Обучение и развитие техники чтения.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Лизунова Алла Павловна

Обучение и развитие техники чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_i_razvitie_tehniki_chteniya.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и развитие техники чтения.

Чтение -  очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка.

Важно то, как быстро человек понимает, о чем текст, выделяет смысловые части и запоминает их. Смысловому чтению обычно уделяют очень мало внимания.

Все обучение сводится, как правило, к механическому проговариванию текста. Уровень погружения в текст может быть разным в зависимости от вашей задачи – найти ответ на конкретный вопрос, запомнить и подробно пересказать, понять замысел автора или просто ознакомиться « по диагонали». Поэтому принято говорить не столько о скорости чтения, сколько об эффективности чтения.

 Иногда родители заставляют своего ребенка зубрить весь алфавит по порядку. Причем он запоминает именно названия букв «бэ», «вэ», «гэ», а не звуки, которые они обозначают. Такой подход признан неэффективным.

  Чтобы ребенок быстрее начал читать, сначала нужно его научить слышать и произносить звуки. Обычно знакомят с гласными звуками, затем осваивают несколько самых распространенных согласных – «м», «п»… И сразу переходят к соединению звуков в слоги и простые слова: «мама», «папа» и др. Можно взять звуки, с которых начинаются имя ребенка или окружающие его предметы.

  Если знакомить только с буквами, то ребенок не сможет соединить их в слоги и произнести, возникает так называемое побуквенное чтение: «эм»+ «а», «эм» + «а». Аналогичные трудности возникают и на этапе соединения слогов в слова – послоговое чтение. Основная причина – неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать и понимать звуки речи. Исправить ситуацию помогут такие упражнения, как пропевание гласных, игры со слоговыми таблицами.

   Еще одна проблема: ребенок переставляет слоги, неправильно их читает, путает. В этом случае отрабатываем навык слияния слогов, используем слоговые таблицы, причем как с открытыми (согласный + гласный), так и закрытыми слогами (гласный + согласный).

   Ребенок может заменять буквы при чтении. Это связано с тем, что изначально буквы не были хорошо изучены, он  их просто путает. Помогут упражнения, нацеленные на анализ формы буквы: на что похожа, во что может превратить. Эффективен подбор слов, начинающихся на эту букву (звук). Можно поиграть в ассоциации, то есть нарисовать предметы, которые возникают в сознании, когда слышишь или видишь эту букву (звук). Через образы понимание и запоминание придут быстрее.

   Часто проблема в том, что ребенок , да и взрослый, не видит слова целиком и придумывает окончания, особенно в длинных словах. Срабатывает случайная смысловая догадка. В том случае нужно расширять поле зрения. И здесь поможет работа с таблицей Шульте. Замечательно зарекомендовало себя задание, основанное на игре в прятки. Вы то открываете, то закрываете «шторкой» (листом бумаги) слоги, слова, столбики слогов или слов, отрывки текста. Задача ребенка состоит в том, чтобы увидеть слово целиком, понять и правильно его произнести. Так как времени дается очень мало (1-2 секунды), то начинаем сначала с коротких слов, которые состоят из трех – четырех букв, и то только потом постепенно увеличиваем количество букв в словах.

  Если ребенок не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам, поработайте со скороговорками. Они помогут научить максимально быстро и чисто проговаривать слова.

   Нередко ребенок теряет строчки или пропускает слова. Основная проблема в этом случае – невнимательность. В этом возрасте еще недостаточно развито произвольное внимание, концентрация возможна лишь на 5 – 10 минут. Поэтому во время занятий важно как можно чаще менять задания. Помимо собственно тренировки внимания очень хорошо помогают упражнения с быстрой фиксацией слогов и слов, то есть так называемый прием «шторки». Лист бумаги закрывает слова, не дает вернуться к прочитанному  и помогает удерживать внимание на конкретном фрагменте текста.

   Серьезные  сложности при формировании навыка чтения создает и низкий уровень восприятия.

Здесь есть несколько причин. Одна из них – это маленький словарный запас. Очень полезно вести небольшой словарик, обсуждать значение новых слов, вставлять их в разные контексты. Кроме того, низкий уровень восприятия часто зависит от недостаточно хорошо развитой памяти и внимания.

   Для овладения осознанным, быстрым чтением важно иметь представление о простейшем  звуко-буквенном анализе. Если ребенка заставляли зубрить только буквы, не объясняли, что есть разные звуки, он не  сможет проводить анализ и синтез словесного ряда, а именно в этом и заключается навык чтения. С последующей его автоматизацией мы уже не осознаем все этапы, но при формировании навыка этот этап пропустить нельзя. В этом эффективны упражнения на восстановление слов, когда буквы перемешаны, перевернуты или стоят в обратном порядке.

   Мешают увеличить скорость чтения трудности в пространственном ориентировании. Если ребенок не фиксирует текст как единое целое, не ориентируется в строчках, не может быстро определить, где он остановился, бессмысленно продолжать отработку скорочтения. На самом деле нужно просто потренироваться в определении направления верх – низ, право – лево, а также развивать внимание. Самым популярным и действенным средством признана таблица Шульте, а также очень хорошо помогает игра «Муха».

   Очень важно речевое дыхание. Не поставленное речевое дыхание    - серьезное препятствие для быстрого и выразительного чтения вслух. Как известно, наш мозг составляет всего 2% от веса человека, но потребляет более 20% кислорода, именно кислород дает основную энергию для его работы. Если речевое дыхание не поставлено, то мозг испытывает кислородное голодание. В результате человек быстро устает, сознание становится нечетким, и информация не усваивается. Кроме того, правильное дыхание позволяет расслабится, и чтение уже не кажется трудной работой. Вдох надо делать через нос, выдыхать медленно через рот, то есть применяем брюшное, или диафрагмальное дыхание. При этом не следует сутулиться!

  Не менее важна правильная осанка. Просто выпрямив спину и подняв голову, можно значительно увеличить скорость чтения. Зажатость и перекошенность мешают правильно дышать, нарушается кровообращение, возникает физическое и умственное напряжение. А любое напряжение блокирует нашу память. Мы читаем и не понимаем, не запоминаем. Ученые доказали, что, если читать полулежа, при наклоне туловища 120 -135 градусов, уровень понимания вырастает на 30%. Расслабленная поза помогает получить от чтения максимум удовольствия. Ребенок понимает, что это радость, а не тяжелая работа. Здесь же следует упомянуть и про угол наклона книги. Если книга лежит на столе, то ребенок не видит текст целиком, ему приходится наклоняться, чтобы расширить поле зрения. В результате – напряжение, неправильное дыхание, усталость, снижение внимания и четкости восприятия. Обязательно используйте подставки для книг.

   Важно уметь расслаблять не только спину и плечи, но и глаза. Многие дети читая текст, практически не моргают. Моргание расслабляет глаза и помогает расширить поле зрения. Надо делать гимнастику для глаз.

   Хочу обратить особое внимание на проблему расширения поля зрения. Именно в этом основной залог успеха. Добиться хороших результатов позволяет работа с таблицей Шульте. Главное – соблюдать ряд правил.

  1. Не надо показывать пальцем цифры (буквы), которые находятся в таблице. Ищем их только глазами.
  2. Нужно сесть удобнее, расслабиться, смотреть в центр на точку и, используя боковое зрение, чаще моргая, находить буквы или цифры.
  3. Таблица Шульте должна быть большой, широкой. Не используйте экран смартфона и планшета.
  4. Работу с таблицей (с простым вариантом) начинаем с 30 секунд. Задача состоит в том, чтобы научить ребенка быстро находить все буквы или цифры в таблице. Постепенно уменьшайте время до 8 – 10 секунд.    

Никогда не сравнивайте ребенка с собой или другими детьми. Так Вы только отобьете всякое желание читать, занизите самооценку и даже сформируете у ребенка комплекс неполноценности.

Учите ребенка сравнивать себя с самим собой, замечать личный прогресс. Для этого полезно использовать дневник успехов и ежедневно записывать, за что себя можно сегодня похвалить.

Полезно также чертить график успеха, то есть регулярно отмечать скорость чтения ребенка, отслеживать малейшие достижения ребенка. Ребенок должен понимать, что способен на многое.

Обеспечьте положительный настрой в начале каждого занятия.

Небольшой аутотренинг не помешает: «Я смогу, я легко это сделаю, я сегодня прочитаю столько-то слов и получу такой – то результат». Почему это важно? Чаще всего у детей вырабатывается негативная установка. Они регулярно слышат; «Ты не сможешь, у тебя не получится, ты хуже чем…» Неуверенность в себе приводит к ошибкам и в целом к нежеланию читать. Кроме того, самовнушение помогает сконцентрировать внимание и настроиться на работу.

Не учите, а играйте.

Создайте во время занятий веселую, доброжелательную атмосферу, предложите позаниматься во дворе или в парке. Хорошие приемы, позволяющие добиться устойчивого интереса к занятиям, - Чтение по ролям и инсценировка. Ребенок входит в образ, например, сильного животного или подражает человеку, который хорошо читает. Сев удобней, он придумывает персонажа, представляет его на «внутреннем экране», то есть в воображении, и читает текст в этом образе. Если ребенок изображает суперчтеца, то читать он будет уверенно и четко.

 Чтобы избежать многих трудностей при формировании навыка чтения, не перегружайте ребенка. Длительность занятий должна быть не больше получаса. Обязательно чередуйте задания, начиная с дыхательной разминки и упражнений на расслабление. Далее даем установку на успех. В середине занятия, когда ребенок уже вдоволь начитался, организуем физкультминутку,  а затем меняем вид  деятельности. Чередуя интенсивную работу с минутами отдыха, вы поможете ребенку достичь более высоких результатов. А главное – появится стойкий интерес к чтению.

 Выполняя интересные  упражнения, занимаясь всего 15-30 минут в день, вы увидите значительные результаты уже через месяц! Причем неизбежна цепная реакция: улучшения обязательно коснутся в целом интеллектуального развития. Ребенок будет меньше уставать и больше успевать.

Таблицы Шульте

Ребенок должен смотреть на точку в центре таблицы и,  не бегая глазами по ячейкам,

используя боковое зрение, называть все числа, буквы или пары (цифра + буква). Задача состоит в том, чтобы выполнить задание за определенное время. Начинайте с 30 секунд. Постепенно уменьшайте время до 8 – 10 секунд.

Вариант 1.  Найди все числа от 1 до 24

      14

              9

             

             2

             

             21

               13

     22

               7

           16

   

                5

           

            10

               

       4

                 

             11

                

      18

       

       3

     

     20

       

       6

      23

        8

      19

     15

      24

       1

      17

     12

Вариант 2.  Найди все буквы по порядку

      Ц

              Е

             

             Ф

             

             Р

               В

     К

               С

           Б

   

                Л

           

            Щ

               

       Х

                 

             П

                З

                

      Н

       

       Ж

     

     Ч

       

       Г

      Ш

        А

      М

     И

      У

       Д

      О

     Т

Вариант 2.  Найди пары (буква + цифра):А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4 и т.д.

      Е

              В

             

             7

             

             3

               9

     11

               5

           И

   

                1

           

            Б

               

       Л

                 

             4

                

                

      Д

       

       3

     

     12

       

       А

      10

        8

      2

     6

      К

       

      О

     Т

Муха

Упражнение можно выполнять, используя таблицу. Ее можно нарисовать на асфальте.

Объясняем ребенку, что муха маленькая, поэтому превратилась в точку. Рисуем точку в одной из клеток. Затем ребенок закрывает глаза, представляет таблицу и мысленно следит за полетом мухи ( А -3, В-2, Б -1 и т.д.) Дети могут играть самостоятельно.

1

А

Б

В

Г

Д

2

3

4

5

 Дыхательные упражнения

Только тогда ребенок будет говорить и читать красиво и правильно, если он освоит речевое дыхание. Нужно научить его дышать с использованием диафрагмы, вдыхая через нос, выдыхая ртом, без напряжения, всхлипов и судорожного заглатывания воздуха.

  1. Расслабляемся, расправляем грудную клетку. Для этого выпрямляем спину, опускаем плечи и соединяем руки за спиной. Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаем. Наполняем воздухом живот. Медленно выдыхаем через рот, стараясь задуть свечи на воображаемом торте, загадываем желание. Складываем при этом губы трубочкой. Выдыхаем воздух до тех пор, пока он весь не кончится. Живот должен втянуться, как будто он прилип к спине.
  2. Делаем спокойный вдох через нос и в два раза медленнее выдох через рот. На счет 1 -2 – вдох, 1 -4 – выдох; на счет 1 – 4 – вдох, на счет 1 – 8 – выдох; на счет 1 – 8 – вдох, на счет 1 – 16 – выдох. Затем медленный вдох через нос, подышать в комфортном ритме. Внимание! Вдох всегда через нос! Чтобы выполнять это дыхательное упражнение было веселее, устройте гонки бумажных машинок.
  3. Садимся удобнее, закрываем глаза, открываем рот. Громко трижды вдыхаем и выдыхаем, сокращая и расслабляя мышцы живота. Представьте, что Вы дышите на зеркало, чтобы оно запотело. Затем закройте рот и продолжайте ритмично вдыхать и выдыхать носом на протяжении нескольких минут. Откройте глаза и дышите без звука в привычной манере.
  4. Это упражнение можно назвать «йогой для мозга». У детей, регулярно его выполняющих, было отмечено повышение успеваемости, улучшение поведения и навыков общения, они активнее вели себя на занятиях.
    Рекомендуется выполнять утром.

Исходная позиция: встаньте ровно.

Прислоните язык к небу за верхними зубами, как будто хотите сказать «ЛА» и удержите его там во время упражнения.

Поместите пальцы левой руки на мочку правого уха. Большой палец должен быть спереди.

Поместите пальцы правой руки на мочку левого уха. Большой палец должен быть спереди. Сжимайте одновременно мочки ушей. Убедитесь, что левая рука прижата к груди и находится под правой рукой.

Вдыхая через нос, медленно приседайте.

Задержите дыхание и не выдыхайте, пока не начнете вставать, возвращаясь к исходной позиции.

Выполняйте такие приседания 115 – 20 раз. Не забывайте удерживать мочки ушей и прислонять язык к небу на протяжении всего упражнения.

  1. Ароматный цветок

Представляем перед собой цветок и медленно вдыхаем носом его аромат, затем медленно выдыхаем.

  1. Злая собака

Делаем глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить долгий звук «Р».

  1. Спущенная шина

Делаем глубокий вдох через нос, плотно сжав губы. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук «С», имитируя звук проколотой шины велосипеда.

  1. Воздушный шарик

Полностью выдыхаем воздух через рот и не дышим в течение нескольких секунд. Затем наполняем легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

  1. Ветер

Делаем глубокий вдох через нос. На одном выдохе попеременно усиливаем и ослабляем звук «В».

  1. Одуванчики

Представляем большой одуванчик. Дуем так сильно, чтобы все пушинки разлетелись.

  1. Снежинки

Ребенку на ладошку кладем кусочек ваты. Ребенок дует на эту «снежинку», чтобы поднять ее в воздух. Победит тот, у кого «снежинка» дольше продержится в воздухе.

  1. Мишка и мышка

У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх и сделать вдох.

У мышки домик очень маленький. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову, сделать вдох с произнесением звука «Ш». Мышка ходит в гости к мишке. Идти по комнате. Он же к ней не попадет.

  1. Под водой

Зажать нос и присесть, как будто спрятались под воду. Посидеть так 20 -30 секунд, встать, убрать руку от носа. Сделать глубокий вдох через нос.

  1. Насос

Вдох через нос.  На длительном выдохе произносим «ССС». Надо «накачать» колесо. Двумя руками изображаем накачивание насосом и произносим отрывисто: «С-С-С-С»

  1. Греемся зимой

Двумя руками обхватываем предплечья и растираем их, произносим звук «ЗЗЗЗЗЗ».

  1. Буль-буль

Наливаем в стакан воду, даем ребенку трубочку. Ребенок дует в трубочку, пока хватает сил.

  1. Цветок распускается

Встать ровно, ноги вместе, руки на затылке, локти сведены. (Нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаемся на носки и вытягиваем руки вверх и в стороны – вдох (цветок распустился). Медленно возвращаемся в исходное положение.

  1. Лес шумит

Ноги врозь, руки на поясе. Наклон вправо – вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 5 – 7 раз.

  1. Волны шумят

Сесть на пятки, руки внизу. На счет 1 -2 плавно поднять руки вперед – вверх, вдох;

На счет 3-4- плавно опустить руки вниз, выдох через рот со звуком «Ш».

  1. Хлопушка

Встать ровно, ноги врозь. Руки разведены в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдохнуть. Вернуться в исходное положение – вдох.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством обучения их нетрадиционным техникам рисования».

Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования; расширить знания педагогов о применении нетрадиционных техник рисования; трафаретное рисование, оттиск, рисова...

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения....

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.

Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Чтение художественной литературы» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Чтение художественной литературы»  (младшая группа, второй год обучения)...

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...