Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
методическая разработка
Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитанников". В публикации представлен конспект семинара-практикума и сопровождающая его презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmpo_po_skr_3_-_samoregulyatsiya.pptx | 907.68 КБ |
samoregulyatsiya_-_19.04.2022_-_dlya_publikatsii.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарик терминов
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение
Самостоятельность ребенка – проявляется в том, что ребенок может осознанно следовать правилам, введенным в группе, присваивая их. Он может не только без посторонней помощи и напоминаний убрать после окончания игры игрушки и после рисования краски, помочь накрыть на стол, следовать гигиеническим правилам, введенным в группе, но и ставить перед собой разные задачи и управлять собственными действиями.
Целенаправленность – характеристика деятельности, направленной на достижение определенного конечного результата, цели Цель – это то, к чему стремится некий человек или группа людей. Итоговое состояние, конечный результат, ради которого предпринимаются все действия по его достижению. Как правило, цель всегда четко сформулирована и имеет временные рамки
Структура деятельности
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками Регуляторные способности – умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение
Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в 4-х сферах:
Условия для развития саморегуляции и самостоятельности у дошкольников
Блоки упражнений, направленных на развитие саморегуляции ребенка
создают не создают или благоприятные условия для развития самостоятельности
Если каждый ребенок в группе легко может найти и взять то, что нужно для игры, экспериментирования, творчества Если игрушки и материалы в группе находятся в основном на закрытых полках и в контейнерах, которые трудно открывать Если логика расположения материалов не очень понятна детям (забывают , что где лежит, нет понятной им маркировки ) создаются не создаются благоприятные условия для развития самостоятельности
Демократический стиль общения, предполагающий свободу выбора и ответственности за этот выбор Правильная последовательность видов помощи ребенку Авторитарный и попустительский стиль общения Наличие гиперопеки со стороны педагога Отсутствие системы в вопросах оказания помощи ребенку создаются не создаются благоприятные условия для развития самостоятельности
Последовательность основных видов помощи Самостоятельность ребенка: «Я сам!»
Последовательность видов помощи Самостоятельность ребенка: «Я сам!»
Мусорная корзина – отметьте то, что вы хотели бы выбросить за ненадобностью Рефлексия «Чемодан, кофемолка, мусорная корзина» Кофемолка – какая информация нуждается в дальнейшей обработке, обдумывании, т.е. что еще необходимо «перемолоть» Чемодан – напишите о том, что вы уже сейчас можете «взять с собой в дорогу»
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Формы работы: семинар-практикум, просмотр и обсуждение видеофрагментов образовательной деятельности, презентация опыта, выставка пособий
План работы:
- Вступительное слово.
- Разминка-приветствие «Ежик-ежик».
- Групповая работа и теоретическая информация «Словарик терминов».
- Практическая работа «Формы и методы работы с дошкольниками по развитию саморегуляции собственных действий»: просмотр видеороликов, обсуждение и комментарии из опыта работы.
- Разминка «Рыбы, птицы, звери».
- Групповая работа «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий».
- Рефлексия «Чемодан, кофемолка, мусорная корзина».
Материалы:
Презентация по теме; видеофрагменты СОД воспитателя с детьми; карточки «Буквы С, Р, Ц» (по количеству участников); мяч; бланки для групповой работы: «Блоки упражнений, направленных на развитие саморегуляции», «Разработка рекомендаций для педагогов по развитию самостоятельности у дошкольников (в игровой, изобразительной деятельности и самообслуживании»; картинки для рефлексии: «Чемодан», «Кофемолка», «Мусорная корзина»; мелкие листы бумаги (в неограниченном количестве).
Ход работы:
- Вступительное слово ведущего
Слайд 1. Тема заседания ММПО
Знакомство с темой, повесткой дня, планом проведения МО.
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами встретились, чтобы обсудить актуальную тему, которую нам предлагает ФГОС ДО: «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
- Разминка-приветствие «Ежик-ежик»
Участникам предлагается выйти и встать в общий круг.
- Мы сейчас поприветствуем друг друга по очереди вот таким способом. Каждый из вас по очереди назовет какое-то животное, рыбу или птицу. Они не должны повторяться.
После этого начинаем приветствие. Ведущий по 2 раза называет свое животное (хлопает при этом в ладоши), а затем любое из названных в кругу (хлопая себя по передней части бедер). Так, ход переходит к следующему человеку. Он делает то же самое. Например, «ежик-ежик – заяц-заяц».
Нужно постараться делать это достаточно быстро, не сбиваясь с общего темпа. Задачу можно усложнить, если хлопать будут одновременно все участники.
- Групповая работа и теоретическая информация «Словарик терминов»
Работа продолжается в общем кругу.
- Предлагаю вам выбрать одну из карточек с буквами С, Р или Ц (выбирают). Теперь объединитесь в три подгруппы (участники объединяются в три подгруппы в зависимости от изображенной на карточке буквы).
Слайд 2. «Словарик терминов»
Работа продолжается, стоя в трех подгруппах.
- Прежде чем мы продолжим дальнейшую работу, нам надо определиться с терминологией. Мы сейчас составим словарик терминов. Каждая группа получит карточку, на которой написано одно из сегодняшних понятий: С – самостоятельность, Ц – целеустремленность, Р – регуляция и саморегуляция. Путем группового обсуждения, вам необходимо дать определение этому понятию. Постарайтесь дать объяснение так, как вы понимаете.
После обсуждения участники представляют результаты. Затем все садятся на свои места.
Ведущий дает теоретическую информацию, используя слайды.
Слайд 3.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение
Слайд 4.
Самостоятельность ребенка (из словаря программы «От рождения до школы») – проявляется в том, что ребенок может осознанно следовать правилам, введенным в группе, присваивая их. Он может не только без посторонней помощи и напоминаний убрать после окончания игры игрушки и после рисования краски, помочь накрыть на стол, следовать гигиеническим правилам, введенным в группе, но и ставить перед собой разные задачи и управлять собственными действиями.
Слайд 5.
Целенаправленность – характеристика деятельности, направленной на достижение определенного конечного результата, цели.
Цель (из словаря программы «От рождения до школы») – это то, к чему стремится некий человек или группа людей. Итоговое состояние, конечный результат, ради которого предпринимаются все действия по его достижению. Как правило, цель всегда четко сформулирована и имеет временные рамки.
Слайд 6. Структура деятельности
Любая целенаправленная деятельность человека имеет свою структуру:
- цель (это образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность, это то, что представляется в сознании),
- средства, необходимые для достижения цели и соответствующие ей,
- действия, необходимые для достижения цели, которые состоят из поступков и в конечном итоге складываются в поведение,
- результат.
Следует помнить, что чаще всего цели ребенка и цели взрослого не совпадают. И здесь встает вопрос о мотивации детей.
Слайд 7.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Регуляторные способности (из словаря программы «От рождения до школы») – умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение.
Слайд 8. Способность регулировать…
Далее на слайде представлены сферы психической жизни, в которых проявляется способность саморегуляции: двигательная, эмоциональная, сфера общения и поведения. В каждой из этих сфер есть конкретные контролирующие умения, которыми ребенок должен овладеть. Причем последовательность именно такова: ребенок сначала учится владеть своим телом, затем эмоциями, затем общением, и только потом он начинает регулировать свое поведение.
- Практическая работа «Формы и методы работы с дошкольниками по развитию саморегуляции собственных действий»: просмотр видеороликов, обсуждение и комментарии педагога из опыта работы
- Сейчас мы поговорим о том, а какие же условия необходимы для развития у детей всего вышеперечисленного. Мы посмотрим несколько видеороликов, на которых представлены некоторые формы и методы работы с дошкольниками, направленные на развитие саморегуляции собственных действий.
Просмотр видеороликов СОД воспитателя с детьми, обсуждение и комментарии педагога.
Примерные темы видеороликов:
- телесно-ориентированная игра «Дует ветер» (часть утреннего круга)
- подвижная игра с правилами «Кричалки – шепталки – молчалки»
- игры с заданной системой правил «Небо – земля» и «Прошепчи»
- игра «Обиженный зайчик» (часть вечернего круга)
- развивающий диалог по поводу правил общения
- Разминка «Рыбы, птицы, звери»
Упражнение с мячом выполняется в общем кругу.
- Я предлагаю нам немного размяться и поиграть. Для этого надо выйти в общий круг. Сейчас я кому-нибудь брошу мяч, предварительно назвав какое-либо понятие, например «посуда». Тот, кому я бросила мяч, называет любой предмет посуды, а затем называет новое понятие, например, «овощи», и бросает мяч кому-то еще. Постарайтесь выполнять задание в быстром темпе.
- Групповая работа «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Слайд 9. Условия для развития саморегуляции и самостоятельности
- Сейчас мы продолжим работу по изучению условий для развития самостоятельности и саморегуляции у дошкольников.
Для этого нам необходимо снова объединиться в три подгруппы. Предлагаю видоизменить пространство и сесть в три круга для групповой работы. Нам предстоит выполнить несколько заданий.
Педагоги объединяются в те же подгруппы, что и ранее, и оборудуют пространство для групповой работы.
А) Игры и упражнения, направленные на развитие саморегуляции
Слайд 10. Блоки упражнений
- Как вы уже поняли, для развития саморегуляции собственных действий важно активное включение разнообразных игр и упражнений. Все упражнения можно объединить в блоки, которые представлены на слайде.
Каждая группа получит бланк, на котором написан один из блоков упражнений. Ваша задача – перечислить как можно большее количество игр и упражнений из данного блока.
Участникам даются бланки с названиями блоков упражнений. Педагоги выполняют задание, а затем презентуют результаты.
Б) Условия для развития самостоятельности у дошкольников
Теоретическая информация
Слайд 11. Особенности образовательной среды
- Такие особенности образовательной среды как предметно-пространственная среда, распорядок дня и взаимодействие воспитателя с детьми могут либо создавать, либо не создавать благоприятные условия для развития самостоятельности у дошкольников.
Сразу хочу отметить, что в первую очередь в режиме дня должно быть предусмотрено время для самостоятельной деятельности ребенка.
Давайте вместе подумаем, каким образом на развитие самостоятельности может оказать влияние предметно-пространственная среда. (Предполагаемые ответы).
Слайд 12. Благоприятные условия (ППС)
- Если каждый ребенок в группе легко может найти и взять то, что нужно для игры, экспериментирования, творчества, самостоятельность будет развиваться лучше. Если игрушки и материалы в группе находятся в основном на закрытых полках и в контейнерах, которые трудно открывать, если логика расположения материалов не очень понятна детям (они забывают, что где лежит, нет понятной им маркировки), то такие условия в меньшей степени способствуют развитию самостоятельности.
- А как могут влиять особенности взаимодействия педагога с воспитанниками на проявление у детей самостоятельности. (Предполагаемые ответы).
Слайд 13. Благоприятные условия (взаимодействие)
Способствуют проявлению самостоятельности: демократический стиль общения, предполагающий свободу выбора и ответственности за этот выбор, а также правильная последовательность видов помощи ребенку.
Не способствуют: авторитарный и попустительский стили общения, гиперопека, отсутствие системы в вопросах оказания помощи ребенку.
Слайд 14. Последовательность основных видов помощи
- Обучающая помощь: непосредственный показ всей последовательности, образца и способа выполнения задания
- Направляющая помощь: необходима в случаях затруднения в определении средств, способов, планирования действий, первого шага последующих действий
- Эмоционально-стимулирующая помощь: используется для включения в работу после получения задания или в случае, если работа выполнена неверно
Слайд 15. Последовательность видов помощи
- Обучающая помощь: непосредственный показ всей последовательности и образца, объяснение способа выполнения задания
- Направляющая помощь: уточнение порядка действий, повторение инструкции: «Вспомни, что нужно сделать…», «Как ты планируешь выполнять действия?»
- Организующая помощь: организация внимания на каком-то моменте выполнения задания, если ребенок отвлекается
- Стимулирующая помощь: активизация собственных сил ребенка: «Подумай!», «Посмотри внимательно»
- Эмоционально-регулирующая помощь: общее подбадривание: «Ты это сможешь!», «Тебе это по силам!»
Групповая работа «Разработка рекомендаций для коллег-педагогов по развитию самостоятельности у дошкольников»
- Продолжим работу в подгруппах. Каждая группа получит бланк, на котором написан один из видов деятельности, где в наибольшей степени может проявиться самостоятельность дошкольника: самообслуживание, игровая деятельность и изобразительная деятельность. Ваша задача – разработать рекомендации для своих коллег – педагогов по развитию самостоятельности у дошкольников в данных видах деятельности.
Участникам даются бланки с заданиями. Педагоги выполняют задание, а затем презентуют результаты.
- Рефлексия «Чемодан, кофемолка, мусорная корзина»
- Рефлексию мы проведем сегодня необычным способом. У меня есть карточки с изображением чемодана, кофемолки и мусорной корзины. Вспомните все сегодняшнее занятие, затем возьмите себе от 1 до 3 маленьких листа бумаги. На них напишите свои впечатления от проведенной работы, положив лист на одну из карточек:
- Чемодан – напишите о том, что вы уже сейчас можете «взять с собой в дорогу»;
- Кофемолка – какая информация нуждается в дальнейшей обработке, обдумывании, т.е. что еще необходимо «перемолоть»;
- Мусорная корзина – отметьте то, что вы хотели бы выбросить за ненадобностью.
Игры и упражнения, направленные на развитие саморегуляции
Блок 1. Упражнения, направленные на развитие внимания и преодоление двигательных стереотипов
Игры и упражнения, направленные на развитие саморегуляции
Блок 2. Упражнения, направленные на развитие умения действовать по правилу или системе правил
Игры и упражнения, направленные на развитие саморегуляции
Блок 3. Упражнения, способствующие успокоению и снятию напряжения
Игровая деятельность
Разработайте рекомендации для своих коллег-педагогов по развитию самостоятельности у дошкольников в данном виде деятельности
Изобразительная деятельность
Разработайте рекомендации для своих коллег-педагогов по развитию самостоятельности у дошкольников в данном виде деятельности
Самообслуживание
Разработайте рекомендации для своих коллег-педагогов по развитию самостоятельности у дошкольников в данном виде деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС
Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...
«Центр ПДД как средство воспитания самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного поведения на дороге»
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию с...
Выступление из опыта работы по теме: «Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного п
В данном выступлении раскрыт опыт работы с родителями законными представителями по обогащению предметно-развивающей среды....
Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по
Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....
Конкурс методических разработок Проект с родителями «Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении ПДД
Разработка для воспитателей поможет вовлечь родителей в оформление игрового центра по ПДД....