язык) Вспомнил, что в доме нужно обязательно сделать влажную уборку. Сначала он помыл потолок (упр. «Маляр»), затем помыл стены (упр. «Футбол») и конечно «почистил зубы» (Широким кончиком языка от корней верхних зубов ведём вниз, чистим верхние зубы, широким кончиком языка от корней нижних зубов ведём вверх, чистим нижние зубы. Следим, чтобы язык не «выбегал» за зубы.)

– Ну вот кажется порядок. Теперь можно идти гулять. Надо позвонить Маше и позвать её на улицу. (глубокий вдох через нос, губы чуть – чуть вытянуть вперёд и сильный выдох на губы (губы вибрируют, имитация звонка))

Маша медленно подошла к телефону (упр. «Лошадка»)

 (глубокий вдох через нос, улыбнуться, высунуть кончик широкого языка и на выдохе покусываем язык: - ла – ла – ла - …….. ) это обозначало.

 -  Маша выходи скорее на улицу, я как всегда жду тебя во дворе.

 -  Ой, Язычок, - грустно ответила лошадка, - я не пойду гулять, у меня очень болит зуб. И громко заплакала.

 - Не плач, я тебе помогу. Мы с Корабликом что ни будь придумаем.

   Язычок прибежал к Кораблику, и все ему рассказал.

 - Нельзя терять время, Меше нужна срочная помощь! И я кажется знаю, кто ей поможет. – деловито сказал Кораблик.

 - Ну залезай скорее на палубу и отбросил трап. (улыбнуться, рот слегка приоткрыт, широкий язычок упирается в верхние альвеолы, глубокий вдох речез нос, на выдохе «гудок» - ы- ы- -ы - …. пароход гудит и отбрасывает трап со слогом : -ЛА - )

 Язычок забрался по трапу на палубу. Они быстро переправились на другую сторону реки.

 -  Я правильно догадался, мы плывем к Дятлу? – Спросил Язычок.

-   А, к кому же ещё, ведь он лесной доктор!  - Ответил друг.

  Дятел как всегда был занят своими неотложными делами. В этот раз он долбил для своей знакомой белки ещё одно дупло, в нём белка устроит кладовую для запасов на зиму. (упр. «Дятел» сначала медленно, затем темп убыстряется)

Друзья рассказали Дятлу о своей проблеме. Дятел немедленно полетел на помощь.

 - Здравствуй Маша, - деловито сказал он, -  открой рот я посмотрю твои зубы.

 - Нет, - испугалась лошадка, - я боюсь.

 -  Сейчас нужно не бояться, а лечиться, открой рот. (упр. «Дятел» на ритмы

Д-ДД, ДД-Д)

 - Ну вот, всё готово. Разве это больно?

 -  Нет, только я всё равно боялась!

Я вижу «нет», это твоё любимое слово, -  засмеялся Дятел.

  -  Спасибо вам друзья. У меня больше не болит зуб и это здорово!

Я хочу угостить вас чаем с моими фирменными пирогами с грибной начинкой. ( упр. «грибок», «Чашечка») 

Дятел попил чай, сказал спасибо и улетел по своим неотложным делам.

А друзьям оставил книгу с яркими цветными картинками. В ней рассказывалось, как нужно ухаживать за зубами, что бы они не болели.

   Ребята, а вы знаете как ухаживать за зубами? (ответы детей)

Друзьям было очень интересно рассматривать картинки в книге. Они узнали много нового, и опять не заметили, как прошло время. Язычок посмотрел на часы. (упр. «Часики»)

    -     Пора возвращаться домой. – Уныло сказал Язычок.

    -     Да. – Подтвердил Пароход. (упр. «Пароход», «Пароход отбрасывает трап») На этот раз реку переплыли очень быстро. (упр. «Пароход», «Пароход отбрасывает трап»)

       Друзья разошлись по домам, но договорились завтра встретиться опять во дворе.

       Язычок вернулся домой и усталый лёг в свою кровать.

    - Покажите, как Язычок лёг в кровать? (упр. «Бегемот»)

      Зубы закрыли его дом (упр. «Заборчик»), губы сомкнулись (упр. чередуем «Улыбка»-«Дудочка») и Язычок заснул.

4.         План сказки «Как друзья искали дятла»

  1. Язычок проснулся (упр.: чередуем  «Язычок спит в кроватке», «Улыбка»-«Дудочка», «Бегемот», «Язычок выглянул в окошко»)
  2. Язычок позавтракал («Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье»)
  3. Зазвонил телефон ( упр.: «Глубокий вдох черезнос, выдох через губы», «Индюк», «накажем непослушный Язычок (Ла-ла-ла-)») Язычок узнал, что пропал Дятел.
  4. Друзья на корабле отправляются искать Дятла. (упр.: « Корабль гудит», «Корабль отбрасывает трап») Язычок и Индюк поднимаются на палубу. К ним присоединяется лошадка Маша. (упр.: «Лошадка», «Грибок»)
  5. Друзья попали в незнакомый лес. Медленно пробираются через чащу. (упр.: «Лошадка» в медленном темпе)
  6. Натыкаются на избушку Бабы Яги. Заглядывают в окно. (упр.: «Окошечко»)
  7. В избушке они увидели гусей, они о чём то спорили. (упр.: «Гуси» - (сделать «Окошечко», язык упирается «в потолочек», глубокий вдох через нос и выдох на кончик языка))
  8. Гуси, вы случайно не видели нашего Дятла? – спросил набравшись смелость Язычок. Гуси повернулись к окну и опять зашипели. (упр.: «Гуси»)
  9. Конечно видели. Он нашему медведю лечит зуб. Он и нам зубки полечил. Рассказали, как найти медведя.
  10.  Друзья услышали, как стучит Дятел (упр.: «Дятел»)
  11.  Дятел объяснил, что решил всем зверям, в соседнем лесу, полечить зубы, т.к. в их лесу совсем нет дятлов, и некому их лечить. А предупредить своих друзей он забыл.
  12.  С одной стороны, Дятел сделал доброе дело, а с другой стороны поступил не обдумано.
  13.  Рассказы детей о том, что Дятел сделал хорошо, а что плохо.
  14.  Язычок посмотрел на часы (упр.: «Часики»)
  15.  Возвращение домой (упр.: «Корабль», «Корабль отбросил трап»)
  16. Язычок лёг в кровать? (упр. «Бегемот»)
  17.  Язычок заснул. Зубы закрыли его дом (упр. «Заборчик»), губы сомкнулись (упр. чередуем «Улыбка»-«Дудочка»)
  18. Язычок заснул.

5       ПЛАН СКАЗКИ «ПОЖАР»

  1. Язычок проснулся (упр.: чередуем  «Язычок спит в кроватке», «Улыбка»-«Дудочка», «Бегемот», «Язычок выглянул в окошко»)
  2. Язычок позавтракал («Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье»)
  3. Зазвонил телефон ( упр.: «Выдох через губы», «Индюк», «накажем непослушный Язычок (Ла-ла-ла-)») Индюк сказал, что Язычка уже все ждут во дворе.
  4. Друзья играют. (упр.: «Лошадка», «Качели», «Горка»)
  5. Во дворе появляются гуси со спичками. Спорят, кто их нашёл первым. (упр.: «Гуси»)
  6. Друзья пытаются их примирить и предлагают разжечь в лесу костёр и попрыгать через него, а Маша предложила угостить всех жареными грибами. (упр.: «Грибок»)  Прыгают. (упр.: «Лошадка», «Индюк», «Песенка Язычка –ла – ла – ла» (язык за зубами))
  7. Им надоело, уходят во двор.
  8. Летит Дятел и кричит, что горит лес. (упр.: «Дятел»)
  9. Друзья зовут Кораблика на помощь, тушить пожар. (упр.: «Корабль», «Песенка холодной воды» - глубокий вдох, улыбнуться, положить кончик языка на нижнюю губу и выдох на кончик языка – фффф…)
  10.  Пожар потушен. Усталые друзья на Кораблике возвращаются во двор. (упр.: «корабль гудит и отбрасывает Трап»)
  11.  Унылые друзья расходятся по домам. Им стыдно. Почему? ( Ответы детей)
  12. Язычок лёг в кровать. Зубы закрыли его дом (упр. «Заборчик»), губы сомкнулись (упр. чередуем «Улыбка»-«Дудочка»)
  13. Язычок заснул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...