Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О
план-конспект занятия (логопедия, средняя группа) по теме

Гринь Анна Борисовна

Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование лексико-грамматического компонента по теме «Осень».

Звук О. Средняя группа.

«Осенний листопад».

Занятие проводится в парке им.Гагарина

Цели:

  1. Активизировать и  обогащать словарь по теме «Осень».
  2. Уточнить артикуляцию и дать характеристику звуку О. Закрепить навык выполнения речедвигательного упражнение на звук О.
  3. Совершенствование грамматических навыков словоизменения.
  4. Углублять знания детей о растениях в парке им.Гагарина.
  5. Развивать слуховое восприятие: выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.
  6. Развивать общую и мелкую моторику, навыки координации движений с речью, речевую память, внимание.
  7. Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Дети с логопедом в парке Гагарина.

Двигательные упражнения «Прогулка в парке».

В парк отправились гулять,        маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке идем        «змейкой» между деревьями

Листья сыплются дождем .                      

Под ногами шелестят                      взмахи кистями рук

И летят, летят, летят

  1. Ответы на вопросы

Вот мы    в нашем любимом  парке! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

- расскажите чего много в нашем парке? ( много деревьев, листьев, травы, пней,  веток, шишек,.)

-Какие деревья растут в парке? (клены, ели, рябины, березы, вязы.)

 - Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые,  багряные)

 -На что похож лист клена?

 - Какая березка? (стройная  с золотыми листочками). Какой ствол у березки? (гладкий, белый с черными черточками).

 - Подойдите к вязу, прикоснитесь рукой.  Какой ствол у вяза? ( шершавый)

- Какие деревья в нашем парке не меняют осенью свой наряд? (ель,)

  1. Подбор слов-действий.

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, со хнут, увядают, шелестят.

  1. Упражнение на развитие речевого дыхания «Листопад».

- Ветерок  хочет с нами поиграть в игру «Листопад».  А вы знаете, что такое листопад?  Ответы детей.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый  ветерок»  и  «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

  1. Речевая игра «Осенние листочки»

Дети берут по два  осенних листочка (клена, вяза, березы, липы). Выполняют движения с речью.

 Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево - вправо)

На веточках сидели, (присели)

Дунул ветерок (подуть на листочки),

 И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

  1. Игра «Угадай и посчитай» Отгадывание загадок.  Логопед показывает детям листочки,  загадывает загадки о деревьях в парке. Дети отгадывают дерево и считают деревья рядом)
  2. Упражнение «Услышь звук» .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года, как дети зовется? (осень)

 Логопед предлагает детям определить какой первый звук слышим в слове «осень», уточняет артикуляцию звука, его характеристику. Дети хором и индивидуально произносят звук О.

Повторение и закрепление речедвигательного упражнения на звук О.

  1. Игра «Зонтик». Логопед подставляет ладошку, а дети как под зонтик подставляют пальчики и должны их убрать, услышав звук  О: а, са, о, у, уа, Оля, осень, ой, утка ….
  2. Игра «Прятки». Закрепление выполнения инструкций логопеда и употребления предлогов в речи.

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, дру гая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, ря дом, из-за, между, на.

  1.         Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Литература:

Выгодская И., Берковская Н. Звукоград. Буквоград. М., 1999.

 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Коноваленко В.В. Артикуляционняя и пальчиковая гимнастика.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

Мухина А.Я. речедвигательная ритмика Москва Астрель 2010

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР  С-П «Детство-пресс» 2004

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по автоматизации звука "Л". Путешествие со звуком"Л".

Этап автоматизации звука у детей с дизартрией предполагает неоднократное повторение одних и тех же слогов,  слов, что может утомить ребенка,...

Презентация к логопедическому занятию "Продукты. лексико-грамматические категории"

Данная предзентация может быть использована учителем-логопедом и воспитателем в совместной деятельности или период проведения ООД....

Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"

Расширение , уточнение  и активизация словаря ,формирование  понимания  и  употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....

Использование компьютерных игр при закреплении лексико-грамматических категорий, автоматизации поставленных звуков у детей с ОНР

В статье говорится о пользе компьютерных игр при закреплении учебного материала в домашних условиях....

КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие»

КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» Приоритетное направление (образовательная область): «Познавательное развитие», интегрируется...