Буклет: "Характеристики особенностей развития детей с ТНР"
консультация по логопедии

Теренко Наталья Анатольевна

Буклет для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте

Контингент воспитанников ДОУ с ТНР составляют дети с общим недоразвитием речи первого уровня при моторной алалии, общим недоразвитием речи второго уровня; общим недоразвитием речи третьего уровня, общим недоразвитием речи четвёртого уровня; фонетико-фонематическим недоразвитием речи при лёгкой степени дизартрии

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

 Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития поэтому выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи

На I уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При моторной алалии нарушено формирование экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной.

Очень часто у детей с моторной алалией отмечаются неврологические симптомы двигательных расстройств Со стороны моторной сферы таких детей могут отмечаться нарушения осанки и походки, нарушения объёма, переключаемости и координации движений

На II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы..

Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

       III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.

Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке.

        IV уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

–  заменой звуков более простыми по артикуляции;        

–  трудностями различения звуков;

–особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. При фонематическом недоразвитии у детей часто нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи.

Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания.

У ребёнка с лёгкими дизартрическими расстройствами нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. В целом речь ребёнка «смазанная». В общем физическом развитии у детей с лёгкими дизартрическими расстройствами может наблюдаться незначительное отставание от возрастной нормы. Наряду с общей двигательной сферой страдает мелкая моторика. В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, дети легко возбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений или наоборот заторможены, медлительны, пассивны. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»  

(МКДОУ «Детский сад № 24»)

Характеристики              особенностей развития

         детей с ТНР

     

   Учитель-логопед: Теренко Н.А.

2022 год

    Используемая литература:

   1.Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/Под редакцией Н.В. Нищевой  СП.: Детство-Пресс, 2016

    2.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 07.12 2017 г. Протокол № 6/17), [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://fgosreestr.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....