КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тукаева Олеся Владимировна
КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» Приоритетное направление (образовательная область): «Познавательное развитие», интегрируется с ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие». Цель: развивать познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста к полезным растениям и травам в процессе экспериментально-опытнической деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о многообразии растительного мира, обладающего полезными свойствами. Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (целебный, целительный, лекарственный, успокаивающий, знахарь). Закреплять у детей умение составлять связный рассказ по сюжетной картине. Повторить с детьми счет в пределах 10, состав числа 10 из единиц. Формировать навык овладения нетрадиционной техникой рисования. Развивающие: Развивать: внимание, память, речь, фантазию, логическое мышление, воображение, творческие способности, инициативность. Развивать познавательную активность и любознательность в процессе самостоятельного выполнения продуктивной деятельности, дидактической игры; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам выполненных заданий. Способствовать развитию мотивации к познавательной деятельности. Развивать у детей интерес к творчеству, используя нетрадиционную технику пластилинографии. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к растительному миру, обладающему полезными свойствами. Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_poleznyh_rasteniy_i_trav_tukaeva.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №32»

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия на I квалификационную категорию

«Книга полезных растений и трав»

для детей старшего дошкольного возраста

(от 6 до 7 лет)

по образовательной области

«Познавательное развитие»

Составил:

воспитатель группы общеразвивающей направленности 6-7 лет №6

Тукаева Олеся Владимировна

Оренбург, 2021 г.

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия на I квалификационную категорию

«Книга полезных растений и трав»

Приоритетное направление (образовательная область):  

«Познавательное развитие», интегрируется с ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: развивать познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста к полезным растениям и травам в процессе   экспериментально-опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей о многообразии растительного мира, обладающего полезными свойствами.
  • Обогащать лексический  запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (целебный, целительный, лекарственный, успокаивающий, знахарь).
  • Закреплять у детей умение составлять связный рассказ по сюжетной картине.
  • Повторить с детьми счет в пределах 10, состав числа 10 из единиц.
  • Формировать навык овладения нетрадиционной техникой рисования.

Развивающие:

  • Развивать: внимание, память, речь, фантазию, логическое мышление, воображение, творческие способности, инициативность.
  • Развивать познавательную активность и любознательность в процессе самостоятельного выполнения продуктивной деятельности, дидактической игры; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам выполненных заданий.
  • Способствовать развитию мотивации к познавательной деятельности.
  • Развивать у детей интерес к творчеству, используя нетрадиционную технику пластилинографии.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к растительному миру, обладающему полезными свойствами.
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.

Предварительная работа

Тема

Содержание

Цель

Форма организации

Вода

Наблюдение за травами и растениями.

Дидактические игры:

 «Четвертый лишний»,

«Части растения».

Дать представление о том, какие условия необходимы для роста растений. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание участвовать в экспериментально-опытнической деятельности.

Часть занятия, режимные моменты.

Изучение неживой природы:

«Какого цвета вода»

Помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет. Чем больше в воде растворено вещества, тем интенсивнее цвет.

Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия

Изучение неживой природы:

«Как очистить воду»

Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования; расширять представления о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельные фильтры.

Часть занятия

Почва

Изучение неживой природы:

«Исследуем свойства почвы»

Познакомить детей со свойствами почвы (рыхлая, твердая, сухая, влажная); дать представление о ее составе.

Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия

«Из чего состоит почва?», «Есть ли в почве воздух и вода?»

Опытным путем выявить из чего состоит почва; с помощью эксперимента показать детям, что почва содержит воздух и воду, благодаря которым в почве живет множество живых существ.

Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия

Рост

растений

«Луковая семейка»

Расширить и закрепить знания детей о влиянии различных условий на рост растений.

Часть занятия, режимные моменты

«Овощная грядка»

Расширить и закрепить знания детей о влиянии различных условий на рост растений

Проектная деятельность: Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия, режимные моменты

Чтение художественной литературы

- И. Пивоварова «День защиты природы»,

- Н. Сладков «Одуванчик и дождь»,

- А. Блок «На лугу»,

- М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев»,

- И. Такмакова «Яблонька», «Береза», «Рябина»;

- З. Александрова «Родина»,

- А.Н. Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки»,

- Рассматривание дидактических карточек для ознакомления с окружающим миром «Овощи», «Фрукты», «Лекарственные растения»

Обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и формировать бережное отношение к ней, развивать умение видеть прекрасное вокруг себя, формировать у детей представление о растениях как части живой природы

Часть занятия,

режимные моменты

«Лекарственные травы и растения»

Диалог-беседа по содержанию предметных картинок

Формировать представления детей о многообразии растительного мира, обладающего полезными свойствами.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Часть занятия

«Растения – целители»

Рассматривание иллюстраций лекарственных трав и растений, их строения, отличительных особенностей

Обогащать лексический запас

новыми словами и понятиями, активизировать речь (целебный, целительный, лекарственный, успокаивающий, знахарь).

Закреплять у детей умение составлять связный рассказ по сюжетной картине.

Книжная выставка

Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Методы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация  экспериментальной деятельности, просмотр мультимедийной презентации.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова.  

Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.

Приемы:

внезапное появление объекта (сюрпризный момент), создание игровой ситуации, смена деятельности.

Педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, ТРИЗ, ИКТ.

Реализация культурных практик:

1.Правовые практики

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.

Вовлечение в деятельность, соответствующую общественным нормам поведения.

2. Практики культурной идентификации в детской деятельности

Создание условий для реализации собственного замысла ребенка и воплощения его в продукте деятельности.

3. Практики целостности телесно-духовной организации

Способствовать соблюдению элементарных правил здорового образа жизни.

Формирование сознательной эмоциональной отзывчивости.

Формировать потребность познания мира (любознательность), способность решать интеллектуальные задачи.

Формирование валеологических знаний и основ здоровьесбережения.

4. Практики свободы

Поощрять активность и заинтересованное участие ребенка в образовательном процессе.

Развивать способность конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, управлять собственным поведением.

Формировать способность планировать свои действия, самостоятельно действовать.

5. Практики расширения возможностей ребёнка

Развивать способность решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Создавать условия для применения самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.

Создавать условия для проведения индивидуальной работы с учетом разноуровневой подготовленности детей.

Виды детской деятельности:

Игровая,  познавательная, двигательная,  продуктивная, коммуникативная.

Индивидуальная работа:

В ходе образовательной деятельности задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования и продуктивной деятельности по их потребностям, поощрять инициативу, мотивировать познавательную активность каждого ребенка.

Материалы и оборудование:  

  • мультимедийная  презентация «Полезные растения и травы» (малина, лук, чеснок, одуванчик, мята, ромашка, укроп, шалфей),
  • Презентация «Такой разный лучок»,
  • киндер-контейнеры для продуктивной деятельности – создания противовирусного оберега от гриппа и простуды, нитки, дольки чеснока;
  • Д/и по ФЭМП «Рецепт малинового варенья» (числовые домики, раздаточный материал «Ягода малина»),

- Д/И «Угадай по вкусу» (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, гранат, виноград), шпажки, салфетки;

- Шаблоны фруктов, пластилин, стеки, салфетки для рук.

Оформление:

- Книга полезных растений и трав, травы-сухоцветы, плетеная корзинка, экран, мольберт, бутафорские деревья (ели, березы), дом, забор с овощами.

Предполагаемый результат:

  • Дети узнают и называют лекарственные растения, травы.
  • Дети знакомятся с видами лука с помощью презентации «Такой разный лучок».
  • Владеют новыми словами и понятиями: целебный, целительный, лекарственный, ядовитый, успокаивающий, знахарь.
  • Могут объяснить, как условия влияют на рост и развитие растений.
  • Знают правила безопасного для себя и окружающей природы поведения в природе, имеют представления о потенциально опасных ситуациях, связанных с лекарственными растениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Знахарка встречает детей в музыкальном зале.

Знахарка: Здравствуйте, ребята!

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

(Знахарка имитирует сбор травы).

Щедра наша земля и произрастают на ней тысячи разнообразных растений, овощей, фруктов. А знаете ли вы, ребята, что среди всего этого изобилия есть растения, обладающие лечебными свойствами?

Даже животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Людей, которые изучают растения и травы, занимаются составлением рецептов, называют «знахарями». Они заносят их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Основная часть

(Дети встают полукругом)

Знахарка:

Лес – как сказочное царство,

Здесь кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке – 
И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения! 

(Знахарка достает Книгу полезных растений и трав, она пуста)

Знахарка: Что же случилось с моей книгой, она пуста, куда же подевались все странички?

Вы мне поможете их собрать и поместить в книгу, ребята?

Ответы детей: Да.

Знахарка: Я помню, что первая страница книги была о ягоде.

А какие вы, ребята, знаете ягоды?

Ответы детей: Малина, смородина, клубника, крыжовник, вишня, земляника, репис.

Знахарка: Молодцы, вы знаете много ягод!

О какой ягоде говорится в загадке:

Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть.

Дети: Малина.

(На экране появляется картина с изображением малины)

Знахарка: А что вы, ребята, знаете о малине, чем она полезна?

Ответы детей: Малина – это кустарник. Из  малины варят варенье, компот, морс, листья малины используют для заваривания чая.

Знахарка: Хорошие знания у вас о малине!

(Знахарка рассказывает о целебных свойствах малины, обращая внимание детей на изображение малины на мольберте)

Малина – кустарник. Ягоды малины применяются как домашнее средство при простудных заболеваниях. В ней очень много витаминов. Листья малины используют для приготовления чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами. Из нее готовят вкусное и полезное варенье.

Давайте составим рецепт малинового варенья вместе с вами.

Д/И по ФЭМП «Рецепт малинового варенья».

(Дети располагают в числовые домики недостающее количество ягод малины до 10).

Знахарка: Молодцы ребята, вы отыскали первую страницу Книги полезных растений и трав.

(Дети вместе со знахаркой помещают страницу в Книгу).

Знахарка: Дети, давайте отыщем вторую страницу Книги. Разгадайте-ка загадку:

Всем на зависть нынче он.

Чудной формы и упруг,

Точно шарик непокорный,

Вырывается из рук.

Он на редкость круглый – вижу,

Золотистый, красный, рыжий.

Но, снимая кожуру,

Прекратишь свою игру.

Глаз защиплет не на шутку.

Заревешь, снимая шкурку!

Ответы детей: лук.

(На экране появляется картина с изображением лука)

Знахарка: Ребята, какой бывает лук?

Ответы детей: Репчатый, зеленый, красный, срезной, горький.

Знахарка: А от каких болезней защищает, знаете?
Ответы детей: От гриппа и простуды.

(Знахарка хвалит детей за ответы)

Знахарка: Ребята, присаживайтесь, я расскажу вам, каким разным бывает лук.

Презентация «Такой разный лучок!»

Знахарка: Вот и вторую страницу Книги вы помогли мне найти.

А еще в осенне-зимний период очень полезен овощ …?

Разгадайте загадку:

Осенью его сажают,

А весной ростки встречают.

Убивает он микробы,

И расти здоровым чтобы,

Нужно есть его всегда.

С ним болезни не беда!

Много съесть его не смог,

потому что он - … .

Ответы детей: Чеснок.

(На экране появляется картина с изображением чеснока)

Знахарка:

Какими же полезными свойствами обладает чеснок?

Дети высказывают свои предположения: Чеснок обладает противовирусными, бактерицидными, целебными свойствами.

А как бы нам с помощью чесночка защитить себя от простуд?

Ответы детей.

Знахарка: Я предлагаю Вам сделать оберег с чесноком, он будет вас защищать  от простуды и гриппа. Проходите в мою мастерскую.

Продуктивная деятельность «Смастери противовирусный оберег от гриппа и простуды».

Знахарка: Теперь вам не страшна ни простуда, ни грипп, ни другая инфекция! Какие вы молодцы, ребята! Вы помогли мне найти недостающие странички моей Книги о луке и чесноке.

 Знахарка: Фрукты тоже обладают полезными свойствами!

Помню, ребята, должна быть в моей Книге еще страничка. Кажется, о фруктах.

А какие фрукты вы знаете?

Ответы детей: Яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, лимон, гранат, виноград.

Знахарка: А сейчас мы с вами побываем в витаминной столовой и я угощу вас фруктами! Закройте глаза, попробуйте и отгадайте полезные фрукты по вкусу!

Опытническо-экспериментальная деятельность «Отгадай по вкусу».

Дети пробуют яблоко, грушу, апельсин, мандарин, банан, лимон, гранат, виноград.

Знахарка: А сейчас, не называя фрукт, методом пластилинографии нарисуйте его на шаблоне.

Дети рисуют тот фрукт, который попробовали.

Знахарка: Посмотрите, вот и нашлись недостающие странички моей Книги -  это ваши рисунки фруктов. Молодцы, ребята, замечательные красочные странички получились!

Знахарка: Нам, ребята, пора немного отдохнуть. Встаньте в круг.

Физминутка «Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

 (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. 

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. 

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка. 

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

 (Дети садятся за парты.)

Знахарка: Почти все страницы моей Книги на месте, но одной не хватает!

Разгадайте еще одну загадку:

В самый солнечный денек
Золотой расцвел цветок.

Где ты миленький дружок?

Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. 

Ответы детей: Одуванчик.

(На экране появляется картина с изображением одуванчика)

Знахарка: Как вы думаете, одуванчик относится к лекарственным травам? Какие полезные свойства одуванчика вы, ребята, знаете?

Ответы детей: Одуванчик обладает противовирусными, болеутоляющими свойствами.  

Знахарка: Молодцы, ребята! Одуванчик растение с жёлтыми цветами. Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

В нашей стране одуванчик считают «жизненным эликсиром». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения работы желудка. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

Знахарка: А какие еще травы обладают целебными свойствами, вы знаете, ребята?

Ответы детей: Ромашка, чистотел, мята, шалфей, укроп, мелисса.

Знахарка: Верно, многие целебные травки вы вспомнили!

А знаете ли вы, ребята, кто такие фармацевты?

Ответы детей: Фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы составляют из лекарственных растений, хорошо вам известных. Давайте,  и  мы  с  вами  побудем  настоящими  фармацевтами  и попробуем  приготовить  лекарственные  сборы   из  предложенных   

растений. Проходите в мою мастерскую и помогите мне составить сборы по рецептам.

 Дети  встают  вокруг  большого  стола,  на  котором   приготовлено 

оборудование -  посуда  для  смешивания трав, прозрачные  баночки  с  травами, ложки.

Посмотрите внимательно на  рецепты,  какие из  них нужно смешать, чтобы  получить  желаемый  сбор.

(3 группы по 4 человека работают над составлением сбора).

Объясняю  назначение   посуды: в этих  стаканах  будете  смешивать  травы;  это  мерные  ложечки - с  их  помощью,  будете отмерять  нужное  количество  сухой  травы. Приступайте.

Дети  смешивают  ингредиенты согласно  полученным  рецептам.

 Теперь,  что  нужно  сделать  с  подготовленными   ингредиентами? 

(Ответы  детей) Да,  их  нужно  соединить в равных пропорциях.       

Знахарка: Я заранее для вас заварила лекарственные травы: мелиссу, мяту, ромашку, шалфей. Рассмотрите, какой цвет при запаривании дает каждая трава?

Ответы детей: Ромашка при запаривании дает желтый цвет, мелисса и мята – зеленый, шалфей – коричневый.

Знахарка: Молодцы, ребята! Вот и еще последнюю недостающую страничку о лекарственных травах вы помогли мне разыскать!

Наша Книга вся собрана!

Заключительная часть

(оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД).

Знахарка: Если травы приносят пользу, их можно использовать в качестве лекарства, то как называют такие травы?

Дети: Полезные, лекарственные, целебные, целительные.

Знахарка: Ребята, а если собирать все подряд, что под руку попадется, без знаний о свойствах трав, какими они окажутся для человека?

Дети: Они окажутся вредными, опасными, ядовитыми.

Травница хвалит ребят за ответы.

Знахарка: Ребята, скажите, что нового и ценного вы сегодня узнали, что вам запомнилось?

Дети: Мы видели лекарственные растения, знакомились с их свойствами, узнали, какой вид лука бывает, познакомились с понятием «Знахарь, знахарка».

Знахарка:

Сегодня много мы узнали,

Странички книги разыскали

О пользе фруктов, овощей!

И трав целебных много в ней!

Её вы бережно храните

И пополнять не забывайте,

И в гости вы меня, друзья,

Почаще к себе приглашайте!

Травница: Попрощайтесь с гостями, ребята.

Дети: До свидания!

Звучит музыкальная композиция «Белая ромашка».

Под музыку дети покидают зал.

Продолжительность образовательной деятельности – 30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...

«Развитие творческой личности дошкольника (старший дошкольный возраст) в процессе освоения содержания образовательных областей (познавательное и художественно-эстетическое развитие)»

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.Одно...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста...