Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соловьева Глафира Григорьевна

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения;

• Закрепить умение различать и называть части деревьев;

• Формировать знания детей о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.);

• Подвести детей к пониманию того, что все живые существа на Земле дышат кислородом, который выделяют растения;

• Учить детей отвечать полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

• развитие связного речевого высказывания;

• упражнение в согласовании слов в предложении;

• развитие восприятия, внимания, мышления;

• выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать любознательность, интерес к растениям;

• Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями;

• Формировать умение помогать друг другу;

Здоровьесберегающие:

• Научить детей произвольно расслаблять мышцы (обучать приемам саморасслабления)

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдения на прогулках; разгадывание загадок о травах, деревьях; рассматривание иллюстраций о растительном мире.

Оборудование: телеграмма; мультимедийная установка; запись «шум леса»; изображение дерева; засушенные листья березы, тополя, дуба, рябины, осины, липы; иллюстрации деревьев; изображения лекарственных трав; накидка, корона для Лесной Феи; разрезные картинки «Запрещающие знаки»; книга-подарок от Лесной Феи.

Методические приемы: игры экологического характера; вопросы поискового характера.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, мы получили такую телеграмму:

“Я хочу вас пригласить на поляне погостить.

Собирайтесь скорее в необычный поход.

Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.

Здесь найдете вы меня,

В добрый путь, смелей друзья. ” Правда, тут забыли подписаться.

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение. Хочется вам узнать тайны лесные и встретиться с тем, кто отправил нам эту телеграмму. Тогда, в путь, ребята!

Физминутка (идем) Мы шагаем друг за другом

                                  Лесом и зеленым лугом.

                                  Крылья пестрые мелькают,

                                  В поле бабочки летают.

                                  Раз, два, три, четыре,

                                  Полетели, закружились.

Приходим в «лес» (расставлены деревья, включить звуки «Шум леса»)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Вспомните, пожалуйста, как надо вести себя в лесу. (Ответы детей) (Стоим полукругом). Начнем отгадывать тайны? (Начнем). Я надеюсь, что мы с вами быстро все тайны лесные отгадаем. (Тихо включить шум леса)

- Тайна 1. Главные жители леса-это деревья, самые большие растения.

                  Что такое дерево? Как оно живет?

                   Кто все части дерева верно назовет.

Игра “Части дерева” – но вы не только называйте, но и расскажите, «для чего служит» та или иная часть дерева.

1 ребенок. Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

2 ребенок. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.

3 ребенок. На ветках есть листья, цветы, плоды.

4 ребенок. Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.

5 ребенок. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

6 ребенок. Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отлично справились с этой тайной. Присаживайтесь на пенечки. (выключить шум леса)

- Тайна 2. (разбросать листья по полу) Подул ветерок, листья с деревьев упали и перемешались. Назовите, с какого дерева упал этот лист и какой это листок.

Игра “С какого дерева листок” (дети по очереди отвечают)

- Этот лист упал с дуба. Это дубовый лист.

- Этот лист упал с клена, это кленовый лист

- Этот лист упал с березы, это березовый лист

- Этот лист упал с осины, это осиновый лист… и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с этой задачей мы справились. Вставайте, ребята, покажем, какие ели бывают высокие

Физкультминутка. “Ели на опушке”

Ели на опушке (руки в стороны «как ёлочки»)

До небес макушки (руки вверх)

Слушают, молчат (руки приставляют к ушам, указательный – к губам)

Смотрят на внучат (правую руку ко лбу)

А внучата ёлочки (полуприсесть, ручки в стороны «как ёлочки»)

Тонкие иголочки (показать тонкие)

У лесных ворот (руки сомкнуть над головой)

Водят хоровод (общий круг, идти друг за другом).

- Тайна 3. Пришли мы к лесным воротам, и что же мы видим. Явились к нам деревья в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья здесь растут? (Детям показать силуэты деревьев, они отгадывают).

Воспитатель: Легко отгадали тайну теней, молодцы.

- Тайна 4. Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно называли. А сейчас у вас спрошу, что растет в родном краю? Если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши, если нет - то молчок. (Показывать деревья)

Воспитатель: Ребята, обратили внимание, каких только деревьев не бывает на свете. Но я очень рада, что вы знаете деревья, которые растут в наших краях. Конечно, раскрыли мы с вами следующую тайну.

- Тайна 5. Это тайна посвящается травам. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Может вы знаете какие-нибудь лекарственные травы, назовите. (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, если знаете, чем полезна эта трава. Если вы не знаете, я помогу.

  • Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.
  • Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы.
  • Ромашка - если горло заболит.
  • Душица - при простуде.
  • Чистотел – лечит пятна на коже.

Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Воспитатель: Отлично, ребята, отгадали и эту тайну.

- Тайна 6. Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков из разрезных картинок и назвать что они означают.

Игра “Собери запрещающий знак”

1. Нельзя ломать ветки деревьев.

2. Нельзя срывать растения с корнем.

3. Нельзя рубить деревья.

4. Нельзя топтать растения.

Воспитатель: Ой, ребята, мне послышалось, что за теми деревьями что-то шуршит. Вы собирайте знаки, а я пойду, посмотрю. Никуда не отходите, ведь в лесу одним гулять ещё и опасно (выйти, одеть накидку, корону и зайти).

Входит Лесная Фея: - Ау - у – у! Здесь есть кто-нибудь! Здравствуйте, мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы вы, все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях. Вы, настоящие знатоки природы! Я все видела и слышала, я ведь Фея! Что за знаки вы тут собрали, расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают)

- Ребята, а что значит «Растения – легкие земли», как вы мне это объясните. (Ответы детей). Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа. Мне хочется отметить, ребята, что охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут и растения.

Фея: Ну что, ребята, вам понравилось в моем лесу? (Ответы детей). Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали? (Растения выделяют кислород, который нужен всем нам и чтобы этот кислород не закончился нужно беречь растения).

Фея. Ну что ж, до новых встреч, друзья природы. Я хочу подарить вам такую книжку «Какие бывают растении», вы ведь будущие школьники, а эта книга из библиотеки школьника. Возьмите, пожалуйста. Я вас провожу!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Уходят в группу)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Растения - легкие земли"47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».

Соловьева Глафира Григорьевна, МБДОУ «Детский сад №158» г. Чебоксары, Чувашской Республики, воспитатель

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения;

• Закрепить умение различать и называть части деревьев;

• Формировать знания детей о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.);

• Подвести детей к пониманию того, что все живые существа на Земле дышат кислородом, который выделяют растения;

• Учить детей отвечать полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

• развитие связного речевого высказывания;

• упражнение в согласовании слов в предложении;

• развитие восприятия, внимания, мышления;

• выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать любознательность, интерес к растениям;

• Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями;

• Формировать умение помогать друг другу;

Здоровьесберегающие:

• Научить детей произвольно расслаблять мышцы (обучать приемам саморасслабления)

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдения на прогулках; разгадывание загадок о травах, деревьях; рассматривание иллюстраций о растительном мире.

Оборудование: телеграмма; мультимедийная установка; запись «шум леса»; изображение дерева; засушенные листья березы, тополя, дуба, рябины, осины, липы; иллюстрации деревьев; изображения лекарственных трав; накидка, корона для Лесной Феи; разрезные картинки «Запрещающие знаки»; книга-подарок от Лесной Феи.

Методические приемы: игры экологического характера; вопросы поискового характера.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, мы получили такую телеграмму:

“Я хочу вас пригласить на поляне погостить.

Собирайтесь скорее в необычный поход.

Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.

Здесь найдете вы меня,

В добрый путь, смелей друзья. ” Правда, тут забыли подписаться.

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение. Хочется вам узнать тайны лесные и встретиться с тем, кто отправил нам эту телеграмму. Тогда, в путь, ребята!

Физминутка (идем) Мы шагаем друг за другом

                                  Лесом и зеленым лугом.

                                  Крылья пестрые мелькают,

                                  В поле бабочки летают.

                                  Раз, два, три, четыре,

                                  Полетели, закружились.

Приходим в «лес» (расставлены деревья, включить звуки «Шум леса»)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Вспомните, пожалуйста, как надо вести себя в лесу. (Ответы детей) (Стоим полукругом). Начнем отгадывать тайны? (Начнем). Я надеюсь, что мы с вами быстро все тайны лесные отгадаем. (Тихо включить шум леса)

- Тайна 1. Главные жители леса-это деревья, самые большие растения.

                  Что такое дерево? Как оно живет?

                   Кто все части дерева верно назовет.

Игра “Части дерева” – но вы не только называйте, но и расскажите, «для чего служит» та или иная часть дерева.

1 ребенок. Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

2 ребенок. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.

3 ребенок. На ветках есть листья, цветы, плоды.

4 ребенок. Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.

5 ребенок. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

6 ребенок. Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отлично справились с этой тайной. Присаживайтесь на пенечки. (выключить шум леса)

- Тайна 2. (разбросать листья по полу) Подул ветерок, листья с деревьев упали и перемешались. Назовите, с какого дерева упал этот лист и какой это листок.

Игра “С какого дерева листок” (дети по очереди отвечают)

- Этот лист упал с дуба. Это дубовый лист.

- Этот лист упал с клена, это кленовый лист

- Этот лист упал с березы, это березовый лист

- Этот лист упал с осины, это осиновый лист… и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с этой задачей мы справились. Вставайте, ребята, покажем, какие ели бывают высокие

Физкультминутка. “Ели на опушке”

Ели на опушке (руки в стороны «как ёлочки»)

До небес макушки (руки вверх)

Слушают, молчат (руки приставляют к ушам, указательный – к губам)

Смотрят на внучат (правую руку ко лбу)

А внучата ёлочки (полуприсесть, ручки в стороны «как ёлочки»)

Тонкие иголочки (показать тонкие)

У лесных ворот (руки сомкнуть над головой)

Водят хоровод (общий круг, идти друг за другом).

- Тайна 3. Пришли мы к лесным воротам, и что же мы видим. Явились к нам деревья в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья здесь растут? (Детям показать силуэты деревьев, они отгадывают).

Воспитатель: Легко отгадали тайну теней, молодцы.

- Тайна 4. Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно называли. А сейчас у вас спрошу, что растет в родном краю? Если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши, если нет - то молчок. (Показывать деревья)

Воспитатель: Ребята, обратили внимание, каких только деревьев не бывает на свете. Но я очень рада, что вы знаете деревья, которые растут в наших краях. Конечно, раскрыли мы с вами следующую тайну.

- Тайна 5. Это тайна посвящается травам. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Может вы знаете какие-нибудь лекарственные травы, назовите. (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, если знаете, чем полезна эта трава. Если вы не знаете, я помогу.

  • Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.
  • Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы.
  • Ромашка - если горло заболит.
  • Душица - при простуде.
  • Чистотел – лечит пятна на коже.

Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Воспитатель: Отлично, ребята, отгадали и эту тайну.

- Тайна 6. Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков из разрезных картинок и назвать что они означают.

Игра “Собери запрещающий знак”

1. Нельзя ломать ветки деревьев.

2. Нельзя срывать растения с корнем.

3. Нельзя рубить деревья.

4. Нельзя топтать растения.

Воспитатель: Ой, ребята, мне послышалось, что за теми деревьями что-то шуршит. Вы собирайте знаки, а я пойду, посмотрю. Никуда не отходите, ведь в лесу одним гулять ещё и опасно (выйти, одеть накидку, корону и зайти).

Входит Лесная Фея: - Ау - у – у! Здесь есть кто-нибудь! Здравствуйте, мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы вы, все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях. Вы, настоящие знатоки природы! Я все видела и слышала, я ведь Фея! Что за знаки вы тут собрали, расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают)

- Ребята, а что значит «Растения – легкие земли», как вы мне это объясните. (Ответы детей). Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа. Мне хочется отметить, ребята, что охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут и растения.

Фея: Ну что, ребята, вам понравилось в моем лесу? (Ответы детей). Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали? (Растения выделяют кислород, который нужен всем нам и чтобы этот кислород не закончился нужно беречь растения).

Фея. Ну что ж, до новых встреч, друзья природы. Я хочу подарить вам такую книжку «Какие бывают растении», вы ведь будущие школьники, а эта книга из библиотеки школьника. Возьмите, пожалуйста. Я вас провожу!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Уходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Профессия ПОЧТАЛЬОН».

1. Расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. 2. Учить составлять описательный рассказ о почте по схеме. 3. Развивать общую моторику подражател...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика) Тема: «Путешествие с Красной шапочкой»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика). Тема: «Путешествие с Кр...