Конспект НОД Интегрированного занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Занятие для детей с ТНР по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestv_po_skazkam_-22_g.docx | 209.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект НОД
Интегрированного занятия для детей с ТНР
старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
на тему «Путешествие по сказкам»
Подготовили: учитель-дефектолог
Самарина Н.В.
Воспитатель
Богданович М.В.
г. Энгельс 2022 г.
Конспект НОД
«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В.Нищевой
Возраст: старший дошкольный возраст;
Тема НОД «Путешествие по сказкам»;
Образовательная область: Познавательное развитие;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие;
Цель: Систематизировать знания детей о сказках, создать условия для формирования элементарных математических представлений (цвет, величина, счет и др.)
Задачи:
- формировать обобщенные способы построения собственной познавательной деятельности; уточнять элементарные математические представления (цвет, величина, геометрические формы, счет и др.); Активизировать пассивный словарь по теме;
- способствовать развитию образного и словесно-логического мышления, памяти, произвольного внимания, мелкой и крупной моторики. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4 —6 частей, все виды разрезов). Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами. Способствовать закреплению умения отвечать на вопросы полным предложением, развивать навык самоконтроля за собственной речью. Развивать воображение, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Способствовать формированию умения отгадывать загадки, определять образные выражения в художественной литературе.
- прививать интерес к сказке как жанру литературного творчества, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: игры, в том числе с речевым сопровождением, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации, интеллектуальные задания, упражнения по развитию мелкой моторики руки
Оборудование: мультимедийный проектор, диктофон, презентация «Герои сказок», ковер; разрезные картинки «Собери сказку»; бобы: горох, фасоль, воздушные шары, marbls стклянные шарики, разрезной замок - геометрические фигуры для групповой работы, мольберт, ватман, заготовки для развития графо-моторных навыков, картинки Смайлики, музыкальное сопровождение: мелодии из фильмов «Приключение Буратино» (Ю. Энтин), «Золушка» (А. Спидавеккиа), «Маленькая страна», «В мире много сказок».
Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением русских народных сказок, сказок народов мира, сказок А. С. Пушкина; рассматривание картин: М. Врубель «Царевна Лебедь», В. Васнецов «Аленушка», «Богатыри». «Иван-царевич на Сером волке» и др., игры-драматизации.
Планируемые результаты:
У детей устойчивые знания о сказках, узнают их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.;
Свободно ориентируются в отношениях величин. Способны отвечать на вопросы полным предложением. Устанавливают простейшие причинно-следственные связи, самостоятельно отгадывание загадок, подбирают определения образного выражения в художественной литературе. Проявляют навыки сотрудничества, инициативы и самостоятельности;
Содержание
непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя, дефектолога | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Создание благоприятного психологического климата | |
Воспитатель вместе с детьми в кругу читает стихотворение: «Мы все за руки….» «Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение», | Дети входят в зал под музыку И. Николаева «Маленькая страна». Встают в круг взявшись за руки: «Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Справа друг и слева друг, Улыбнемся всем вокруг!» Дети приветствуют друг друга улыбками |
Постановка проблемы | |
На экране появляется Буратино. Воспитатель уточняет у детей его имя и предлагает детям поприветствовать его. Воспитатель: «Буратино, почему ты такой грустный?» Буратино: «Я потерял Золотой ключик и не могу попасть в свою сказку. Дети, помогите мне, пожалуйста!» Воспитатель: «Ребята, готовы вы помочь Буратино? | Дети приветствуют Буратино Дети предлагают помочь Буратино отыскать ключик. |
II. Основная часть | |
Динамическое упражнение | |
Читает стихотворение и показывает движения «Раз – два – три – четыре – пять – В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба) По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”). Может быть, и под листочком Мы грибочки найдем. На носочках мы пойдем, Через лужи перейдем. (Широко шагают). Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном» | Дети выполняют динамическое упражнение. |
На экране березовая роща. - Дети, мы пришли в березовый лес. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Присаживайтесь на полянке Прежде чем мы отправимся в путь, мы должны пройти испытания. Вы готовы? 1 испытание: «Отгадай что это?». - Про что можно сказать «Длинная» ? (перечислить предметы, которые можно назвать этим словом) - «Широкая» ? - «Высокий»? - «Узкая»? 2 испытание - В названии каких сказок встречается число 3 - Что можно сказать о Михайле Потапыче? Какой он? - Если Михайло Потапыч - большой, то Мишутка…? - В названии каких сказок встречается число 7? - Ну что ж, ребята, теперь мы можем отправиться в путешествие. Звучит музыка: «В мире много сказок» | Дети садятся по – турецки на ковре в круг. Ответ детей: Да, мы готовы. Ответы детей: Длинная – дорога, улица, веревка, длинный, - день, хвост. - «Широкая» - дорога, улица, река, лента, широкий мост. - «Высокий» - дом, кран, столб, жираф, дядя Степа, высокое дерево. «Узкая» - лента, тропинка, юбка. - «Три поросенка», «Три медведя». - Большой, сильный, мохнатый. - Маленький, слабый. - «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Дети идут под музыку по кругу |
Артикуляционная гимнастика | |
Звучит дробь дятла. Воспитатель предлагает отгадать загадку: По деревьям я скачу, Проверяю их, лечу. Клювом я стучу: тук-тук! Где тут, где тут Вредный жук? И меня в лесу недаром Называют санитаром? (Дятел) На экране картинка дятла. Воспитатель предлагает выполнить упражнение «Дятел». Дятел сомневается, что дети хорошо знают сказки, и предлагает им игру «Собери сказку» Воспитатель предлагает детям идти дальше по лесной тропинке, и она приводит их на опушку леса. | Дети отгадывают загадку. Дети произносят звук [д]-[д]-[д]…, ударяя кулачком о кулачок в разном темпе и ритме Дети составляют индивидуально из разрезных картинок (4 – 6 частей) иллюстрацию к сказкам, затем называют сказку. |
Кинезиологическое упражнение | |
На экране иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка». Дефектолог: «Дети, как вы думаете, в какой сказке мы очутились?» - Вспомните, сколько героев было в этой сказке? Предлагаю детям показать пальчиками персонажей сказки: зайчика, собаку, лису, медведя, петушка. | - Сказка «Заюшкина избушка» - Всего в сказке было 5 героев (Заяц, Лиса, Собака, Медведь и Петух) Выполняют кинезиологические упражнения |
Индивидуальная работа: Игра с воздушными шарами, в которых разное количество стеклянных шариков marbls | |
На экране иллюстрация Зайчика из сказки «Заюшкина избушка». Он предлагает поиграть с ним в игру: посчитать на ощупь стеклянные шарики marbls в разноцветных резиновых шарах и, найти в котором из них спрятан один камешек.
Зайчик: « Ребята, спасибо вам за игру, но в моей сказке нет Золотого ключика» | Дети подходят к столам, считают камешки в шарах на ощупь, при этом называют цвет шаров и количество шариков marbls в каждом из них. Дети просят помочь им отыскать Золотой ключик |
Индивидуальная работа: Игра с крупой | |
Дефектолог предлагает детям отправиться дальше по тропинке. На экране появляется Золушка. Она рассказывает детям о том, что не может попасть на бал, т.к. ей надо разобрать горох и фасоль. Дефектолог обращает внимание детей на настроение Золушки и предлагает помочь ей попасть на бал. Организует индивидуальную работу. - Дети, что можно приготовить из гороха и фасоли? Золушка: «Дети, я благодарю вас за помощь, но Золотой ключик в своей сказке я не видела» | Дети отправиться в другую сказку (идут под веселую музыку по кругу) Дети соглашаются помочь Золушке и разобрать горох и фасоль. Дети подходят к столам и разбирают бобовые (для каждого ребенка 3 тарелки: 2 пустые, а в третьей смешанные горох и фасоль). Ответы детей: гороховый суп, гороховое пюре, фасолевый суп, салат с фасолью Дети обращаются с просьбой помочь найти Золотой ключик |
Групповая работа: составление целого из частей | |
Дефектолог предлагает детям отправиться дальше по тропинке. На экране появляется Баба Яга Она требует незамедлительно построить ей новый дворец. Дефектолог предлагает построить дворец из геометрических фигур разной величины и цвета. Во время самостоятельной коллективной работы детей воспитатель уточняет форму и цвет геометрических фигур. Баба Яга благодарит детей за новый дворец и предлагает им самим нарисовать золотой ключик. | Продолжают движение, оказываются у избушки Бабы Яги. Под музыку дети выкладывают дворец из деталей (плоскостные разноцветные геометрические фигуры) |
Индивидуальная работа: Обведи по точкам (Золотой ключик) | |
Дефектолог организует индивидуальную работу. | Дети подходят к столам и рисуют по точкам золотой ключик. |
III. Заключительная часть | |
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли Буратино вернуть Золотой ключик. На экране появляется радостный Буратино с Ключиком и благодарит детей за помощь. Воспитатель: «Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Вспомните, какие бывают сказочные транспортные средства?»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и говорит «волшебные слова» (сначала тихо и загадочно, затем громко и радостно): «Снип – Снап – Снуре – Бум» (в это время быстро разворачивает ковер) | Дети вспоминают сказочные транспортные средства (Ступа Бабы Яги, метла, Гуси – лебеди, воздушный корабль, ковер - самолет) Дети предполагают, что ковер - самолет самый быстрый и удобный транспорт. Дети садятся на ковер-самолет и повторяют за воспитателем «Снип – Снап – Снуре – Бум» |
Рефлексия | |
Звучит тихая музыка. На экране фото Детского сада «Дюймовочка». Дефектолог предлагает вспомнить сказки и героев, с которыми встречались на пути, кому помогали. Понравилось ли им путешествие по сказкам, были ли у них трудности. Предлагает детям на выбор смайлики – «улыбка» и «грусть». | Дети вспоминают названия сказок, героев, кому помогли. Выбирают себе смайлики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство со звездой Солнце» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды - Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл...
«Звездное небо» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ К ЗВЕЗДНОМУ НЕБУ, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ЗВЕЗДА», «СОЗВЕЗДИЕ», ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНИ ЗВЕЗД, РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, ВООБРАЖЕНИЯ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»Цель: закре...
Конспект ОД по образовательной области познавательное развитие на тему: «Путешествие в сказку» в средней группе
ЗадачиОбучающие:- Обогащать и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений.- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительно...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Животные Севера»
Цель: Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы. Уточнение и расширение представления детей о животны...
итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие», на тему: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
Цель: выявить уровень освоения задач образовательной программы по разделу «ФЭМП», «Ознакомление с окружающим».Задачи:Образовательные: Упражнять в счете в пределах 5, формироват...