КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_poleznyh_rasteniy_i_trav_tukaeva.docx | 46.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №32»
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия на I квалификационную категорию
«Книга полезных растений и трав»
для детей старшего дошкольного возраста
(от 6 до 7 лет)
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Составил:
воспитатель группы общеразвивающей направленности 6-7 лет №6
Тукаева Олеся Владимировна
Оренбург, 2021 г.
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия на I квалификационную категорию
«Книга полезных растений и трав»
Приоритетное направление (образовательная область):
«Познавательное развитие», интегрируется с ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: развивать познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста к полезным растениям и травам в процессе экспериментально-опытнической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о многообразии растительного мира, обладающего полезными свойствами.
- Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (целебный, целительный, лекарственный, успокаивающий, знахарь).
- Закреплять у детей умение составлять связный рассказ по сюжетной картине.
- Повторить с детьми счет в пределах 10, состав числа 10 из единиц.
- Формировать навык овладения нетрадиционной техникой рисования.
Развивающие:
- Развивать: внимание, память, речь, фантазию, логическое мышление, воображение, творческие способности, инициативность.
- Развивать познавательную активность и любознательность в процессе самостоятельного выполнения продуктивной деятельности, дидактической игры; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам выполненных заданий.
- Способствовать развитию мотивации к познавательной деятельности.
- Развивать у детей интерес к творчеству, используя нетрадиционную технику пластилинографии.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к растительному миру, обладающему полезными свойствами.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.
Предварительная работа
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Вода | Наблюдение за травами и растениями. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Части растения». | Дать представление о том, какие условия необходимы для роста растений. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание участвовать в экспериментально-опытнической деятельности. | Часть занятия, режимные моменты. |
Изучение неживой природы: «Какого цвета вода» | Помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет. Чем больше в воде растворено вещества, тем интенсивнее цвет. | Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия | |
Изучение неживой природы: «Как очистить воду» | Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования; расширять представления о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельные фильтры. | Часть занятия | |
Почва | Изучение неживой природы: «Исследуем свойства почвы» | Познакомить детей со свойствами почвы (рыхлая, твердая, сухая, влажная); дать представление о ее составе. | Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия |
«Из чего состоит почва?», «Есть ли в почве воздух и вода?» | Опытным путем выявить из чего состоит почва; с помощью эксперимента показать детям, что почва содержит воздух и воду, благодаря которым в почве живет множество живых существ. | Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия | |
Рост растений | «Луковая семейка» | Расширить и закрепить знания детей о влиянии различных условий на рост растений. | Часть занятия, режимные моменты |
«Овощная грядка» | Расширить и закрепить знания детей о влиянии различных условий на рост растений | Проектная деятельность: Опытническо-исследовательская деятельность в рамках занятия, режимные моменты | |
Чтение художественной литературы | - И. Пивоварова «День защиты природы», - Н. Сладков «Одуванчик и дождь», - А. Блок «На лугу», - М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев», - И. Такмакова «Яблонька», «Береза», «Рябина»; - З. Александрова «Родина», - А.Н. Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки», - Рассматривание дидактических карточек для ознакомления с окружающим миром «Овощи», «Фрукты», «Лекарственные растения» | Обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и формировать бережное отношение к ней, развивать умение видеть прекрасное вокруг себя, формировать у детей представление о растениях как части живой природы | Часть занятия, режимные моменты |
«Лекарственные травы и растения» | Диалог-беседа по содержанию предметных картинок | Формировать представления детей о многообразии растительного мира, обладающего полезными свойствами. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. | Часть занятия |
«Растения – целители» | Рассматривание иллюстраций лекарственных трав и растений, их строения, отличительных особенностей | Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (целебный, целительный, лекарственный, успокаивающий, знахарь). Закреплять у детей умение составлять связный рассказ по сюжетной картине. | Книжная выставка |
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Методы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности, просмотр мультимедийной презентации.
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова.
Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы:
внезапное появление объекта (сюрпризный момент), создание игровой ситуации, смена деятельности.
Педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, ТРИЗ, ИКТ.
Реализация культурных практик:
1.Правовые практики
Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Вовлечение в деятельность, соответствующую общественным нормам поведения.
2. Практики культурной идентификации в детской деятельности
Создание условий для реализации собственного замысла ребенка и воплощения его в продукте деятельности.
3. Практики целостности телесно-духовной организации
Способствовать соблюдению элементарных правил здорового образа жизни.
Формирование сознательной эмоциональной отзывчивости.
Формировать потребность познания мира (любознательность), способность решать интеллектуальные задачи.
Формирование валеологических знаний и основ здоровьесбережения.
4. Практики свободы
Поощрять активность и заинтересованное участие ребенка в образовательном процессе.
Развивать способность конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, управлять собственным поведением.
Формировать способность планировать свои действия, самостоятельно действовать.
5. Практики расширения возможностей ребёнка
Развивать способность решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Создавать условия для применения самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.
Создавать условия для проведения индивидуальной работы с учетом разноуровневой подготовленности детей.
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Индивидуальная работа:
В ходе образовательной деятельности задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования и продуктивной деятельности по их потребностям, поощрять инициативу, мотивировать познавательную активность каждого ребенка.
Материалы и оборудование:
- мультимедийная презентация «Полезные растения и травы» (малина, лук, чеснок, одуванчик, мята, ромашка, укроп, шалфей),
- Презентация «Такой разный лучок»,
- киндер-контейнеры для продуктивной деятельности – создания противовирусного оберега от гриппа и простуды, нитки, дольки чеснока;
- Д/и по ФЭМП «Рецепт малинового варенья» (числовые домики, раздаточный материал «Ягода малина»),
- Д/И «Угадай по вкусу» (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, гранат, виноград), шпажки, салфетки;
- Шаблоны фруктов, пластилин, стеки, салфетки для рук.
Оформление:
- Книга полезных растений и трав, травы-сухоцветы, плетеная корзинка, экран, мольберт, бутафорские деревья (ели, березы), дом, забор с овощами.
Предполагаемый результат:
- Дети узнают и называют лекарственные растения, травы.
- Дети знакомятся с видами лука с помощью презентации «Такой разный лучок».
- Владеют новыми словами и понятиями: целебный, целительный, лекарственный, ядовитый, успокаивающий, знахарь.
- Могут объяснить, как условия влияют на рост и развитие растений.
- Знают правила безопасного для себя и окружающей природы поведения в природе, имеют представления о потенциально опасных ситуациях, связанных с лекарственными растениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Знахарка встречает детей в музыкальном зале.
Знахарка: Здравствуйте, ребята!
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
(Знахарка имитирует сбор травы).
Щедра наша земля и произрастают на ней тысячи разнообразных растений, овощей, фруктов. А знаете ли вы, ребята, что среди всего этого изобилия есть растения, обладающие лечебными свойствами?
Даже животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
Людей, которые изучают растения и травы, занимаются составлением рецептов, называют «знахарями». Они заносят их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Основная часть
(Дети встают полукругом)
Знахарка:
Лес – как сказочное царство,
Здесь кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
(Знахарка достает Книгу полезных растений и трав, она пуста)
Знахарка: Что же случилось с моей книгой, она пуста, куда же подевались все странички?
Вы мне поможете их собрать и поместить в книгу, ребята?
Ответы детей: Да.
Знахарка: Я помню, что первая страница книги была о ягоде.
А какие вы, ребята, знаете ягоды?
Ответы детей: Малина, смородина, клубника, крыжовник, вишня, земляника, репис.
Знахарка: Молодцы, вы знаете много ягод!
О какой ягоде говорится в загадке:
Шишки красные висят
На кусте колючем,
Висят в беспорядке –
Нежные да сладкие,
Тяжело к ним лезть –
Да вкусно есть.
Дети: Малина.
(На экране появляется картина с изображением малины)
Знахарка: А что вы, ребята, знаете о малине, чем она полезна?
Ответы детей: Малина – это кустарник. Из малины варят варенье, компот, морс, листья малины используют для заваривания чая.
Знахарка: Хорошие знания у вас о малине!
(Знахарка рассказывает о целебных свойствах малины, обращая внимание детей на изображение малины на мольберте)
Малина – кустарник. Ягоды малины применяются как домашнее средство при простудных заболеваниях. В ней очень много витаминов. Листья малины используют для приготовления чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами. Из нее готовят вкусное и полезное варенье.
Давайте составим рецепт малинового варенья вместе с вами.
Д/И по ФЭМП «Рецепт малинового варенья».
(Дети располагают в числовые домики недостающее количество ягод малины до 10).
Знахарка: Молодцы ребята, вы отыскали первую страницу Книги полезных растений и трав.
(Дети вместе со знахаркой помещают страницу в Книгу).
Знахарка: Дети, давайте отыщем вторую страницу Книги. Разгадайте-ка загадку:
Всем на зависть нынче он.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук.
Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Заревешь, снимая шкурку!
Ответы детей: лук.
(На экране появляется картина с изображением лука)
Знахарка: Ребята, какой бывает лук?
Ответы детей: Репчатый, зеленый, красный, срезной, горький.
Знахарка: А от каких болезней защищает, знаете?
Ответы детей: От гриппа и простуды.
(Знахарка хвалит детей за ответы)
Знахарка: Ребята, присаживайтесь, я расскажу вам, каким разным бывает лук.
Презентация «Такой разный лучок!»
Знахарка: Вот и вторую страницу Книги вы помогли мне найти.
А еще в осенне-зимний период очень полезен овощ …?
Разгадайте загадку:
Осенью его сажают,
А весной ростки встречают.
Убивает он микробы,
И расти здоровым чтобы,
Нужно есть его всегда.
С ним болезни не беда!
Много съесть его не смог,
потому что он - … .
Ответы детей: Чеснок.
(На экране появляется картина с изображением чеснока)
Знахарка:
Какими же полезными свойствами обладает чеснок?
Дети высказывают свои предположения: Чеснок обладает противовирусными, бактерицидными, целебными свойствами.
А как бы нам с помощью чесночка защитить себя от простуд?
Ответы детей.
Знахарка: Я предлагаю Вам сделать оберег с чесноком, он будет вас защищать от простуды и гриппа. Проходите в мою мастерскую.
Продуктивная деятельность «Смастери противовирусный оберег от гриппа и простуды».
Знахарка: Теперь вам не страшна ни простуда, ни грипп, ни другая инфекция! Какие вы молодцы, ребята! Вы помогли мне найти недостающие странички моей Книги о луке и чесноке.
Знахарка: Фрукты тоже обладают полезными свойствами!
Помню, ребята, должна быть в моей Книге еще страничка. Кажется, о фруктах.
А какие фрукты вы знаете?
Ответы детей: Яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, лимон, гранат, виноград.
Знахарка: А сейчас мы с вами побываем в витаминной столовой и я угощу вас фруктами! Закройте глаза, попробуйте и отгадайте полезные фрукты по вкусу!
Опытническо-экспериментальная деятельность «Отгадай по вкусу».
Дети пробуют яблоко, грушу, апельсин, мандарин, банан, лимон, гранат, виноград.
Знахарка: А сейчас, не называя фрукт, методом пластилинографии нарисуйте его на шаблоне.
Дети рисуют тот фрукт, который попробовали.
Знахарка: Посмотрите, вот и нашлись недостающие странички моей Книги - это ваши рисунки фруктов. Молодцы, ребята, замечательные красочные странички получились!
Знахарка: Нам, ребята, пора немного отдохнуть. Встаньте в круг.
Физминутка «Говорит цветку цветок»
Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. | (Дети поднимают и опускают руки.) |
Выйди на дорожку Да притопни ножкой. | (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.) |
Да головкой покачай Утром солнышко встречай. | (Вращение головой.) |
Стебель наклони слегка — Вот зарядка для цветка. | (Наклоны.) |
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся | (Встряхивания кистями рук.) |
Наконец готовы все День встречать во всей красе. | (Дети садятся за парты.) |
Знахарка: Почти все страницы моей Книги на месте, но одной не хватает!
Разгадайте еще одну загадку:
В самый солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Где ты миленький дружок?
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
Ответы детей: Одуванчик.
(На экране появляется картина с изображением одуванчика)
Знахарка: Как вы думаете, одуванчик относится к лекарственным травам? Какие полезные свойства одуванчика вы, ребята, знаете?
Ответы детей: Одуванчик обладает противовирусными, болеутоляющими свойствами.
Знахарка: Молодцы, ребята! Одуванчик растение с жёлтыми цветами. Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.
В нашей стране одуванчик считают «жизненным эликсиром». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения работы желудка. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.
Знахарка: А какие еще травы обладают целебными свойствами, вы знаете, ребята?
Ответы детей: Ромашка, чистотел, мята, шалфей, укроп, мелисса.
Знахарка: Верно, многие целебные травки вы вспомнили!
А знаете ли вы, ребята, кто такие фармацевты?
Ответы детей: Фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы составляют из лекарственных растений, хорошо вам известных. Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные сборы из предложенных
растений. Проходите в мою мастерскую и помогите мне составить сборы по рецептам.
Дети встают вокруг большого стола, на котором приготовлено
оборудование - посуда для смешивания трав, прозрачные баночки с травами, ложки.
Посмотрите внимательно на рецепты, какие из них нужно смешать, чтобы получить желаемый сбор.
(3 группы по 4 человека работают над составлением сбора).
Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки - с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы. Приступайте.
Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам.
Теперь, что нужно сделать с подготовленными ингредиентами?
(Ответы детей) Да, их нужно соединить в равных пропорциях.
Знахарка: Я заранее для вас заварила лекарственные травы: мелиссу, мяту, ромашку, шалфей. Рассмотрите, какой цвет при запаривании дает каждая трава?
Ответы детей: Ромашка при запаривании дает желтый цвет, мелисса и мята – зеленый, шалфей – коричневый.
Знахарка: Молодцы, ребята! Вот и еще последнюю недостающую страничку о лекарственных травах вы помогли мне разыскать!
Наша Книга вся собрана!
Заключительная часть
(оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД).
Знахарка: Если травы приносят пользу, их можно использовать в качестве лекарства, то как называют такие травы?
Дети: Полезные, лекарственные, целебные, целительные.
Знахарка: Ребята, а если собирать все подряд, что под руку попадется, без знаний о свойствах трав, какими они окажутся для человека?
Дети: Они окажутся вредными, опасными, ядовитыми.
Травница хвалит ребят за ответы.
Знахарка: Ребята, скажите, что нового и ценного вы сегодня узнали, что вам запомнилось?
Дети: Мы видели лекарственные растения, знакомились с их свойствами, узнали, какой вид лука бывает, познакомились с понятием «Знахарь, знахарка».
Знахарка:
Сегодня много мы узнали,
Странички книги разыскали
О пользе фруктов, овощей!
И трав целебных много в ней!
Её вы бережно храните
И пополнять не забывайте,
И в гости вы меня, друзья,
Почаще к себе приглашайте!
Травница: Попрощайтесь с гостями, ребята.
Дети: До свидания!
Звучит музыкальная композиция «Белая ромашка».
Под музыку дети покидают зал.
Продолжительность образовательной деятельности – 30 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...
«Развитие творческой личности дошкольника (старший дошкольный возраст) в процессе освоения содержания образовательных областей (познавательное и художественно-эстетическое развитие)»
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.Одно...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....
Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста «КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
Данное занятие было показано на "Дне открытых дверей в ДОУ"...
Конспект НОД Интегрированного занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Путешествие по сказкам»
Занятие для детей с ТНР по познавательному развитию...