«Центр ПДД как средство воспитания самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного поведения на дороге»
статья на тему

Корнева Зинаида Валерьевна

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду формируем элементарные представления о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Формируем представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Выступление по ПДД2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 189 «Солнышко»

«Центр ПДД как средство воспитания самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного поведения на дороге»

Подготовила:

Корнева З.В., воспитатель

первой квалификационной категории

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду формируем элементарные представления о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Формируем представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.  

На этапе завершения дошкольного образования  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и соблюдать правила безопасного поведения, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Дошкольник  умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. 

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно в детском саду  все дети получают систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобретают необходимые навыки такого поведения.

Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно – транспортных происшествий с их участием, проводим своевременную и качественную подготовку ребенка к условиям безопасного поведения на дороге. Это особенно актуально для нашего детского сада, так как он  располагается вблизи проезжей части, в районе железнодорожного вокзала. Это работа не одного дня. Целью данной работы является:

- профилактика дорожно – транспортного травматизма детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения.

С этой целью был создан центр ПДД «Дорожный островок», слайд 2 который  решает следующие задачи:

  • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, полученных в непосредственной образовательной деятельности через эмоциональное восприятие; Слайд 3  
  • Показать в игровой ситуации к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
  • Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
  • Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
  • Воспитывать грамотного пешехода.

Слайд 4  «Дорожный островок», стал для ребят одним из самых интересных и увлекательных центров в группе. Он оснащен  разнообразным  дидактическим материалом  по обучению детей правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся: Слайд 5  

  • Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
  • Настольно-печатные, дидактические игры.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора)
  • Конструктор
  • Макет улицы с перекрестком Слайд 6  

Используя макет, фигурки пешеходов и транспорта, мы совместно с детьми  создаем проблемные ситуации, рассматриваем их и находим пути решения Слайд 7.  А также объясняем, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показываем опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Слайд 8 Так же в центре имеется развивающий мини-коврик с дорожной разметкой для игр с машинками.  Он  предусматривает возможность организовывать  детские игры постоянно меняя положение тела, т.е.  сидя или лежа на полу. Слайд 9  В играх на коврике, кроме закрепления знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, дети совершенствуют умение решать  дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со сверстниками, проявляет инициативу и самостоятельность.

Слайд 10  В совершенствовании и закреплении знаний правил дорожного движения особую роль уделяем дидактическим играм, Слайд 11  таким, как «Назови правильно дорожные знаки»,  «Собери дорожные ситуации», 

Слайд 12  «Транспорт», «Четвертый лишний» и др.

Слайд 13  Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков правильного поведения на улице города, Слайд 14   в транспорте  организовывали сюжетно-ролевые игры Слайд15  «Путешествие на автобусе», «Водитель такси», Слайд16  «Мы по городу идем» и др.

Слайд17  Воспитание осознанного отношения  дошкольников к выполнению правил безопасности дорожного движения осуществляем через непосредственно-образовательную деятельность: была проведена игра-викторина «Знатоки ПДД»  Слайд 18 , занятие «Безопасный маршрут» Слайд 19, совместно с инструктором по физической культуре и с привлечением инспектора Слайд 20  ГИБДД Клейменовой Ириной Владимировной был проведен спортивный праздник. Слайд 21  

Главным событием нашего детского сада был приезд мобильного автобуса «Академия дорожной безопасности» Слайд 22  - такое название носит волшебный, сказочный автобус управления МВД России по Алтайскому краю. Салон автобуса оборудован наглядными материалами, плакатами, моделирующими различные дорожные ситуации, а также телевизором. Ребятам рассказывали о необходимости использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности. Слайд 23 Особое внимание детей было обращено на использование световозвращающих элементов и поведение пешеходов.  Для ребят на конкретных примерах, с использованием видеороликов, были продемонстрированы и разъяснены основные причины аварий с участием детей. Ребята очень активно участвовали в обсуждении различных дорожных ситуаций, а также показали хорошие знания правил дорожного движения.

Слайд 24  Для  поддержания  у детей интереса к изучению ПДД, используем ИКТ, создаем различные по форме и содержанию презентации:  в формате  Power point «Дорога – не место для игр», «Светофор – наш друг», Слайд 25  буклеты, стенгазеты,   которые используем в закреплении знаний детей.

В теплый период года вся работа по обучению ПДД переносится на улицу. Для этого на территории детского сада обустроена площадка с дорожной разметкой.  Слайд 26  Дети учатся правильно переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке, закрепляют умения, как правильно вести себя на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов.

Слайд 27  Для достижения желаемого результата по профилактике дорожно-транспортного травматизма, активно привлекаем родителей воспитанников, так как именно они являются главными людьми в жизни ребенка. И как бы мы ни обучали детей культуре поведения на дороге, но если родители нарушают правила дорожного движения, то это будут делать и их дети, беря пример с родителей!

Слайд 28  Родителям предлагали ряд консультаций, памятки, оформляли тематические выставки. Слайд 29  Проводили родительские встречи с привлечением инспектора ГИБДД Слайд30  «Дорога. Безопасность. Дети», Организовывали сотворчество родителей и детей (поделки и рисунки)

Слайд 31  Самым эффективным методом работы с воспитанниками и их родителями считаем  - совместное составление схемы безопасного маршрута «Дом – детский сад – дом» – это схема, в которой отмечается безопасный путь движения ребёнка из дома в детский сад и обратно. Слайд 32  Схемы маршрутов находятся в портфолио воспитанников.

Слайд 33  Дорога с ребенком в детский сад и обратно — идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице, а совместная работа детского учреждения и родителей обеспечат безопасность детей в сложной дорожной ситуации.

Слайд 34 Работа на этом не закончена – каждый год к нам приходят новые дети и наша задача – подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, так как:

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

И наша задача – подготовить детей к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.  Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Слайд 35  

Литература

2. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. «Правила дорожного движения для  детей дошкольного возраста». Москва, 2006 г.

3. Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге». Санкт-Петербург, 2008 г.

4. М.С.Коган «Правила дорожные знать каждому положено». Новосибирск: Сиб. унив.издательство, 2008 г.

5. А.Усачев «Правила дорожного движения». Москва,2009 г.

6. Л.Радзиевская «Азбука безопасности». Москва – ОНИКС, 2008 г.

7. Л.Б.Поддубная «Правила дорожного движения средняя группа». ИТД «Корифей», 2009 г.

8. В.К.Полыванова, З.С.Дмитренко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 г.

9. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей». СЛОВО – АСТ, Москва, 2010 г.

10. О.В.Александрова «Уроки вежливости для малышей». ЭКСМО, Москва, 2012 г.

11. Журналы:Д/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г., Д/В №4//97, Д/В №7//91 г.

12. Э.Я Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам -о правилах дорожного движения». М.: 1975г.

13. Т.Ф. Саулина  «Три сигнала светофора». М., 1989 г.

14. О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.

15. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: Детство - Пресс, 2002г.

16. И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.

17. Журналы «Ребенок в детском саду».

18. Журналы «Воспитатель ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...

Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по

Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма  актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...