КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крамаренко  Виктория Романовна

Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе

 детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»

Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»

Цель: учить пересказу текста с опорой на последовательную серию предметных картинок.

Программные задачи:

 - Обучать пересказу рассказа близко к тексту с опорой на последовательную серию предметных картинок.

 - Уточнить и закрепить глагольный словарь и словарь признаков по теме: «Весна».

 -Продолжать учить употреблять в речи конструкцию простого, распространённого предложения.

Воспитывать умение работать в коллективе, не перебивать друг друга.

Оборудование:

Демонстрационные картинки к игре «Что лишнее?» (3-и сюжета о весне, 1-н сюжет зимний);  

демонстрационные картинки к рассказу «Весна» (Весенний пейзаж, солнце, проталины, сосульки, ледоход, воробьи, зайцы, медведь в берлоге, сороки);

Подарки - раскраски по количеству детей.

Ход занятия.

Организационный момент.

На активизацию глагольного словаря.

Игра «Скажи правильно и сядь».

        Распускаются листочки или цветочки? (Распускаются листочки)

        Порхают птички или лисички? (Порхают птички)

        Тает снежинка или слезинка? (Тает снежинка)

        Журчат ручьи или грачи? (Журчат ручьи)

        Набухают почки или листочки? (Набухают почки)

Прилетают насекомые или птицы? (Прилетают птицы)

Трещит лёд или ледоход? (Трещит лёд)

Дети правильно и полно отвечают на вопросы и садятся.

Введение в тему.

Дети, а вы знаете, какое время года уже закончилось? (Зима)

А какое время года наступило? (Весна)

Правильно, после зимы наступила весна.

Повторите: наступила весна.

Игра: «Что лишнее?»

Вывесить 3-и картинки с характерными признаками весны, а 4-ю на тему зимы. Дети должны определить, какая картинка лишняя.

I. Посмотрите пожалуйста внимательно на картинки. Подумайте, какое время года изображено на них?

И скажите, какая картинка здесь лишняя? (Картинка, с изображением зимы лишняя)

II. Внимательно рассмотрите картинки и скажите, что бывает весной?

(Назовите приметы весны).

1-я картинка. Мальчик ходит по лужам. Он в резиновых сапогах и с зонтиком. Мальчик пускает по лужам кораблик.

Снег почти растаял, деревья ещё голые.

2-я картинка. Снег тает и превращается в длинные сосульки. Кошки греются на солнышке. Снег на земле почти растаял.

3-я картинка. Подснежники растут на проталинах. Девочка гуляет по лесу и собирает подснежники.

4-я картинка. Дети (в тёплых комбинезонах) слепили снеговиков из снега. Деревья покрыты снегом. На крышах домов лежит снег. На земле снежные сугробы.

Основная часть.

Психоречевая гимнастика

«Хлопни в ладоши».

Я буду называть разные слова. Слушайте внимательно!

Если вы услышите слово о весне, хлопните в ладоши.

Педагог произносит слова:

пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

Игра «Почему?»

Составление предложений с союзом потому что.

Я задам вам вопросы, а вы подумайте и ответьте:

1. Почему снег тает? ….

    Отвечай полным предложением!

    (Снег тает, потому что его солнышко пригревает)

2. Почему бегут ручьи? (Ручьи бегут, потому что снег тает)

3. Почему журчат ручьи? (Ручьи журчат, потому что ветерок их подгоняет)

4. Почему набухают почки? (Набухают почки, потому что припекает солнышко)

5. Почему прилетают птицы? (Прилетают птицы, потому что пришла весна)

6. Почему появляются насекомые? (Появляются насекомые, потому что тепло)

Какое сейчас время года? (Весна)

Дети, а вы знаете, как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май)

Физкультминутка.

Апрель

Кап-кап-кап – звенит           Дети выполняют упражнение

                        Капель,         Капель.

Приближается апрель.        Хлопают в ладоши.

Побежал в саду ручей,        Выполняют упражнение Ручеёк.

Прилетели сто грачей.        Выполняют упражнение Птичка.

А сугробы тают, тают,        Медленно приседают, вытянув руки вперёд.

А цветочки расцветают.     Встают, выполняют упражнение Цветок.   

Развитие связной речи.

Загадка

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

                        (весна)

Пересказ текста.

I.

Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «Весна»

Текст зачитывается впервые. В соответствии с прочитанными предложениями  Происходит эмоциональное восприятие.

Весна.

Пришла весна. 

Ярче светит солнце. 

Появились первые проталины. 

Длинные сосульки свисают с крыш.

На реке раскололся лёд – начался ледоход. 

Радостно чирикают воробьи. 

В лесу на солнышке греется зайчик. 

Скоро проснётся и вылезет из берлоги медведь.

И затрещат на весь лес сороки: «Весна пришла!»

II.

Даётся установка на запоминание.

Сейчас вы должны ещё раз внимательно послушать, о чём говорится в рассказе и ответить на мои вопросы. Я посмотрю, кто из вас внимательнее!

Текст зачитывается вторично.

Дети воспроизводят текст с помощью наводящих вопросов.

Какое время года наступило? Пришла весна.

А как светит солнце? Ярче светит солнце.

Что появилось на снегу? Появились первые проталины.

А что мы видим на крышах? Длинные сосульки свисают с крыш.

Когда колется лёд, что начинается? На реке раскололся лёд – начался ледоход.

А воробьи что делают? Радостно чирикают воробьи.

А что делает зайчик? (Где греется зайчик?) В лесу на солнышке греется зайчик

А медведь чем занимается? Скоро проснётся и вылезет из берлоги медведь

О чём затрещат сороки? (Как громко затрещат сороки?)И затрещат на весь лес сороки: «Весна пришла!»

III.

Ещё раз внимательно послушайте рассказ. А потом вы сами расскажете мне то, что вы запомнили.

Третий раз текст зачитывается для последующего самостоятельного пересказа детьми.

Пересказывают дети по - одному или по цепочке.

(Если кто–то из детей что–то пропускает, другие помогают, подсказывают).

Заключительная часть.

Спросить детей, о чём мы сегодня говорили на занятии? (О весне, о погоде весной, …..)

Похвалить детей за внимание и активность на занятии.

Все вы сегодня старались, были внимательными и мне очень понравились ваши рассказы о весне.

Я хочу подарить вам раскраски. Рассмотрите внимательно и определите, какие картинки о весне, а какие о зиме. И раскрасьте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...