Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по в ФГОС ДО. Осень.
план-конспект занятия по логопедии

Занятия по формированию лексико-грамматических категорий по в ФГОС ДО. Осень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект логопедического занятия

                                      Тема: «Осень»

(групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Подготовила: 

Учитель – логопед Кузнецова Е.С.

                                       

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: обобщение представлений о характерных признаках осени.

Программное содержание

Коррекционно - образовательные задачи: 

· закрепление и обобщение представлений по теме «Осень»;

· уточнение, расширение и активизация словаря по данной теме;

· обогащение словаря детей, уточнить знания названия месяцев;

· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);

· учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков

Коррекционно -развивающие: 

· развитие мелкой моторики;

· развитие зрительного восприятия и внимания;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

· развитие анализа и синтеза.

Коррекционно - воспитательные: 

·воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.

Предварительная работа: изучение данной темы, разучивание стихотворения про осень.

Словарная работа: месяца осени (сентябрь, октябрь, ноябрь), листопад, разноцветные, пасмурно, хмурая, дождливая

Материалы и оборудование: картинки по данной теме, использование цифровых образовательных ресурсов, музыкальная подборка для игр.

          Ход деятельности

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Развитие фонематического восприятия

        Развитие анализа и синтеза.

        Игра «Исправь ошибку»

        Итог занятия.

          Ход деятельности

Организационный момент.

Логопед: -Мы сегодня с вами отправляемся путешествовать в волшебный лес.

- Координация движения в сочетании с речью:

        Ветер северный подул:

        С-С-С, все листочки с липы сдул (пошевелить пальцами)

        Полетели, закружились,

        И на землю опустились.

        Дождик стал по ним стучать: (постучать пальцами)

        Кап – кап –кап, кап – кап – кап.

        Град по ним заколотил,

        Листья все насквозь пробил. (постучать кулачками)

        Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед, назад)

        Одеялом их накрыл. (ладони положить на голову).

Логопед: - А теперь сели на свои места.

               - Ребята, вспомните, когда с деревьев опадают листочки?

Дети: - Осенью.

Логопед: - Правильно. Кто-нибудь из вас знает, как называется это явление в природе?

- Правильно листопад!

Повторение пройденного материала.

Беседа по теме «Осень»

- Дети рассказывают, что помнят про осень, что происходит в природе, в жизни  зверей и птиц, как начинают одеваются люди и т. д.

        Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Ребята, послушайте внимательно и попробуйте догадаться, кто это или что? (Музыкальная подборка «Звуки леса»).

        - Какие вы молодцы, совсем не запутались и правильно все отгадали.

        - Посмотрите, куда мы пришли? (на экране по очереди появляются слайды уборка урожая в поле, саду, огороде)

Дети: - Мы попали в поле, здесь собирают пшеницу, рожь. Это собирают специальными машинами. Арбузы, тоже растут в поле.

        - В саду собирают яблоки и груши.

        - В огороде можно найти помидоры,кабачки,тыкву.

Логопед: - Как можно назвать одним словом то, что собирают в огородах?

Дети: - Овощи.

        Развитие анализа и синтеза.

Логопед: - Вы сказали, что собирают овощи (на экране слайд «овощи»). Ребята, послушайте очень внимательно, какой первый звук живет в слове овощи?

        Дети на распев проговаривают слово, пропевая первый звук:

Дети: - Ооооооовощи. Первый звук О.

Логопед: - Хорошо. А в слове Осень, найдете первый звук?

Дети: - Ооооосень. Первый звук О.

Логопед: - Отлично. Ребята, вы говорили, что птицы улетают в теплые края, подскажите какие именно?

Дети: - Гуси, ласточки, скворцы, синички.

Логопед: - А синицы разве улетают?

Дети: - Нет!

Логопед: - Птицы, которые улетают, как они называются?

Дети: - Перелетные.

Логопед: - Хорошо, подумайте, а аисты улетают в теплые края?

Дети: - Да, улетают.

Логопед: - Конечно, улетают. Давайте пропоем это слово, какой там первый звук?

Дети: - Ааааааист. Звук А первый живет.

 Молодцы! Правильно.

 Логопед: А теперь немного отдохнем

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

       Раз, два, три, четыре, пять-

       Будем листья собирать

        (сжимать и разжимать кулачки),

       Листья березы, листья рябины,

        Листики тополя, листья осины,

        Листики дуба мы соберем,

        Маме осенний букет отнесем.

       (загибать поочередно пальцы).

Логопед  Продолжим ребята и следующее задание :

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: - Мы сегодня много говорили и рассказывали про осень, а сейчас проверим какие вы внимательные. Я буду, что-нибудь спрашивать, вы отвечать правильно или неправильно. Готовы?

Дети: - Готовы!

Логопед: - Тогда начинаем.

- Осенние месяцы – февраль, июнь и март?

Дети: - Неправильно, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: - ребята , разве я не права?

Дети неет

Логопед: - Осенью чаще погода ясная, солнечная и теплая.

Дети: - Неправильно.

Логопед: - Когда бывает такая погода: ранней или поздней осенью?

Дети: - Ранней осенью.

Логопед - Ребята послушайте внимательно и выберите, какое из двух предложений правильно: Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Или, осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги.

Дети: - конечно второе, еще надевают теплые штаны, шапки.

Логопед: - Молодцы, как я вас не пыталась запутать, не получилось.

Я предлагаю вам поиграть со мной еще в одну интересную игру. Хотите?

Дети: - Да!

Логопед: - Тогда слушайте внимательно!

        Пошел дождик, на улице стало дождливо, значит какая погода? – Дождливая.

        Если на улице дует сильный ветер, какая погода?

Дети: - Ветреная.

Логопед: - На улице холодно…

               - На улице пасмурно…

                - На улице сыро…

                - На улице хмуро…

                - Дождик прошел, выглянуло солнышко, как стало?

Дети: - Солнечно.

Логопед: - правильно, значит какая погода?

Дети: - Солнечная.

Логопед: - На улице ясно, какая погода?

Дети: - Ясная.

(на экране появляются соответствующие погоде картинки)

Логопед: - Умницы, все правильно ответили .

Логопед: - Для нас Оля выучила стихотворение, послушайте и подумайте про что будет оно.

Оля: Ни листочка, ни травинки!

        Тихим стал наш сад.

        И березки и осинки

        Скучные стоят.

Дети: - Про осень.

Логопед: - хорошо. А кто вспомнит про, что мы сегодня все время разговариваем?

Дети: - Про погоду, про осень, про то, что одеваем на улице, про осенние месяцы и т. д.

Логопед: - Вы правы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, поднимите правую руку те, кто сегодня хорошо работал, а теперь левую, отлично погладьте себя по головке, т. к. сегодня все хорошо работали, правильно отвечали и были очень внимательные!!!

Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О

Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий соответствии с ФГОС «Дикие животные»

Конспект подгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийсоответствии  с ФГОС«Дикие животные»Группа детей по структуре  речевого нарушения : ОНР IIВозрас...

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по ФГОС ДО. Цирк.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Цирк....