Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
статья на тему

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В Конституции Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования, в Законе Российской Федерации Об образовании и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного ответственного человека готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями среди планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены такие качества ребенка как: способность самостоятельно действовать управлять своими эмоциями и действиями; планировать свои действия по достижению поставленной цели; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

 Исследования ученых доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, ответственности, творчества. Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А., Запорожец А.В. объясняют это тем, что в период дошкольного возраста ребенок с одной стороны, отделяет себя от других людей, осознает собственные возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. А с другой, желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, что является особенностями стиля поведения. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли - важный момент в развитии, саморегуляции, однако, в ДОУ не всегда созданы для этого условия.

Формирование самостоятельности, по мнению Выготского JI.C., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи, благодаря этому, ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Таким образом, основой и необходимым условием для формирования самостоятельности, целенаправленности, является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность - это отражено во ФГОС.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

В результатах:

- не достаточно сформирован интерес к самостоятельной деятельности;

- не развито чувство ответственности за результат выполняемых действий;

- не достаточно сформирована способность ставить цель своей деятельности.

В основном процессе:

- отсутствие плана работы по формированию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- неспособность педагогов и родителей поддерживать детскую инициативу к самостоятельной деятельности;

- отсутствие взаимодействия родителей, педагогов и детей в процессе формирования самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 

В условиях профессиональной деятельности:

- недостаточный уровень компетентности педагогов по данному вопросу;

- недостаточное использование различных форм работы для формирования детской самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий;

- не организованна развивающая предметно-пространственная среда, способствующая становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у дошкольников;

- отсутствие дидактических и интерактивных пособий, оптимизирующих работу по становлению у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Таким образом все выше сказанное позволяет предположить, что дошкольный возраст благоприятный период становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, однако недостаток психолого-педагогической поддержки делает этот процесс затруднительным.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

В результате проведенного анализа была сформулирована следующая проблема: определение эффективных психолого-педагогических условий становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и обеспечение психолого-педагогической поддержки детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

3.  Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой работы

Пример проявления в действии и речи ребенка.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

- Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Предоставление возможности самостоятельно выбирать направление деятельности, с учетом своих потребностей, индивидуального развития, интересов.

- Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности, любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.

- Дети проявляют интерес, инициативу в выборе деятельности, в выборе сюжета игры, сюжета сказки, настольно-печатных игр и подвижных игр;

 сами рассказывают, описывают, что изображено, акцентируют внимание на интересных моментах.

 

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

- Формирование способности самостоятельно программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

- Дети с уважением относятся к взрослым; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу.

-  Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности: знают правила поведения на дороге, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим; придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.;

 - Умеют проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

- Дети умеют одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- Формирование интересов и познавательных действия в различных видах деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают сюжет и распределяют роли, выбирают  или изготовляют атрибуты для игр и предметы заместители, выбирают действия, корректируют свои действия внутри игры.

 

4.Характеристика изменений в образовательном процессе.

и саморегуляции собственных действий.

Для решения изучаемой проблемы, необходимо провести изменения:

в образовательном процессе:

- составить перспективный план работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- составить план взаимодействия с родителями и педагогами;

- организовать «Родительские гостиные», «Родительские клубы» по тематике данной проблемы;

- в работе с родителями и педагогами использовать тренинги, мастер-классы, деловые игры;

- разработать консультации для педагогов и родителей по поддержанию детской инициативы: «Как правильно хвалить малыша», «Проблемные ситуации для детей», «Развивающие игры для детей», «Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей»;

- активно использовать технологии проектной деятельности: «Наши питомцы», «Поможем тем, кто рядом»;

- разнообразить сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Кругосветное путешествие», «Мы военные разведчики»;

 в средствах обучения и воспитания:

-   использовать современные интерактивные пособия «В гостях у Мойдодыра», «Мамины помощники»;

- оптимизировать центры активности: уголки детского творчества.

-  создать методическое пособие «Доска выбора»; «Театр эмоций», «Мое настроение».

 

в контроле педагогической деятельности:

Показатель

Автор, наименование диагностической методики

Цель диагностики

- самостоятельно регулирует собственные действия;

Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Уленьковой

Изучение саморегуляции собственных  действий.

- формирование способности самостоятельно программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

«Методика исследования процесса психического пресыщения»

А. Карстен. (3-7 лет)

Оценка степени волевой активности.

 

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение образовательных ресурсов (кадровые, научно-технические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организованные)

В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

1. Кадровые:

-  обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам формирования самостоятельности у дошкольников;

-  провести анкетирование, беседы, опрос педагогов и родителей с целью выяснения информационных затруднений в реализации данной проблемы;

2. Научно-методические:

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей и создание информационных буклетов;

- разработка конспектов образовательной деятельности, развлечений;

- внесение изменений в календарном планировании;

3. Материально-технические:

- обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал;

- приобретение мультимедийного оборудования, наглядного сопровождения к нему;

- приобрести настольные дидактические игры.

4. Нормативно-правовые:

- анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации).

5. Информационные:

- использование ИКТ в образовательном процессе;

- использование и обогащение мультимедийной картотеки.

6. Организационные:

- проведение родительских собраний;

- организация совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов;

- выставки художественно-творческой деятельности детей по теме;

- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях становления самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kayuk_s.v.docx997.08 КБ

Предварительный просмотр:

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В Конституции Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования, в Законе Российской Федерации Об образовании и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного ответственного человека готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями среди планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены такие качества ребенка как: способность самостоятельно действовать управлять своими эмоциями и действиями; планировать свои действия по достижению поставленной цели; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

 Исследования ученых доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, ответственности, творчества. Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А., Запорожец А.В. объясняют это тем, что в период дошкольного возраста ребенок с одной стороны, отделяет себя от других людей, осознает собственные возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. А с другой, желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, что является особенностями стиля поведения. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли - важный момент в развитии, саморегуляции, однако, в ДОУ не всегда созданы для этого условия.

Формирование самостоятельности, по мнению Выготского JI.C., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи, благодаря этому, ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Таким образом, основой и необходимым условием для формирования самостоятельности, целенаправленности, является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность - это отражено во ФГОС.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

В результатах:

- не достаточно сформирован интерес к самостоятельной деятельности;

- не развито чувство ответственности за результат выполняемых действий;

- не достаточно сформирована способность ставить цель своей деятельности.

В основном процессе:

- отсутствие плана работы по формированию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- неспособность педагогов и родителей поддерживать детскую инициативу к самостоятельной деятельности;

- отсутствие взаимодействия родителей, педагогов и детей в процессе формирования самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В условиях профессиональной деятельности:

- недостаточный уровень компетентности педагогов по данному вопросу;

- недостаточное использование различных форм работы для формирования детской самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий;

- не организованна развивающая предметно-пространственная среда, способствующая становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у дошкольников;

- отсутствие дидактических и интерактивных пособий, оптимизирующих работу по становлению у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Таким образом все выше сказанное позволяет предположить, что дошкольный возраст благоприятный период становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, однако недостаток психолого-педагогической поддержки делает этот процесс затруднительным.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

В результате проведенного анализа была сформулирована следующая проблема: определение эффективных психолого-педагогических условий становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и обеспечение психолого-педагогической поддержки детей и родителей.

3.  Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой работы

Пример проявления в действии и речи ребенка.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

- Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Предоставление возможности самостоятельно выбирать направление деятельности, с учетом своих потребностей, индивидуального развития, интересов.

- Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности, любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.

- Дети проявляют интерес, инициативу в выборе деятельности, в выборе сюжета игры, сюжета сказки, настольно-печатных игр и подвижных игр;

 сами рассказывают, описывают, что изображено, акцентируют внимание на интересных моментах.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

- Формирование способности самостоятельно программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

- Дети с уважением относятся к взрослым; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу.

-  Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности: знают правила поведения на дороге, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим; придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.;

 - Умеют проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

- Дети умеют одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- Формирование интересов и познавательных действия в различных видах деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают сюжет и распределяют роли, выбирают  или изготовляют атрибуты для игр и предметы заместители, выбирают действия, корректируют свои действия внутри игры.

4.Характеристика изменений в образовательном процессе.

и саморегуляции собственных действий.

Для решения изучаемой проблемы, необходимо провести изменения:

в образовательном процессе:

- составить перспективный план работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- составить план взаимодействия с родителями и педагогами;

- организовать «Родительские гостиные», «Родительские клубы» по тематике данной проблемы;

- в работе с родителями и педагогами использовать тренинги, мастер-классы, деловые игры;

- разработать консультации для педагогов и родителей по поддержанию детской инициативы: «Как правильно хвалить малыша», «Проблемные ситуации для детей», «Развивающие игры для детей», «Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей»;

- активно использовать технологии проектной деятельности: «Наши питомцы», «Поможем тем, кто рядом»;

- разнообразить сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Кругосветное путешествие», «Мы военные разведчики»;

 в средствах обучения и воспитания:

-   использовать современные интерактивные пособия «В гостях у Мойдодыра», «Мамины помощники»;

- оптимизировать центры активности: уголки детского творчества.

-  создать методическое пособие «Доска выбора»; «Театр эмоций», «Мое настроение».

в контроле педагогической деятельности:

Показатель

Автор, наименование диагностической методики

Цель диагностики

- самостоятельно регулирует собственные действия;

Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Уленьковой

Изучение саморегуляции собственных  действий.

- формирование способности самостоятельно программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

«Методика исследования процесса психического пресыщения»

А. Карстен. (3-7 лет)

Оценка степени волевой активности.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение образовательных ресурсов (кадровые, научно-технические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организованные)

В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

1. Кадровые:

-  обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам формирования самостоятельности у дошкольников;

-  провести анкетирование, беседы, опрос педагогов и родителей с целью выяснения информационных затруднений в реализации данной проблемы;

2. Научно-методические: 

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей и создание информационных буклетов;

- разработка конспектов образовательной деятельности, развлечений;

- внесение изменений в календарном планировании;

3. Материально-технические:

- обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал;

- приобретение мультимедийного оборудования, наглядного сопровождения к нему;

- приобрести настольные дидактические игры.

4. Нормативно-правовые:

- анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации).

5. Информационные:

- использование ИКТ в образовательном процессе;

- использование и обогащение мультимедийной картотеки.

6. Организационные:

- проведение родительских собраний;

- организация совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов;

- выставки художественно-творческой деятельности детей по теме;

- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях становления самостоятельности.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Тема пособия: «В гостях у Мойдодыра»

Возраст целевой группы: 4-5 лет,

Цель пособия: способствовать саморегуляции собственных действий посредством становления навыков личной гигиены.

Задачи:

- развитие у детей активности, контактности, самостоятельности;

- формирование чувства ответственности за свое здоровье;

- развитие у детей познавательных процессов и мыслительных операций.

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснения педагога.

1

Детям предлагается отправится в гости к Мойдодыру.

2

Какие предметы вы будете использовать, чтобы быть чистым.

Если  выбран правильный предмет то он перемещается к Мойдодыру.

3

   Как бы вы будете использовать предметы, изображенные в рамке?

 При правильном ответе предмет перемещается к предмету использования.

4

Куда бы вы положили предметы, изображенные в рамке?

При правильном ответе предмет перемещается к предмету использования.

5

Какой алгоритм мытья рук вы бы выбрали? При правильном ответе алгоритм выходит на первый план

6

«Как бы вы ценили свою работу сегодня?»

Детям предлагается выбрать один цветок с изображением эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

«Центр ПДД как средство воспитания самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного поведения на дороге»

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию с...

Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по

Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма  актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....