Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.
статья (младшая группа) на тему

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedpodderzhka_razvitiya_rechi_2o16_aprel_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Педагогическая поддержка  речевого развития детей младшего дошкольного возраста с описанием                           педагогических ситуаций и действий педагога.

     

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) дошкольного образования, одним из приоритетных направлений становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

--Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной, так как число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна.

-Раннее детство—исключительно важное время для развития речи детей. То, что упущено от одного года до трёх лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

  Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В раннем детстве развитие речи идёт по двум направлениям:

--совершенствуется понимание речи взрослых ,

--формируется собственная активная речь ребёнка.

 . Поэтому первой задачей для меня является развитие активной, коммуникативной речи. Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого  диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Оказать реальную и полноценную поддержку речевого развития детей мне   помогают специальные  приёмы стимуляции речевой активности:

                 

                         ~ Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух то, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом. Говорю медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими простыми предложениями. (Сижу за столом в центре сюжетных игр. Рядом сидит Матвей С.2г, я говорю: «Где чайник?», «Вот чайник!», «Чайник стоит на столе», «В чайнике вода», «Буду пить чай» .»Чай!—говорит Матвей и «наливает» из чайника в чашку.»С-сс!» и подносит чашку к моим губам. «Пей!»

                        ~ Параллельный разговор

Этот прием заключается в том, что я описываю все действия ребенка – что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», я как бы подсказываю ребенку слова, выражающие его опыт; слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно. (Центр строительства. Дима П.1.7г. играет с машинкой. Сопровождаю его действия словами: «Дима катает машинку», «Машинка маленькая», «Машина синяя», «Гудит, би-би», «Машина едет по дороге Как гудит машина, Дима?—Би-би!»—отвечает.)

~ Провокация

или искусственное непонимание ребенка.

Не спешу сразу же выполнять желание малыша. Временно становлюсь «глухой», «глупой». «Непонятливость» взрослого является первым  мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

  (Центр манипулятивных игр. Оксана П.2г. подходит ко мне

         и показывает на пирамидку-кота, стоящую на полке. «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, зайчика, киску?», Оксана говорит: «Кх-Кх, мяу!» Даю девочке пирамидку-кота).Настя Н.2г.2м.показывает на качели. «Не понимаю!»-говорю. «Кач-кач!» —говорит Настя. Сажаю девочку  на качели, раскачиваю её. «Настя качается!» -говорю.

         Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

                                     ~ Распространение

        Я продолжаю и дополняю всё сказанное ребенком, но не принуждаю его повторять. (Центр ИЗО.

         Ксюша С. взяла карандаш. «Что это?»-«Карандаш.»

         Я: - «Да, карандаш, карандаш зелёный. Нарисуем травку зеленым карандашом.» «Травка зелёная,»--говорит Ксюша и начинает рисовать.

         Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

                                         ~ Приговоры

         Использую в совместной деятельности игровые песенки, потешки, приговоры. Цель большинства произведений УНТ – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Часто использую этот прием в адаптационный период. (Миша К.1.г.6.м. привыкает к д/с. Рассказываю  потешку на  «утреннем сборе».

         Кто у нас пригожий?

         Миша – хороший!

         Миша-пригожий!

           Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг!                                 Глажу, обнимаю малыша.    Вначале я держу Мишу на коленях, другие дети стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может, пританцовывают—ждут своей очереди. Затем повторяю с Оксаной. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры.                                                                        

     

         

                                           ~ Выбор 

         Предоставляю ребенку возможность выбора.

         Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение  собственной значимости и самооценности.

         (Утренний круг. «Ксюша, что ты будешь делать – рисовать травку для коровы, или строить домик для нее?  Ксюша 2г.6м.: «Рисовать травку!» Даю карандаши.

         Варя, ты что будешь делать—мыть посуду или готовить угощение для кукол?-Варя:2г.6м. «Хочу мыть посуду!» Даю фартук.)

         Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

                             

~ Замещение

        Использую игры, типа «Представьте, что мы…» или «Угадай, что я делаю». Они вызывают у детей большой интерес, побуждают малышей к использованию речевых средств, стимулируют их речевую активность. (На прогулке предлагаю детям: «Представьте, что мы самолеты. Полетели… Как гудит самолет? У-у-у! А теперь мы—машины. Поехали… Как гудит машина? Би-би! Давайте вместе споём:--Машина, машина—идёт, гудит:

                                                 Би-би-би!

                                                В машине, машине шофёр сидит!

                                                Би-би-би!

        Варя, Ксюша, Лена поют вместе со мной слова, а  Матвей и Оксана произносят только звукоподражания.

                                      ~ Ролевая игра

        Дети с большим удовольствием и интересом играют в элементарные сюжетно-отобразительные игры. «Больница», «Поезд», «Семья», «Телефон» стимулируют речевую активность, повышают коммуникативную компетентность.   (Центр сюжетных игр. Алина Ф 3 г.. играет в «Телефон».

       - Алло, мама?

       -Здравствуй, Алина!

       -Привет, мамочка!

        -Что ты делаешь, дочка?

       -Я играю!

        -С кем играешь?

       -С детками!

     -  Мама, ты где?

        -На работе..            и т.д. )  

~ Стимуляция развития речи

в процессе режимных моментов

        Я сообщаю детям о том, что они будут делать, т.е. комментирую действия детей; предлагаю одному ребенку рассказать о том, что он делает, т.е. комментирует ребенок. Использую потешки, стихи для режимных моментов.

         После прогулки спрашиваю деток: «что мы сейчас будем делать?—Мыть руки!—говорит Ксюша. А что ещё будем делать?—Есть суп!  -говорит Варя и т.д.

        - Матвей, что делает Оксана?—Моет руки. Вытирает руки! Чем вытирает?—полотенцем…Что мы будем делать когда поедим?— Спать!-говорит Настя.-Бай-бай!-говорит  Миша!  И т. д.

                       ~ Продуктивные виды деятельности 

         Рисование, лепка, аппликация – способствуют появлению речевой активности ребенка. . Центр ИЗО (Я «забыла» положить листочки бумаги, карандаши. «Лена нарисуй дорожку для колобка!—Нет бумаги!-говорит. Даю лист бумаги. «Рисуй!—Дай карандаш!—говорит Лена. Даю карандаши—девочка начинает рисовать.)

         Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности вынуждают малышей просить недостающее, то есть проявлять речевую активность.

 

                              ~ Музыкальные игры

        Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «Баба сеяла горох», «По кочкам» и другие – стимулируют желание ребенка двигаться, подпевать. Я использую музыку, песенки сказки в течение дня, во время режимных моментов. В группе есть магнитофон, различные диски с песенками, потешками, звуками.

                                       ~ Похвала

         Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребенка в его присутствии, но не сравнивать с другими детьми! Это также стимулирует потребность в речевом общении.

         - Таким образом, используя данные приемы для развития и стимуляции речевой активности детей, мы достигаем значительного улучшения речи детей, расширения активного словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая организация и поддержка игры в младшем дошкольном возрасте

Современной наукой доказано, что в дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности человека, формируются все базовые личностные качества, адекватное мировосприятие и самовосприятие, основы...

Педагогическая организация и поддержка игры в младшем дошкольном возрасте

Современной наукой доказано, что в дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности человека, формируются все базовые личностные качества, адекватное мировосприятие и самовосприятие, основы...

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В этой статье я представлю  основные методы и приёмы, которыми я пользуюсь, по различным направлениям развития речи детей раннего возраста.Я их использую не только во время непосредственной образ...