Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Животные Севера»
методическая разработка по окружающему миру

Анна Сергеевна Хритоненкова

Цель: Развитие  экологического мышления  и  творческого воображения  в процессе ознакомления  детей с миром природы. Уточнение и расширение  представления детей о животных Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000eea6b-9ca03ec1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  

с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР  

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Животные Севера»

Цель: Развитие  экологического мышления  и  творческого воображения  в процессе ознакомления  детей с миром природы. Уточнение и расширение  представления детей о животных Севера.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям представление  об особенностях географического положения, природы  Арктики;
  • Формировать представления  о флоре и фауне  Арктики
  • Расширить представления детей об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, зрительный  гнозис, мышление;
  • Закреплять правильное произношение звуков в речи;
  • Продолжать  формировать слухо-моторную координацию.
  • Развивать речь, обогащать словарь.

Воспитательные:  

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
  • Воспитывать активность, внимательность, самостоятельность,                       инициативность;
  • Воспитывать желание общаться, работать сообща
  • Способствовать  формированию  оценки своей деятельности

Оборудование:  игрушка – белек Тима, «коробка – посылка» с двойным дном,  разрезные картинки животных, доска, письмо,  презентация  об Арктике, карта  мира.

Предварительная работа: знакомство с внешним видом, образом  жизни животных родного края;

План занятия

I. Организационный момент.

 Сообщение темы занятия

II. Основная часть

Игра «Собери из частей целое»

Слайд-шоу 

Беседа по  слайдам 

Динамическая пауза

Игра «Кто где живет?»

Игра «Не перепутай»

III. Итог.  Рефлексия

Ход занятия.

 I. Организационный момент.

Введение в тему. Загадка про зиму.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети. Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.

Воспитатель:  Что вам нравится зимой, а что не очень нравится?

Ребенок: Мне нравится: красиво, все белое блестящее, можно кататься на санках, коньках, строить снежную крепость.

Мне не очень нравится: очень холодно, не погуляешь долго, короткий день,  много снега, …..

II. Основная часть.

Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете есть места, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

Дети: Да  мы  знаем.

Воспитатель: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду и Арктику. А каким цветом они обозначены?

Дети: Они на карте обозначены белым цветом.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: (в руках посылка белая, блестящая, на ней лежат мелкие бумажные снежинки). Сегодня нам пришла посылка, откуда она? Догадайтесь.

Дети: Эта посылка с  севера.

Воспитатель: Подуйте на снежинки и посылка откроется.

Дети дуют на снежинки.

Воспитатель: Достает из посылки игрушку и конверт.

Чтение письма: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в Арктике, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. У меня много друзей, животных Севера. Я очень хочу познакомить вас с ними». Соберите картинки и узнаете, кто они».

Игра «Собери из частей целое»

У детей на столах картинка, разрезанная на несколько частей

Возьмите себе  части картинки  и соберите их на столах.

Воспитатель: Какие животные получились на картинках?

Дети: У нас получились животные: белый медведь, олень, тюлень, морж, песец, полярный волк.

Воспитатель: Молодцы! Эти животные живут в Арктике. А как вы думаете, почему  здесь нет пингвина? 

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: Потому, что пингвины живут на другом конце света - в Антарктиде.

Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте на стулья и давайте посмотрим видеофрагмент (слайды).

Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

Это самое суровое место на Земле.

На открытых пространствах свирепствуют морозы, бушуют ветра, образуя снежные заносы и поднимая ужасные снежные бури.

Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится  полярная ночь.

Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы.

На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.

На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.

Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.

Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается травой и мхом.

Но даже в таких условиях живут люди и животные.

По ледяным просторам бродят белые медведи. Густая белая шерсть толстый подкожный жир спасают медведя от сильных морозов. Медведь прекрасный пловец, он охотится за рыбой и тюленями. Зимой у белых медведей рождаются детеныши. (медвежата)

А еще в Арктике  обитают тюлени и моржи. Давайте сравним этих двух животных. Чем они похожи (ласты, плавник)

Чем отличаются? (у моржа бивни и он больше по размеру)

А еще на Севере живет олень.   Олень не прихотливое животное

Широкие копыта и крепкие ноги позволяют ему бегать, по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он  разгребает снег, чтобы достать из-под него корм.

На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает  его от мороза.

А еще  на севере живут песцы, полярные  волки .

Беседа по  слайдам.

Воспитатель: Чем покрыта земля в Арктике?

Дети: Земля покрыта снегом и льдом.

Воспитатель: Как называется время, когда нет солнца?

Дети: Это время называется полярная ночь.

Воспитатель: Что можно увидеть на небе в это время?

Дети:   На небе во время полярной ночи можно увидеть северное сияние.

Воспитатель: Какие животные живут в Антарктиде?

Дети:   В Антарктиде живут пингвины

Воспитатель: Как приспособились животные к холоду. Что их спасает от  мороза.

Дети:  От мороза животных спасает подкожный жир и  теплая шерсть.

Воспитатель: Давайте подвигаемся и расскажем с помощью движений стихотворение.

Динамическая пауза

Здесь всюду холод, лед и тень,         дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                      закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                     выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,     соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                  разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встре-     ставят ладонь козырьком над глазами

тишь,

И птиц ты в небе не заметишь.         делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно         подражают походке медведя

иней,

Хозяин ледяной пустыни.                   руки на поясе, стоят смирно

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь нашему гостю пора отправляться обратно домой, а то ему жарко и некомфортно.

Слайд «Снежная королева»

Голос: Нет. Ничего у вас не получится. Я снежная королева не дам  вернуться вашему гостю обратно домой. Выполните мои задания, тогда пропущу.

Воспитатель:

Игра «Кто где живет?»

Внимание на экран. Вы должны угадать, какое животное живет  в нашем лесу, а какое  похожее животное живет  на Севере.  

Дети:  В нашем лесу живет бурый медведь, а на  Севере -  белый медведь.

Воспитатель:  

Игра «Не перепутай»

Я буду называть  животных: если животное северное, то вы хлопайте в ладоши; а  если животное не северное - топайте ногами.

Воспитатель:

-Морж - бурый медведь –тюлень –кот –олень –корова –песец –жираф -белый медведь.

III. Подведение итогов

Воспитатель. Ребята, давайте поблагодарим, Тиму,  за посылку. И отправим его обратно домой, потому  что чары злой королевы исчерпали свою силу.

(Слайд тюлень с бельком)

Воспитатель:  С какими животными вы сегодня знакомились?

Дети: Мы сегодня знакомились с животными  Севера: моржом, белым медведем, полярным волком, песцом, тюленем.

Воспитатель: Какая игра  для вас была трудной?

Дети: Мне было трудно…

Воспитатель: С чем справились хорошо?

Дети: Мне было легко…

Воспитатель: Спасибо. Вы были молодцы. А теперь оцените свою работу на занятии. Если вы  правильно все выполнили,  то возьмите  снежинки и разместите их на «экране успеха».

Дети берут снежинки, размещают их на экране успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "РОЖДЕСТВО" для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Образовательная область "Познавательное развитие"

Конспект занятия содержит интересный, познавательный, доступный  материал на тему "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО" с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»Цель: закре...

Методические разработки на тему: «Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы в режимных моментах по образовательной области «Познавательное развитие» – экология.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН РАБОТЫобразовательной деятельности в режимных моментахСтаршая группаОбразовательная область «Познавательное развитие»...

Конспект занятия по математике «Часы» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП»

Конспект занятия по математике «Часы»  для детей старшего дошкольного возраста  6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП» Цель: Формирование элементарных ма...

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Животные севера"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Животные севера"...