Сценарий образовательной ситуации с использованием элементов игровых технологий для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с задержкой психического развития на тему "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Егорова Анастасия Викторовна

Направление - методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.  Наименование методического материала - сценарий образовательной ситуации с использованием элементов игровых технологий (развитие сюжета на основе знакомой сказки). Это итоговое педагогическое меропритие на основе знакомой сказки, которое с одной стороны служит обобщающим занятием для детей, объединяющее сразу несколько педагогических задач одним игровым сюжетом, а с другой - служит диагностическим инструментом для педагога, который оценивает, как дети эти задачи усвоили.

Образовательная деятельность построена на основе знакомой сказки, в процессе которой решается комплекс воспитательно-образовательных задач. На занятии предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказке, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также осваивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Большое место на занятии отводится развитию психических процессов, особенно критическому мышлению, что особенно важно для детей с ЗПР.

Цель методического материала - освоение особенностей моделирования образовательного процесса на основе игровых технологий. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих. Построение образовательной деятельности на основе сюжета знакомой сказки позволяет решать все поставленные педагогичсекие задачи, учитывая возможности и интересы детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_.docx349.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой» (МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания

Методического совета

МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»

Протокол №4 от «20. 01.2022г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                          заведующий МДОУ «ЦРР                                             №3 «Петушок»                                                                                                                __________Л.В.Беззубец                                                                                                                

Приказ № 5\1от 20.01. 2022г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Направление: «Методические разработки учебных занятий,

созданные в соавторстве наставника и молодого педагога»

Сценарий образовательной ситуации

с использованием элементов игровых технологий

(развитие сюжета на основе знакомой сказки)

для детей старшей группы (5-6 лет)

 компенсирующей направленности

с задержкой психического развития

Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Составители:

Педагог-наставник 

Скорохватова Наталья Владимировна

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Молодой педагог Егорова Анастасия Викторовна

учитель-дефектолог.

Стрежевой, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержательная часть (Сценарий образовательной ситуации с использованием элементов игровых технологий (развитие сюжета на основе знакомой сказки) для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с задержкой психического развития по теме: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»)

5

III

Литература

13

IV

Приложение

14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление: «Методические разработки учебных занятий, созданных в соавторстве наставника и молодого педагога»

Наименование методического материала: Сценарий образовательной ситуации с использованием элементов игровых технологий (развитие сюжета на основе знакомой сказки)

Данная методическая разработка — это результат совместной деятельности двух педагогов: Скорохватовой Н.В. (педагог - наставник) и Егоровой А.В. (молодой педагог).  

Место методического материала в педагогической системе: Это итоговое педагогическое мероприятие на основе знакомой сказки (оригинальная идея Новиковской О.А.), которое с одной стороны служит обобщающим занятием для детей, объединяющее сразу несколько педагогических задач одним игровым сюжетом, а с другой – служит диагностическим инструментом для педагога, который оценивает, как дети эти задачи усвоили.

Образовательная деятельность построена на основе знакомой сказки, в процессе которой решается комплекс воспитательно-образовательных задач.

На занятии предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также осваивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Большое место в занятии отводится развитию психических процессов, особенно критическому мышлению, что особенно важно для детей с ЗПР.

Этапы работы над созданием Методической разработки

Ответственный

Определение комплекса образовательных задач

Наставник Скорохватова Н.В., учитель-дефектолог

Составление плана занятия, используя сюжет сказки.

Наставник Скорохватова Н.В., учитель-дефектолог. Молодой педагог Егорова А.В., учитель-дефектолог.

Предварительная работа по теме конспекта (знакомство со сказкой, отработка необходимых навыков, обогащение словаря)  

Молодой педагог Егорова А.В., учитель-дефектолог

Подготовка раздаточного материала

Молодой педагог Егорова А.В., учитель-дефектолог

Создание картотеки сказок

Молодой педагог Егорова А.В., учитель-дефектолог

Составление сценария образовательной деятельности

Наставник Скорохватова Н.В., учитель-дефектолог. Молодой педагог Егорова А.В.., учитель-дефектолог.

Создание слайдовой презентации к занятию

Молодой педагог Егорова А.В., учитель-дефектолог

Открытый показ образовательной деятельности в рамках недели «Инклюзии»

Молодой педагог Егорова А.В., учитель-дефектолог

Цель методического материала: освоение особенностей моделирования образовательного процесса на основе игровых технологий.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство молодого педагога с особенностями игровой технологии
  2. Выработать алгоритм совместного (наставник – молодой педагог) планирования и моделирования образовательной деятельности с детьми в рамках данной технологии;
  3. Помочь освоить молодому педагогу новый вид планирования с учётом принципов игровой технологии
  4. Познакомить молодого педагога с основными правилами оформления сценария (конспекта) педагогического мероприятия с детьми.

Актуальность: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Дети – активные деятели. Через действия они получают знания, набирают опыт, формируют своё отношение к происходящему. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Однако у детей с ЗПР возникают трудности не только удержать свои интересы в рамках выбранной траектории, но и сформулировать свою инициативу, спланировать пути ее достижения и возможный результат. Поэтому, включение народной сказки в различные сценарии дня, и использование разнообразных дидактических игр на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций, а также облегчает сохранение первоначального замысла ребенка (с опорой на сюжет сказки). Поэтому основной задачей для педагогов, является создать условия для формирования такого опыта, условия, позволяющие ребёнку активно действовать, опираясь на сюжет знакомой сказки с учётом своих собственных интересов.

Новизна: Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития (ЗПР). Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих. Построение образовательной деятельности на основе сюжета знакомой сказки позволяет решать все поставленные педагогические задачи, учитывая возможности и интересы детей с ЗПР.

 

Ожидаемые результаты:

Для молодого педагога: В результате такой работы получен методический продукт в виде недельного тематического проекта: комплекс образовательных задач на неделю по теме, паутинка мероприятий проекта, схемы и сценарии дня на неделю, слайдовые презентации (тематические, дидактические) дидактические материалы для детей, схемы, подборка игр и упражнений.

Для детей:

  • Умеют планировать и организовывать свою деятельность;
  • Умеют применять знания, полученные на занятиях по речевому развитию (звуковой анализ) и чтение художественной литературы (называние главных героев, работа с сюжетом сказки) в новых условиях;
  • Умеют взаимодействовать со сверстниками, знать правила поведения в обществе;
  • Адаптированы в социальных отношениях;
  • Способны вести диалог.

Методы и формы контроля: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Занятие проводится с группой детей, состоит из нескольких этапов. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи.

1. Предварительная работа. Его цель создание условий к предстоящей деятельности. Включает в себя групповые и индивидуальные занятия по освоению поставленных задач. Занятия проводят как воспитатели группы, так и учитель-дефектолог, обязательно продумывается самостоятельная деятельность детей и включение родителей в педпроцесс.

2. Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Цель – организация детской деятельности детей; решение образовательных задач, закрепление полученных навыков; развитие навыков сотрудничества.

3. Подведение итогов. Цель: подведение итогов усвоение полученных навыков, через анализ детской деятельности и определение перспектив.

Предварительная работа:

- Изготовление воспитателями с детьми фигурок персонажей сказки (Машу, Ванюшу, отца с матерью, стаю гусей-лебедей, печку, яблоню, ежа) и декорации (избушку на курьих ножках, дом, поле, лес, реку, лошадь с телегой) и установление их на подставки. (Ответственные: воспитатели)

- Чтение сказки «Гуси-лебеди» (знакомство со сказкой, чтение сказки, вопросы по содержанию сказки). Ответственные: воспитатели.

- Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» детьми (совместный пересказ, работа с демонстрационными рисунками, игры по теме). Ответственный: учитель-дефектолог.

- Показывание сказки «Гуси-лебеди» (инсценировка сказки). Ответственные: воспитатели, учитель-дефектолог.

- Повторение с детьми изученных согласных звуков [м], [н], [в], [х], [к] и гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы]; обучение детей выделять начальные согласные в словах (машина, ножницы, волк, хомяк, кот) и гласные звуки в словах (аист, облако, индюк, утка) на занятиях по речевому восприятию; обучение анализу слов по модели двузвуковые и трёхзвуковые слова. Ответственный: учитель-дефектолог.

- Рисование сказки «Гуси - лебеди» (воспитатели объясняют детям, что такое семья (это родители, мама, папа, и их дети, сыновья и дочери; семья – все те люди, которые живут вместе и являются друг другу родственниками; в семье могут быть не только родители и дети, но и самые старшие члены семьи – родители родителей, которых называют дедушкой и бабушкой; слово «семья» появилось, потому что семь членов семьи дружно сказали «Я!»- и получилось сразу семь «Я», то есть «семья»); взрослый рассказывает детям, кто кем приходится в большой семье (мама папе – жена; папа- маме – муж; мама с папой – родители для детей; дети в семье приходятся друг другу братьями и  сёстрами, а дедушка и бабушка зовут их внуками); кроме того, уточняется, кто из членов семьи самый старший, а кто самый младший.

- Выставка детских работ по теме «Сказочные помощники в сказке «Гуси - лебеди» Ответственные: воспитатели, родители.

Совместная деятельность детей и взрослых:

Предмет: Речевое (фонематическое) развитие

Тип занятия: НОД - итоговое занятие по обобщению знаний по теме «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Время реализации занятия: 20 минут

Цели занятия: развитие понимания речи, фонематического восприятия, элементарного звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.        Развивать понимание речи, активизировать словарь: учить детей находить несоответствия в знакомой сказке и исправлять их;

2.        Закреплять умение правильно согласовывать слова в предложении;

3.        Закреплять умение выделять первый звук в слове;

4.        Продолжать закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук»;

5.        Продолжать формировать навык звукового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

1.        Развивать критическое мышление - умение находить несоответствие в тексте знакомой сказки;

2.        Развивать психические процессы: слуховое внимание и память;

3.  Развивать умение слышать и запоминать определённый звук, выделять его среди других, в слогах и словах;

4. Развивать умение запоминать и выполнять слуховую инструкцию.

Воспитательные

1.        Учить детей культуре речевого общения: уметь выслушивать сверстника не перебивая, поднимать руку при желании ответить, учить приемам вежливо и тактично помогать друг другу;

2.        Воспитывать интерес к сказкам.

Планируемые результаты:

Предметные:

•Различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове;

•Уметь соотносить картинки, начинающиеся на определённый звук, с соответствующими буквами.

Личностные: уметь взаимодействовать со сверстниками, знать правила поведения в обществе.

Метапредметные: уметь применять знания, полученные на занятиях по речевому развитию (звуковой анализ) и чтение художественной литературы (называние главных героев, работа с сюжетом сказки.)

Педагоги ДОУ на протяжении всего дошкольного детства формируют у детей предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД):

•Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации, формирование умения прийти на помощь сверстнику, формирование способности учитывать чужую точку зрения;

•Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей, умение работать по инструкции взрослого;

•Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество, строить монологичное высказывание;

•Познавательные УУД: Умение работать по заданному алгоритму, умение применять правила и пользоваться инструкциями.

Методики и технологии, применяемые при организации образовательной

деятельности детей

  • Наглядные: показ слайдов, картинки
  • Словесные: указания, объяснения, загадка, похвала.
  • Практические: игровые упражнения, показ составления схемы слова из мягких подушечек (камушков), показ выполнения физкультминутки.
  • ИКТ – помогают поддерживать интерес в процессе деятельности, служит эмоциональным дополнительным фоном.
  • Сказкотерапия – с использованием правильного выбора ответа.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Литотерапия – использование камушков Марблс развивают мелкую моторику пальцев и кистей рук, увеличивают активность и интерес детей на занятии, стимулируют речевое развитие путём тренировки пальцев рук.
  • Личностно- ориентированного обучения – действия ребёнка в деятельности поддерживаются в зависимости от способностей и особенностей;
  • Игровые – игры являются основой всей деятельности детей дошкольного возраста.
  • Технология музыкального воздействия – способствует снятию напряжения, гармонизирует эмоциональное состояние, развивает концентрацию внимания.

Активные формы обучения: проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, коррекционно-развивающее.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Оборудование и техническое оснащение:

Образовательная деятельность организована в группе, где создана предметно - развивающая среда, условия которой способствуют познавательной активности детей и развитию детской инициативы. Предметно развивающая среда позволяет создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять решение.

Наглядно – демонстративный материал:

  1. Иллюстрация к сказке «Гуси - лебеди»
  2. Мультимедийная разработка - Слайдовая презентация «Неправильная сказка» (Приложение) 

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/d-MjdVrREcNQng

Дополнительная информация: Размер мультимедиа компонента: 7,88 МБ, вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.): презентация Power Point (11 слайдов).

  1. Тематическая картотека «Загадки».

Техническое оснащение: ноутбук, интерактивная доска.

Раздаточный материал на каждого ребенка и на подгруппу: 

  • Мягкие подушечки синего, красного цвета для постройки мостика через речку, камешки Марблс для выкладывания букв, карточки со словами для звукового анализа, картинки со  словами, начинающиеся на согласные и гласные звуки,   деревянная яблоня с яблоками (сортер), рисунок печки с отдельными кирпичиками с буквами.

Сценарий образовательной деятельности

Орг. момент (Ритуал начала занятия) Дети стоят в кругу на ковре.

Колокольчик звенит, на занятие спешит.

Дефектолог приветствует ребёнка по имени, передает колокольчик, далее дети приветствуют друг друга, передавая колокольчик по кругу.

Здравствуй…(дефектолог приветствует ребёнка по имени, передает колокольчик, далее дети приветствуют друг друга, передавая колокольчик по кругу).

Здравствуйте, ребята! Дети здороваются с педагогом хором.

Сообщение темы занятия: Сегодня мы оправимся путешествовать по сказке со звуками и буквами. А по какой сказке мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка:

Птицы страшные летали, братца милого украли

Ничего с ним не случится, выручит его сестрица.

(«Гуси -лебеди») Педагог показывает иллюстрацию к сказке. (СЛАЙД 2)

Актуализация знаний

Игра «Правильно, неправильно»

Ребята давайте вспомним что происходило в сказке «Гуси- лебеди», присаживайтесь на стульчики, слушайте внимательно

Дефектолог рассказывает сказку, дети исправляют педагога и говорят правильные варианты, дефектолог транслирует правильные ответы в презентации. Данная игра проводится сразу после загадки, для того чтобы дети были сосредоточенными на задании необходимо детей посадить на стулья либо на ковер при этом важно соблюдать принципы здоровьесбережения, т.е. расположить детей так, чтобы они сидели не близко к экрану и так, чтобы всем все было видно.

Ребята, сейчас мы вспомним сказку «Гуси-лебеди», я буду рассказывать вам сказку, а вы будете говорить правильно или неправильно я рассказываю сказку:

Жили – были муж да жена. Были у них дочка Алёнушка да сын Илюшка. (Неправильно, Машенька и Иванушка) СЛАЙД 3 (изображение сестрицы с братцем)

Уехали отец с матерью в город, наказали Маше следить за братом. Посадила Маша братца на траву и побежала к подружкам. Вдруг, откуда ни возьмись налетели орлы, подхватили Ванюшку и унесли. (Неправильно, не орлы, а гуси-лебеди). СЛАЙД 4 (изображение орлов, гусей-лебедей)

Вернулась Маша, а братца то и нету. Нигде найти не может, побежала в чистое поле, увидела вдалеке гусей-лебедей и поняла, что они брата унесли. Бросилась догонять. Бежала и увидела микроволновую печку. (Неправильно, печку) СЛАЙД 5 (изображение микроволновой печки - печки)

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Подбрось в меня цветочков- говорит печка- тогда скажу. (Неправильно дров) СЛАЙД 6 (изображение цветов -дров)

Маша дров нарубила, подбросила. Печка сказала, куда Гуси-лебеди полетели. Побежала Маша дальше, смотрит, стоит берёзонька с румяными яблочками, до земли склонилась. (Неправильно, яблонька) СЛАЙД 7 (изображение берёзки с яблоками - яблоньки)

Маша к ней:

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Стряси мои яблочки, а то все веточки погнулись, стоять тяжело. Стрясла Маша яблоки, сказала яблонька куда гуси-лебеди полетели. Побежала дальше Маша. Бежит и видит озеро с утками. (Неправильно, речка – кисельные берега). СЛАЙД 8 (изображение озера с утками - речки)

-Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

-Упал в меня камень, - отвечает речка, - мешает молоку дальше течь. «Сдвинь его в сторону», — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Помогла Маша речке, сказала речка, где птиц искать. Бежала, бежала Маша прибежала к дремучему лесу. А -куда дальше идти и не знает. Смотрит под пеньком сидит заяц. СЛАЙД 9 (Неправильно, ёжик).

-Ёжик, ёжик, -спрашивает Маша, куда гуси-лебеди улетели?

-Ежик, куда я покачусь туда, и ты беги. Свернулся он клубочком и покатился, а Маша за ним побежала. И прибежала к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша, а в той избушке принцесса сидит. (Неправильно, Баба-яга). СЛАЙД 10 (изображение принцессы - Бабы-яги). Подкралась Маша тихонько и схватила Ванюшку и побежала домой.

Посмотрела Баба-яга нет мальчика, крикнула гусей-лебедей, полетели они в погоню за девочкой. Что делать? Увидела Маша речку, попросила их спрятать, спрятала их речка. Поблагодарила девочка и побежала дальше. Гуси догоняют. Подбежала она к яблоньке, попросила спрятать их. Яблонька помогла. Поблагодарила девочка яблоньку и побежала дальше. Бежит она, бежит гуси-лебеди догоняют. Увидела печку, попросила спрятать их, печка ей не отказала. Пролетели гуси-лебеди, девочка вылезла с братцем из печки и поблагодарила её.

Пустилась бежать с братцем во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала и села на лавочку с братцем. Тут скоро отец с матерью вернулись с города, гостинцы привезли. (Правильно) СЛАЙД 11 (изображение семьи)

На протяжении всего занятия педагог обращает внимание на правила поведения на занятии: не выкрикивать, поднимать руку, когда хочешь ответить, выслушивать ответ товарища и т.п.

При ответах детей, важно чтобы дети отвечали полным ответом.

Практическая работа

Игра «Кирпичики для печки»

Ребята, посмотрите внимательно на печку, чего у нее не хватает? (Кирпичиков)

Давайте, отремонтируем печку. Вам нужно соотнести картинку и букву, на которую начинается слово - на кирпичике, если правильно соотнесёте, то кирпичик можно вставить в печку. Дети соотносят согласные звуки - М, Н, В, Х, К и картинки – мама, ножницы, волк, хомяк, кот. (Берут картинку и находят кирпичик с соответствующей буквой).

- Молодцы, отремонтировали печку.

Динамическая пауза (Физ.минутка)

Игра «Хлоп, топ»

Дефектолог предлагает поиграть в игру со звуками, поймать звук К, если звук К слышите, хлопать в ладоши, ели слышите другой звук, то топать, далее задание усложняется, проговариваются слоги, затем слова.

Игра «Поможем яблоньке»

Перед нами яблонька, с необычными яблочками. Давайте поможем яблоньке освободиться от яблок. Каждый должен сорвать яблочко только с гласной буквой и найти картинку на этот звук. (О- облако, И – индюк, А- ангел, У- утка, Ы- мышь)

Напомнить тому ребёнку, кому попадёт буква Ы, что слова на этот звук не начинаются, а звук стоит в середине слова или в конце слова.

Игра «Звуковая дорожка»

А теперь отправимся к речке. Но чтобы к ней добраться, надо построить мостик из цветных камешков, которые лежат на берегу реки. Добрый ёжик, который помогал Машеньке, принёс нам карточки со словами. Каждый из вас возьмёт карточку, назовёт, что на ней нарисовано и составит звуковую дорожку слова. (Слова для анализа – ау, иа, мама, он, вам). Дети переходят через речку по камешкам, называя каждый звук в слове.

Карточки со словами раздаёт дефектолог, исходя из возможностей детей. Для детей, осваивающих программу быстрее сверстников, дефектолог предлагает слова звукового анализа слов по модели трёхзвукового слова с опорой на букву с прочтением слова, для детей, испытывающих трудности в усвоении программного материала, допустимы слова звукового анализа слова с опорой на букву по модели двузвукового слова. При затруднении определения последовательности звуков в слове дефектолог проговаривает последовательно звуки, ребёнок повторяет и считает звуки, выкладывая схему слова из цветных камешков.

Вот мы и добрались до избушки Бабы-яги, предлагаю поиграть с ней.

Дополнительное задание

Подвижная игра «Баба-яга» и последнее задание «Волшебные буквы» выполняется непосредственно на занятии только в том случае, если остается время, если время занятия истекло, данное задание проводится в другие режимные моменты для закрепления изученных звуков и букв, пройденных на занятиях по речевому развитию.

Динамическая пауза (физ.минутка) физкультминутка проводится дефектологом, проговариваются слова дефектологом, дети только повторяют движения, для эмоционального снятия напряжения.

Подвижная игра «Баба-яга»

В тёмном лесу есть избушка (Дети шагают)

Стоит задом наперёд. (Дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка (Грозят пальчиком)

Бабушка Яга живёт (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (Показывают пальцем)

Глаза большие (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Догоняет всех ребят! (Дети разбегаются)      

Упражнение «Волшебные буквы»

Ребята, у Бабы – яги есть волшебные камни. Давайте с их помощью оживим буквы. Педагог приглашает детей сесть за столы. Обязательно обращает внимание, что идти надо спокойно, садиться с внешней стороны стола, сначала отодвинув стул сесть, затем придвинуться к столу вместе со стулом; проверить осанку, положение ног, рук, проговариваются правила поведения на занятии, что надо сделать, если хочешь ответить, как слушать друг друга.

Дети под музыку выкладывают по контуру из камешков Марблс буквы и называют свой звук.

Итог занятия

Рефлексия

Дети стоят в кругу.

-  Ребята, по какой сказке мы сегодня путешествовали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Что бы хотели повторить?

Ритуал окончания занятия

Мы отзанимались, нам пора играть,

Нужно на прощание ручкой помахать.        

По результатам наблюдений во время занятия и выполненных практических заданий – педагог отслеживает усвоили ли дети предложенный материал и принимает решение о дальнейшей траектории развития каждого ребёнка.

Литература

  1. О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» - СПб.: Паритет, 2007.- 112 с.
  2. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: планирование индивидуального маршрута у ребёнка, система работы с родителями, мастер-классы. Романович О.А. Изд. 3-е, перераб.-Волгорад: Учитель.-233 с.
  3. «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой.—СПб.:ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  4. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий» / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005.
  5. Речевое развитие.  Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.: «Мозаика - синтез», 2011 г. К.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, 170 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную  речь.  Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...

Сценарий образовательной ситуации с использованием элементов технологии «Групповой сбор « для детей подготовительной группы (6-7) компенсирующей направленности с задержкой психического развития Тема «На ферме»

Сценарий  образовательной ситуации с использованием элементов технологии «Групповой сбор « для детей подготовительной группы  (6-7) компенсирующей направленности с задержкой псих...

Конспект интегрированного занятия с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы «Путешествие в страну знаний»

Конспект  интегрированного занятия с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы «Путешествие в страну знаний»...