Методические разработки на тему: «Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы в режимных моментах по образовательной области «Познавательное развитие» – экология.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

образовательной деятельности в режимных моментах

Старшая группа

Образовательная область «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_progulki_s_detmi_v_starshey_gruppe.docx63.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Канаш

Методические разработки

 на тему:

«Планирование совместной

деятельности воспитателя с детьми старшей группы в режимных моментах

по образовательной области

«Познавательное развитие» – экология.

Воспитатель: Дементьева  Любовь Ивановна

2015 год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

образовательной деятельности в режимных моментах

Старшая группа

Образовательная область «Познавательное развитие»

Месяц

Направление работы

Тема

Содержание, цель образования

Сентябрь

1 неделя

Экология

1 Наблюдение

за солнцем.

 2. Наблюдение за погодой.

1. Отметить, что оно светит ярко, долго. Спросить, как солнце грело летом и как греет теперь. Обратить внимание  детей на ежедневный путь солнца  (осмотр участка утром и вечером».    

2. Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. В сентябре бывают грозы, несущие холодные дожди. Обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину их  появления (большая разница температуры воздуха днем и ночью).

Исследовательская деятельность

1.Как обнаружить воздух?

2.Вода не имеет вкуса, формы  и запах

1Показать детям, что все живое на земле находится в воздушном пространстве. (См. разработки «Опыты» в старшей группе)

2. Показать детям, что вода не имеет вкуса, формы и запаха.( (См. План,программа, стр. 129)

Сентябрь

2 неделя

Экология

1. Наблюдение почвой.

2 Беседа «Хлеб на вашем столе».

1. Познакомить с разными видами почвы (глинистая, песчаная, чернозем). Сравнить их.

2. Показать трудоемкий процесс получения хлеба Воспитание бережного отношения к хлебу.

Дидактическая игра «Кто что делает». Уточнить и закрепить знания детей о сельскохозяйственном труде К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», стр. 72).

Исследовательская деятельность

1.Вода  - это жидкость.

2.. Какие вещества растворяются в воде.

Показать детям, что вода жидкая и может течь. Взять два стаканчика: один – пустой, а другой – с водой. Предложить детям аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, то ее называют жидкостью.

2. Выяснить, какие вещества в воде растворяются, а какие -  не растворяются (использовать соль, сахарный песок, обычный речной песок, муку, стиральный порошок, масло, марганцовка, краски)  

Сентябрь

3 неделя

Экология

1. .Знакомство с фольклором.

2. Рассматривание овощей и фруктов.

1. Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками об осени:
- «В сентябре лето кончается – и осень начинается»;

- Осень идет и дождь за собой ведет».

Приметы  осени:

- «Много желудей на дубу – к суровой зиме».

2. Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов.  Отметить пользу овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Вершки и корешки». Учить составлять целое из частей  (В. А, Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», стр. 38).

Исследовательская деятельность

1. Вода нужна всем.

2. Пьют» ли растения  воду?

Показать детям наглядно роль воды в развитии и прорастании растений ((Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», стр. 133).

2. Показать детям, что растения нуждаются в воде. Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.

Сентябрь

4 неделя

Экология

1. Рассматривание цветов в цветнике.

2. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Отметить их красоту, разнообразие, форму цветков и листьев. Обратить внимание на то, что некоторые  цветы  уже отцвели, у них созревают семена. Закрепить названия цветов. Дать понятие «однолетние и многолетние» цветы.

2. Учить различать деревья и кустарники по стволам, веткам, остатков плодов.

Дидактическая игра «Узнай растение» (В. А, Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», стр. 49).

Исследовательская деятельность

1. Очищение воды.

2. В розовом ростке спрятан целый дуб.

1. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.  Использовать марлю, бумагу, вату. Выяснить, что происходит после  фильтрования  воды с разными веществами, растворенными в воде.

2. Принести в группу желуди. Оставить в тепле. Через некоторое время разломить желудь. Мы видим, что желудь пророс.   Объяснить детям, что из проросшего желудя вырастет целый дуб. Значит, желудь – это семена дуба.

Октябрь

1 неделя

Экология

1. Беседа о птицах.

2. Наблюдения за насекомыми.

Отметить, что птицы собираются в стаи Понаблюдать, как птицы готовятся к отлету, летают стремительно стаями, упражняются  в полете. Напомнить, чем питались птицы летом, чем кормили  своих птенцов. Отметить, какие птицы остаются у нас и чем они будут питаться.

Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить, почему, куда они исчезли. Предложить поискать насекомых на участке.

Исследовательская деятельность

1.Как маскируются животные.

2. Знакомство со свойствами почвы.

Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. (Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», стр.148).

2. Повести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.

В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой и взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути. А в третьей банке всплывут оставшиеся в почве корешки растений.  

Октябрь

2 неделя

Экология

1.Наблюдение за деревьями.  

2. Наблюдение за листопадом.

1.Обратить внимание на изменение цвета листьев дуба, клена, березы, тополя.  Порассуждать с детьми, почему октябрь называют «Золотым периодом» осени. Обратить внимание на то, что после первых заморозков начинается листопад; полюбоваться этим явлением. Предложить детям самостоятельно объяснить, почему облетают листья.

2. Обратить внимание на окраску деревьев. У клена, березы листья желтые, у дуба стали коричневые, встречаются и красные листья (кустарник черноплодная рябина). Отметить, как красиво кружат листья во время листопада. Предложить походить по опавшим листьям, послушать их шуршание. В группе сделать зарисовки листьев.

Исследовательская деятельность

1. Сыпучий  и мокрый песок.

2. Следы на земле.

Рассмотреть через лупу форму песчинок.  Она может быть разной. Взять песок в руки, он сыпучий.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намочить, воздух между гранями песчинок исчезнет, мокрые грани слипаются друг с другом

2. Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле. Выяснить с детьми, почему в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие.

Октябрь

3 неделя

Экология

1. Наблюдение за небом

2. . Знакомство с фольклором.

2. Отметить, что небо все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину быстрого движения туч.

2.. Познакомить с пословицами и поговорками:

- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

- В октябре ни на колесах, ни на санях.

Приметы:

- Октябрьский гром – зима белоснежная.

- Если много орехов, а грибов нет  - зима будет снежная и суровая.

Исследовательская деятельность

1. Ветер расселяет деревья по новым местам.

Объяснить детям, как происходит расселение деревьев. Возьмите семена клена, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

Октябрь

4 неделя

Экология

1. Наблюдение за рябиной.

Рассмотреть рябину, напомнить, что ее плоды - хороший корм для птиц. Формировать понимание связи между нарастанием холода и состоянием растений.

Игра «Где спрятано растение» - запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении (В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», стр. 49).

Исследовательская деятельность

1. Почва.

Как передвигается вода в почве.

2. Можно ли вырастить растение без почвы.

Объяснить детям, откуда растения берут воду, если долго нет дождя.

Насыпьте сухой земли в цветочный горшок, поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и мы заметим, что почва смочилась до самого верха.  Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

2. Установить необходимость почвы для жизни растений. Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них с семена  салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными. Часть семян поместить в почву. Понаблюдать, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы о необходимости почвы для жизни растений.

Ноябрь

1 неделя

Экология

1. Отметить продолжительность  дня и ночи.

2.  Осмотр участков детского сада.

Объяснить, что сутки – это день и ночь вместе, сутки всегда одинаковые (24 часа). А день и ночь разные: летом день длинный, много света, а ночь короткая. Зимой наоборот: ночь становится все длинней и длинней, а день все короче.

2. Предложить детям найти приметы осени. Игра «Следопыты»

Исследовательская деятельность

1. Опыт с почвой

2. Загрязнение почвы.

1. Показать, что в почве есть воздух. Поместить песок, глину, чернозем  в разные баночки. Налить в баночки  воду. Что мы заметили? К верху поднимаются пузырьки. Это воздух. Определить, в какой почве воздуха больше. В черноземе. Поэтому на лучше растут растения.

2. Показать, как происходит загрязнение почвы. Обсудить возможные последствия этого. (см.  Д/В № 4- 98, стр. 54)

Ноябрь

2 неделя

Экология

1. Как  готовятся к зиме  люди.

2. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Поговорить с детьми о том,  что с наступлением холодов люди стали одеваться теплее, утепляют жилище, заготавливают овощи и фрукты на зиму. На огороде  заканчивают перекопку земли, сажают под зиму некоторые овощи: чеснок, лук, морковь.

2. Сравнение деревьев и кустарников: сходство и различие. Сравнить плод клена и ясеня, закреплять умение различать деревья по плодам. Закреплять характерные признаки дерева и кустарника

Исследовательская деятельность

1. Почему в утоптанной почве плохо растут растения?

2 Свойства воздуха.

1. Показать детям, что в результате вытаптывания  почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно придти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

2. Познакомить со свойствами воздуха: сжиматься и расширяться. Поставить открытую пластмассовую  бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладиться, наденьте на ее горлышко не надутый шарик и поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, т. к. воздух при охлаждении сжимается.

Ноябрь

3 неделя

Экология

1. Наблюдение за небом и осадками.

2. Наблюдение за птицами.

1. Поздняя осень – предзимье. Небо серо темное. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры  (дать понятие «снеговей»)

2. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Исследовательская деятельность

1. Первые заморозки. Опыт с водой.

2. Лед – это твердая вода.

Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.  В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая – остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуху на улице и в группе. Выяснить причину замерзания воды.

2. Показать детям, что лед - это тоже вода, но в твердом состоянии.

Принести сосульки в помещение и поместить и посуду. Следить за состоянием сосулек. Обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Обратить внимание, что отличающиеся по величине сосульки растают за разные промежутки времени. Вывод: лед – это тоже вода.

Ноябрь

4 неделя

Экология

1. Знакомство с фольклором.

2. Наблюдение за изморозью.

1. Продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками.

- Первая пороша – еще не санный путь.

- В ноябре зима с осенью борется.

- В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

- Ноябрьские ночи до снега темны.

- В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

- Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной дружно зацветут подснежники.

2. Во время заморозков появляется изморозь. Это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах. Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на траве, на земле). Иней образуется так же,  как и роса. Он может быть и  летом, т. к.это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0* С).

Исследовательская деятельность

1. Что такое пар?

2. Вода не имеет формы.

1.  Объяснить детям, что пар – это тоже вода. Показать, как образуется пар.

Взять термос с кипятком, открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар – это вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды. Показать их детям.

2. Показать детям, что вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором

находится.

Предложить взять кусочек льда (это твердая вода).  Какой он формы? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом случае он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода, если ее пролить на стол, тарелку, налить в кувшин, принимает форму того предмета, в котором находится. А на столе растекается лужицей.  

Декабрь

1 неделя

Экология

 1. Рассматривание снежинок.

2. Наблюдение за солнцем и луной.

1. Рассмотреть, как падает снег (снежинками, хлопьями, крупой), уточнить, что в зависимости от погоды снежинки могут иметь разную форму. Почитать стихотворение «Снежинка»  К. Бальмонт.

2. Обратить внимание, что солнце появляется редко и невысоко. Отметить время, когда можно видеть одновременно луну и солнце.

Исследовательская деятельность

1. Превращение в воду.

2. Замерзание воды.

1. Вносим в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведро поместить рыхлый снег, в другое – утрамбованный, в третье – лед.

2. Выяснить с детьми, где вода быстрее замерзнет – в подносе с водой или   в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Декабрь

2 неделя

Экология

1.Поговорить с детьми о том, как готовится человек к зиме (с использованием моделей и картинок).

2. Наблюдение за птицами.

1. Отметить изменение в одежде людей, закреплять умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды.

2. Закреплять умение различать ворону и галку, рассмотреть следы птиц  на снегу.

Закреплять умение спокойно вести себя вблизи птиц. Формировать представление о зимующих птицах.

Исследовательская деятельность

1. Защитные свойства снега.

2.  Как образуется иней.

1. Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхность сугроба; б) зарыть неглубоко в снег; в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

2. Вынести на мороз очень горячую воду и держим ее под веточкой.  Веточка покрылась снегом, а снег не идет Ветка все больше и больше в снегу. Это и есть иней.

Декабрь

3 неделя

Экология

1. Наблюдение за продолжительностью светового дня.

2. Знакомство с фольклором.

1. Выяснить, что в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи  (22 декабря – самая короткая ночь в году). Зафиксировать время, когда выключаем свет в группе утром и включаем вечером.

2. Познакомить с поговорками, пословицами и приметами о зиме:

- Береги нос в большой мороз;

- Декабрь спросит, чего летом припасено;

- Мороз невелик, да стоять не велит;

- Кошка на печи – к стуже, кошка на полу – к теплу.

Исследовательская деятельность

1. Если снег белый, значит он чистый?

2. Очищение воды.

1. Определение чистоты снега. Принести в группу ведерко со  снегом и подождать, когда снег растает. Сделать вывод: снег  белый, но он не чистый.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Предложить очистить воду, в которой растворены мука, земля, речной песок. Использовать марлю, фильтрованную бумагу.  

Тема недели «О правах ребенка»

Декабрь

4 неделя

Экология

1. Наблюдение за деревьями.

2. Наблюдение за снегопадом при вечернем освещении (в свете фонарей).

1. Напомнить признаки, по которым узнавали деревья осенью, и как можно узнать их сейчас. Рассмотреть и отметить характерные особенности 4-5 деревьев. 

Игра «Найди, что опишу»- нахождение растения по описанию (В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», стр.48).

2. Установить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Исследовательская деятельность

1. Где снег глубже?

2.  Лед легче воды.

Измерить глубину снежного покрова палочкой в разных местах участка: около здания, дерева, под скамейкой, на ровном участке. Сравнить, где глубина снега больше.

2. Опустить кусочек льда в стакан, до краев заполненный водой.  Лед растает, но вода не польется через край. Вывод: вода, в которую превратился лед,  занимает меньше места, чем лед, то есть она  тяжелее.

Тема «Всемирный день «Спасибо»

Январь

2 неделя

Экология

1. Продолжать  наблюдения за состоянием погоды и снега.

2. Наблюдение за снежинками.

1. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

2. Показать детям разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопьями, при похолодании – в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются снежинки).

Исследовательская деятельность

1. Измерение температуры воздуха.

2. Опыт с веточкой тополя.

1. Предложить детям измерить температуру воздуха на солнечной стороне улицы и  в тени.  Сделать вывод, что солнце стало немного пригревать.

2. Срезать веточку тополя и поставить в помещение в воду. Ветка начнет засыхать Вывод: растения еще находятся в состоянии глубокого покоя.

Январь

3 неделя

Экология

1. Знакомство с фольклором.

2. Наблюдение за красотой зимнего пейзажа.

1. Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

- дым из трубы столбом – к морозу;

- дым стелется – к оттепели;

 - собаки валяются в снегу – к метели;

- птица хохлится – к непогоде;

- ярко сверкают звезды – к морозу.

2. Рассмотреть в морозную солнечную погоду, как красиво вокруг;  

- какие красивые деревья, покрытые снегом, на что они похожи;

- как сверкает и искрится снег на солнышке;

- как и чем красивы кустарники, покрытые снегом.

Исследовательская деятельность

1. Что тяжелее?

2. Знакомство со свойствами воды.

Предложить детям взвесить снег, лед и воду и узнать, что из них тяжелее.

2. Дети опускают в воду кусочки льда и наблюдают, как изменяются свойства воды: когда лед растает, увеличивается объем воды, она становится холодной, но остается прозрачной.

Январь

4 неделя

Экология

1. Наблюдение за птицами.

2. Рассматривание следов на снегу.

1. Отметить общее и различное в поведении птиц в различную погоду, понаблюдать, как себя ведут птицы у кормушки. Учить отличать их по следам, голосу, способам передвижения по земле. Почитать стихотворение С. Есенина:

Воробушки игривые, как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А во дворе метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

2. Рассмотреть с детьми следы, оставленные на снегу.  Предложить найти следы животных и птиц. Сравнить их.

Исследовательская деятельность

1. Знакомство со свойствами льда

2. Что такое снег и лед?

1. Лед твердый, хрупкий (если бросить – разобьется), в воде не тонет, в тепле тает.

2. Снег и лед – это вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой и высокой температуры.

Февраль

1 неделя

Экология

1. Наблюдение за солнцем.

2.Наблюдение за деревьями.

1. Продолжать наблюдение за солнцем: солнце поднялось выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем день длиннее).

2. Посмотреть, какие деревья и кустарники растут на участке, можно ли дерево узнать без листьев по коре, плодам. Проверить, какие деревья дети знают. Рассматривание плодов клена.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение» - узнавание предмета по его описанию (В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», стр. 46).

Исследовательская деятельность

1. Что вырастает из зернышка?

2. Почему на морозе лопнула бутылка с водой?

1. Показать детям, как  растения вырастают из семян (посев и проращивание семян овса). Необходимость влаги для роста растений.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Вынести вечером в сильный мороз стеклянную бутылку с водой на улицу и оставить на ночь Утром дети увидят, что бутылка лопнула. Это произошло потому, что вода превратилась в лед, расширилась и разорвала бутылку.

Февраль

2 неделя

Экология

1. Беседа о зимних явлениях.

2. В морозный солнечный день обратить внимание детей на сосульки.

1. Уточнить знания детей о зимних явлениях природы: метель, вьюга, снег идет хлопьями, падает легкими снежинками, гололед. Использовать отрывки из художественных произведений:

- Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

(А. С. Пушкин).

2. На солнечной стороне отмечаем появление сосулек. Установить связь – почему первые сосульки появляются на солнечной стороне дома. Выяснить, помнят ли дети о капели и сосульках. Загадать загадку:

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

Исследовательская деятельность

1. Потребность растений во влаге, тепле и свете.

2  . Потребность растений во влаге, тепле и свете.

1. Выявление значения тепла, света и влаги для роста растений:

а) луковица помещается в банку без воды в уголке природы;

б) луковица помещается в банку с водой на подоконнике;

в) луковица в банке с водой накрывается пакетом из-под молока или другим предметом и помещается в уголок природы.

2. Зарисовать результаты опытов с луковицами о потребности растений в свете, влаге, тепле.

Февраль

3 неделя

Экология

1. Беседа «О чем рассказывает Красная книга?»

2. Экскурсия в парк (сквер).

1. Познакомить с редкими растениями и животными, назначением Красной книги.

2. Любоваться зимней природой. Найти следы  на снегу, определить, чьи они (люди, животные, птицы,  транспорт).  Узнать, какие плоды остались на деревьях и кустарниках (рябина, ясень, липа). Собрать семена для уголка природы. Срезать веточки деревьев для уголка природы.

Исследовательская деятельность

1. Существование света и тени.

2. . Существование света и тени.

1. В солнечную погоду измерение тени взрослого и ребенка.

2. Солнечные зайчики в тени и на солнце.

Февраль

4 неделя

Экология

1. Знакомство с фольклором.

2. Дидактические игры экологического содержания.

1. Познакомить детей с народными пословицами и поговорками, учить понимать их смысл, запоминать и применять.

- Февраль солнце на лето поворачивает;

- В феврале зима с весной встречаются впервые;

- Февраль и медведю в берлоге бока нагреет;

- Февраль – месяц лютый, спрашивает- как обуты.

2. Игра «Природа и человек» - закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. (К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», стр. 111).

Игра «Кто где живет?» - группировка растений по их сравнению (деревья, кустарники) В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», стр.53.

Исследовательская деятельность

1. Солнце дарит нам тепло.

2. Все ли предметы солнце нагревает одинаково?

1. Показать, что все предметы нагреваются, когда на них падает солнечный свет. Кладут два камешка: один на солнце, другой – в тень. Закрываю плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Вывод: на солнце камешек теплее, значит солнце нагревает предметы.

2. Выяснить, какие предметы солнце нагревает сильнее.

Взять светлые и темные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок и расположить их под зажженной лампочкой. Проверить на ощупь степень нагревания. Вывод: темные предметы нагреваются сильнее, чем светлые.

Март

1 неделя

Экология

1. Наблюдение за увеличением светового дня.

2. Наблюдение  за птицами.

1. День становится длиннее, солнце светит дольше, сильнее. Почитать стихотворение Е. Трутнева:

Март – и день прибавился,

Март – и снег убавился,

Уходи, мороз!

Март весну принес.

Отметить изменения пути солнца в течении дня.

2.Обратить внимание на изменение в поведении птиц: вороны начинают постройки гнезд, синицы поют, воробьи садятся на освещенные солнцем деревья, крышу, весело щебечут, купаются в лужах, песке, оживленно чирикают.

Исследовательская деятельность

1.Что такое статическое электричество?

2. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

1. Показать, как образуется статическое электричество: потрите воздушный шарик о шерстяной свитер или шарф и приложите его к стене. Тоже самое можно сделать с пластмассовой расческой или ручкой, протерев их шерстяной тканью или  шарфом, а затем приложив их на мелкие кусочки бумаги. Бумага будет подниматься  к расческе.

2. Показать, где быстрее испаряется вода. Взять два блюдца с водой. Одно блюдце поставить на солнце, а другое  - в тень. Через некоторое время проверяют, где воды больше. Выясняют, что в блюдце, стоящем в тени, воды меньше. Значит, на солнце вода испаряется быстрее.

Март

2 неделя

Экология

1. Продолжать наблюдение за деревьями и кустарниками.

2. Итоговая беседа о зиме.

1. Первое весеннее пробуждение растений показать на примере ивы: появились серебристые пушистые почки. Объяснить, что пух предохраняет почки от холода. Рассмотреть ветки других деревьев, не набухли ли почки у тополя и березы, нет ли поломанных веток. Дидактическая игра: «От какого дерева ветка».

2. Расширять и уточнять знания детей  о зимних явлениях. Учить передавать свои впечатления о зиме. Использовать рисунки из календаря природы, стихи о зиме, загадки.

Исследовательская деятельность

1. Что такое масса?

2. Знакомство с прозрачностью предметов.

Показать детям что, все предметы имеют массу. Массу предмета  узнают при взвешивании. Взвесить разные предметы и узнать, какие предметы тяжелее, а какие – легче.  

2. Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы (кусочек стекла, фольга, калька, стеклянный кувшин с водой, картон и др). С помощью фонарика определить, какие предметы пропускают свет, а какие – нет.

Март

3 неделя

Экология

1. Дидактические игры экологического содержания.

2.Наблюдение за комнатными растениями.

1. Игра «Природа и человек» - закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду), стр. 111).

Игра «Летает – не летает» - развивать у детей слуховое внимание, выдержку (там же, стр. 112).  

2. Закрепить знания  детей об условиях, необходимых для  роста и развития растений, об уходе (полив, рыхление). Вспомнить, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, за зиму в горшках почва истощается. Растения надо пересадить в свежую землю и подкармливать .

Исследовательская деятельность

1. Необходимость света для роста растений.

2. Необходимость удобрений для роста растений.

1. Возьмите два маленьких одинаковых зеленых  растения в горшочках. Поместите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Через несколько дней сравните их по цвету. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло. Вывод: растениям для роста нужен свет.

2. Чтобы растение лучше развивалось  после зимы, необходимо его удобрять. Взять два горшка с  растениями, в одно при поливе  вносить удобрении, а другое  - просто поливать водой. Сравнить, где растение развивается лучше.

Март

4 неделя

Экология

1. Знакомство с фольклором.

2. Наблюдение за деревьями.

1. Продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о весне.

- Как зима не злится, а весне покориться.

- Февраль силен метелью, а март – капелью.

- Рано затает – долго не растает.

- Кто спит весной, тот заплачет зимой.

Побеседовать с детьми о смысле пословиц и поговорок.

2.Объяснить детям, что весной у деревьев начинается сокодвижение. Найти на участке дерево, у которого из  трещины на коре выделяется сок и обратить внимание, что возле трещины собираются  насекомые – любители сладкого. Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустят листья. .  

Исследовательская деятельность

1. . Необходимость света для  роста растений.

2. Волшебные стеклышки.

.

 Поставить в группе ветки разных растений (береза, ива, тополь, вишня) на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки (на свету или в тени).

2. Познакомить с приборами для наблюдения :  микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Рассмотреть  под микроскопом капельку воды, веточку дерева, землю и другие предметы; в бинокль – дальние предметы.

Апрель

1 неделя

Экология

1. Наблюдение за птицами.  Экскурсия к грачевнику.

2. Наблюдения за изменениями на участке.

1.Учить различать птиц по голосам. Наблюдение  за весенним прилетом птиц из теплых стран – грачей. Закрепить знания о внешнем виде (большие, черные). Послушать, как они кричат, гнезда устраивают на высоких деревьях из прутиков или тряпочек, летят к гнезду, иногда отнимают их друг у друга на лету. Грачи полезная птица, их надо беречь.

2. Ежедневно обходить с детьми участок, отмечая изменения, которые происходят в природе. Отметить увеличение продолжительности «часового» дня, светового дня. Сравнить с прошлым месяцем.

Исследовательская деятельность

1. Воздух.

2. В воде тоже есть воздух.

1. Показать детям, что в пустом стакане есть воздух. Взять  пустой стакан, перевернуть его вверх дном и медленно опустить в банку   с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. А если баночку опустить в воду чуть с наклоном, то заметим, что вода заполняется в банке и к верху поднимаются пузырьки. Это воздух, который был в банке. Вода заполняет банку и вытесняет воздух из банки.

2.   Показать, что в воде тоже есть воздух. Взять стаканы с водой, опустить туда трубочки и подуть в них. Откуда взялись пузырьки в воде? Мы выдохнули воздух и он в воде виден в виде пузырьков.

Апрель

2 неделя

Экология

1. Наблюдение  за движением ветра и силой  ветра.  

2. Целевая прогулка за пределы участка, Рассмотреть первые весенние цветы: мать – и – мачеху.

1. Предложить с помощью флажка определить  направление ветра, отметить, какой силы ветер. Для игр с ветром использовать  вертушки, бумажные и воздушные шары, мельницы.

2. Показать, как блестит на ярком солнце еще не растаявший снег, найти проталины, понаблюдать за птицами на проталинах. Рассмотреть желтые корзиночки цветов мать-и-мачехи, шершавый стебель, обратить внимание, что листьев еще нет. Сделать выводы, где цветы быстрее появляются и почему. Почитать стихотворение Д. Зуева:

- Растаял снег, с пригорка льется

Ручей с игривой быстротой

И солнце весело смеется

В лицо цветочек золотой

Исследовательская деятельность

1. Путешествие Капельки.

2. Кто сломал мою большую  ложку?

1. Показать детям, что при нагревании вода превращается в пар, а при охлаждении пар превращается в воду.

Налить воду в чайник и включить его Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда появился пар, - мы же а чайник наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).

Поднести к струе пара холодное стекло и подержать его немного над паром. Что происходит со стеклом? Откуда появились капельки воды на стекле? (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду).

2. Провести с детьми опыт на оптические (преломление света) свойства воды. Взять

Стакан с водой, опустить в него ложку, посмотреть на ложку сбоку. Что стало с ложкой? Затем  опустить в стакан карандаш,  вилку. Понаблюдать, что изменилось, как выглядят предметы?

.

Апрель

3 неделя

Экология

1. Наблюдение за насекомыми.

2. Наблюдение за первым весенним дождем.

1. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Повести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе.

2. Осудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды»?

Исследовательская деятельность

1. Опыты с магнитом.

2. Взаимодействие магнитов.

1. Выявление у детей первоначальных сведений о магните (И. Никандров «Малышам о природе», стр. 118).

2. Показать детям наличие у магнитов двух полюсов и их взаимодействие (И. Никандров «Малышам о природе», стр. 120).

Апрель

4 неделя

Экология

1. Наблюдение  за лужами и ручейками и ручейками на участке.

2. Знакомство с фольклором.

1. Обратить внимание на образование луж и ручейков на участке. Предложить  поиграть в игры с корабликами, лодочками из сосновой коры, ореховой скорлупы. Уточнить, почему  одни лодочки плывут быстрее, а другие – медленнее. Подвести к тому, что это зависит от силы ветра и силы воды.

2 Познакомить детей с приметами, народными пословицами и поговорками. Побеседовать об их смысле.

- Солнышко с апрельской горки в лето катится.

- Апрель - с водою, май – с травою.

- В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

- Днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.

- Вороны купаются ранней весной – к теплу.

Исследовательская деятельность

1. Сила тяготения.

2. Звенящая вода.

1. Дать детям представление о существовании  невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются? Что заставляет их течь по Земле?

(кН. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 47).

2. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук (кН. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 30).

Май

1 неделя

Экология

1.Наблюдение за одуванчиками.

2. Наблюдение за насекомыми.

1. Отметить стадии роста, цветения и образования семян. Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние света и тепла на рост растений. Наблюдения зарисовать. Обратить внимание  на последовательность цветения  растений: мать-и-мачеха, ветреница, одуванчик, ландыш.

2. Отметить, что с каждым днем их становится все больше: комары, бабочки, мухи. Учить различать несколько видов бабочек (капустница и павлиний глаз).

Исследовательская деятельность

1. Упрямые предметы.

2. Хитрости инерции.

1. Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией (кН. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 48).

2. Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции;  показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных) (кН. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 55).

Май

2 неделя

Экология

1. Наблюдение за грозой.

2. Беседа «Лекарственная аптека»

1. Отметить, что в мае идут дожди. Рассказать, как надо вести себя во время грозы. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее,  подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

2. Дать детям представление о лекарственных растениях. Показать иллюстрации растений, по возможности найти растения на участке, рассмотреть их с детьми.

Исследовательская деятельность

1. Опыт с насекомыми.

2. Как выйти сухим из воды.

1. Предложить детям аккуратно поймать майского жука и сороконожку. Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставят на песке жук и сороконожка. Зарисовать следы и оформить их в виде модели. Проследить, чтобы после опыта дети отпустили насекомых.

2. Предложить детям смять бумагу и положить ее на дно стакана. Быстро перевернуть стакан и погрузить его в воду. Потом вынуть стакан: бумага осталась сухой. Почему вода не проникла в стакан? Потому что стакан заполнен воздухом.

Май

3 неделя

Экология

1. Дидактические игры экологического содержания:

а) Игра «Какое время года?»

б) Игра «Поможем Незнайке».

2. Рассматривание цветов в цветнике.

1.а) Учить детей слушать поэтический текст, анализировать и делать выводы. Закреплять знания о месяцах каждого времени года. (Сорокина С. «Дидактические игры в детском саду» стр. 78).

б) Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев (там же,стр 93).

2. Рассмотреть в цветнике тюльпаны, нарциссы, сравнить форму, окраску, уточнить, что общее у этих растений - луковица, в которой сохраняются питательные вещества, и за счет них перезимовавшие растения быстро растут весной.

Исследовательская деятельность

1. Песочная страна.

2. Делаем мыльные пузыри.

1 Предложить детям рассмотреть песок через лупу. Из чего состоит песок, как выглядят песчинки? Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Как можно играть с сухим песком? Предложить нарисовать сухим песком.

На плотной бумаге клеевым карандашом нарисовать какой-нибудь рисунок, потом на клей посыпать сухой песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей из жидкого мыла. Взять стакан, смешиваем жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла) и опускаем в пену петлю, сделанную из проволоки.

Май

4 неделя

Экология

1 Знакомство с фольклором.

2. Экскурсия в лес.

1. Познакомить детей с народными приметами, поговорками и пословицами о весне.

- Май- травище, травень

- Май холодный, год хлеборобный.

- Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

- Когда цветет черемуха – к похолоданию.

- Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как весенняя трава.

2. Послушать пение птиц, посмотреть весенние цветы, деревья с распустившимися на них листьями. Закрепить названия деревьев, цветов. Познакомить с понятием «первоцветы», почему они так называются.

Исследовательская деятельность

1. Радуга в небе.

2. О « дрожалке»  и «пищалке».

1. Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр. Взять небольшие миски, налить воды чуть больше половины миски. Поставить зеркало в воду под наклоном. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов радуги.

2. Познакомить детей с понятием «звук», выяснить причину возникновения звука – дрожание предметов.

См. (кН. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр.94).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».Программное содержание:Коррекционно-обра...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...