«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков  у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».

К детям с НОДА относятся дети с:

  • с детскими церебральными параличами  с последствиями полиомиелита.
  • с прогрессирующими  нервно-мышечными заболеваниями
  • с врожденным  или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата

 

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отсутствует уверенная координация движений пальцев рук. Как правило, у них отличается общая моторная неловкость, неточность движений, трудности при воспроизведении синхронных движений, проблемы в усвоении двигательной программы и переключения, синкинезии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx422.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13»

 «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков  у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».

Автор-составитель:

ЛогопедМБДОУ

«Детский сад № 13»

Шабунова Елена Владимировна

images (1).jpg

Осинниковский ГО,2021

Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков  у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».

К детям с НОДА относятся дети с:

  • с детскими церебральными параличами .                                                                  с последствиями полиомиелита.
  • с прогрессирующими  нервно-мышечными заболеваниями
  • с врожденным  или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отсутствует уверенная координация движений пальцев рук. Как правило, у них отличается общая моторная неловкость, неточность движений, трудности при воспроизведении синхронных движений, проблемы в усвоении двигательной программы и переключения, синкинезии .

Основными целями коррекционной работы  являются:                              Оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи.

Коррекционно-оздоровительные задачи:

  • Коррекция речевых нарушений
  • Укрепление костно-мышечного аппарата
  • Развитие дыхания, моторных функций
  • Формирование правильной осанки, походки, грации движения
  • Формирование двигательных умений и навыков  
  • Развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве                                                                  
  • Развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей

Игра «СКАЛОЛАЗ»

Цели:                                                            

-  Дифференцировать звуки  Л  Р в слогах

- Автоматизировать звуки в стихах и чистоговорках.          

- Формировать правильную осанку

- Растяжка мышц                                                          

-  Развивать координацию движений                

- Профилактика плоскостопия

Инвентарь: шведская стенка.    

Ход.

 Вариан №1                

Ребёнок поднимаясь по шведской стенке вверх произносит слог ЛА.  Спускаясь вниз, произносит слог РА.  Затем поднимаясь и спускаясь произносит ЛА-РА.                    

Вариант №2.  

Поднимаясь вверх и спускаясь вниз  ребёнок проговаривает чистоговорку  или стихотворение на любой заданный  звук.        

IMG_20201013_095411.jpg

Игра «КТО БЫСТРЕЕ»

Цели:    

- Автоматизировать звук Р

- Развивать мелкую моторику кисти

- Быстроту и точность движений

- Закрепить лексическую тему  Одежда.

Инвентарь: 6 метров верёвки, две деревянные палочки, цветная лента.

   

           Ход.

Вариант № 1

К двум палочкам привязывают верёвку в середине прикрепляют ленту. Одну палочку держит первый ребёнок, другую-второй. По сигналу оба ребёнка начинают наматывать верёвку на свою палочку и произносят звук РРР (заводят моторчик). Кто быстрее доберётся до ленты, тот победитель.

 Вариант№2.

Дети по очереди называют предметы одежды .На каждое слово 3-4 поворота палочкой. Кто быстрее доберётся до ленты ,тот победитель.

IMG_20201013_095208.jpg

Игра «СОБЕРИ КЛОУНА»

Цели:  

- Расширять словарный запас                              

- Развивать лексико-грамматический строй речи

- Закреплять лексическую тему: «Части тела человека»                                                                    

- Развивать точность движений пальцев рук  

Инвентарь: детали  из которых нужно собрать клоуна.

                                         Ход.

Предложить ребёнку собрать из деталей клоуна. Прикрепляя деталь, проговаривать её название.

IMG-20201013-WA0013.jpg

Игра « ПРОЙДИ по ЛАБИРИНТу ОТ БУКВЫ К БУКВЕ»

Цели:                                                                           

- Учиться соединять буквы и читать слоги

- Развивать мелкую моторику, точность движений, внимание

Инвентарь: игра лабиринт карточки с буквами.                                                              

Ход.

 Предложить ребёнку двигаясь по лабиринту соединить буквы и прочитать слоги.

IMG-20201013-WA0005.jpg

                                   Игра «Заяц и коробка».                                                                                                                                             Цели:                                                                                                                                                                                                                                 - Упражнять в правильном употреблении предлогов                                                           НА, ЗА,В, У, К, ОТ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ, ОКОЛО.                                                                         - Развивать лексико-грамматический строй речи.                                                                        - Развивать точность движений, умение соотносить слова и действие, внимание.                                                                                                                    Инвентарь: игрушка заяц, цветная картонная коробка.                                                                                                

                                                     Ход.

Предложить ребёнку посадить зайца на коробку, в коробку и т. д. проговаривая свои действия. (заяц перепрыгивает через коробку, заяц спрятался за коробку и  т.д.)  

                                      Игра «Сделай вместе».                                                                                                            Цели:                                                                                                                                         - Автоматизировать звуки  « Ч»  «Л»  или другие заданные звуки  в чистоговорках.  

-Развивать равновесие, координацию движений.      

Инвентарь: фитбол.                                                                                                                          

                                                     Ход.                                                                                                                                   Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно то попеременно соприкасаются с ладонями партнера произнося чистоговорку .    

Звук «Ч»                                                                                                                      Ой,качи, качи-качи                                                                                                                     мы грачата, мы грачи                                                                                                                      мы грачата мы грачи                                                                                                                     ой, качи, качи-качи.                                                                                                          Звук «Л»                                                                                                                                                              В зимний холод                                                                                                                               всякий молод.                                                                                                                       Всякий молод                                                                                                                                                    в зимний холод.    

                                                  Игра «Прищепки»                                                                                                                              Цели:                                                                                                                                        - Закреплять лексические темы «животные севера и животные жарких стран».                                                                                                                                 -  Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев рук , внимание.                                                                                                                                 - Развивать умение соотносить слово с движением.

 Инвентарь: картинки животных севера и картинки животных жарких стран, прищепки синего и жёлтого цвета.  

                                                           Ход.                                                                                                                                                    Предложить ребёнку взять правой рукой синюю прищепку и собрать картинки с животными которые живут на севере. Проговаривая свои действия. Левой рукой взять жёлтую прищепку и собрать картинки с животными которые живут в жарких странах. Проговаривая  свои действия.

                                     Игра «Назови словечко»                                                                                                                 Цели:                                                                                                                                     - Автоматизировать любой заданный   звук изолированно, в слогах, в словах.                                                                                                                      - Дифференцировать любые  заданные звуки    .                                                                     - Развивать мелкую моторику, умение соотносить слово и действие.                                     - Массаж подушечек пальцев рук.                                                                          Инвентарь: шар с отверстием из которого выходит верёвочка с узелками.        

                                                  Ход.                                                                                                                              Вариант№1.                                                                                                   Предложить ребёнку вытягивать верёвочку из шара. На каждом узелке произносить звук «С».  

Вариант№2.                                                                                                                На каждом узелке произносить слоги «СА»  «СО» «СУ» «СЫ» «СЭ».    Вариант№3. На каждом узелке произносить слова на звук «С».                                      Вариант№4.  На каждом узелке произносить поочерёдно слоги                      «СА-ША» или слово на звук «С» затем на звук «Ш». и т.д.                                                      

                                     Игра «Построим дом».                                                                                                      Цели:                                                                                                                                            - Развивать связную речь.                                                                                                                 - Развивать мелкую моторику, точность движений ,внимание, умение соотносить слово с действием.                                                                                       Инвентарь: деревянный цветной конструктор.                                                                          

Ход.                                                                                                                                   Предложить ребёнку построить дом ,сопровождая каждое действие словами. (я взял красный кирпич, я положил жёлтый цилиндр на красный кирпич и т.д.)                                                                                                                        

                                           Игра «Алфавит».                                                                                                                                         Цели:                                                                                                                                      - Запомнить образ буквы.                                                                                                  - Развивать зрительную память.                                                                                       - Развивать двигательную память.                                                                             - Развивать равновесие ,координацию  движений, внимание.                                                 Инвентарь: плакаты с буквами, музыкальное сопровождение.                                              

                                                    Ход.                                                                                                                                     Предложить ребёнку рассмотреть  букву «А». и попробовать изобразить букву телом под музыку. Задействовать руки, ноги, голову, туловище, Затем убрать плакат с буквой и предложить изобразить букву по памяти проговаривая  как выполняется элемент буквы. Буква «А».  Я расставила ноги ,наклонилась, положила  правую руку  на колени. и т.д.

  1. Лечебно-коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
  2. Эффективность лечебно-коррекционных мероприятий определяется  своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
  3. Способствует позитивному отношению к жизни, обществу, семье, обучению и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...

Советы родителям: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Поэтому дети не утомляются и у них сохраняется высокая активность, работоспособность, развивается не тлько мелкая мотор...

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...

Тема самообразования: «Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением опорно - двигательного аппарата через игровую деятельность»

laquo; Индивидуальный план воспитателя группы № 5 компенсирующей направленности»Хайруллина Гулия Шамилевна, воспитатель 1 кв.кат.Тема самообразования:«Развитие конструктивной деятельности...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата во второй младшей группе на тему «Русская народная сказка «Репка»

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие.Вид: интегрированное занятие.Цель: Формирование связной устной речи по средствам пересказа сказки «Репка». Гармонизация физич...

Мультстудия как средство развития творческих способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Все мы знaем, что дети очень любят смотреть мультфильмы.Мультфильмы - любимое и сaмое доступное развлечение для детворы.Современные дети перенасыщены разнообразной информацией. С ранних пор их привлек...

"Развитие моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через различные виды игр"

1 слайдТема: «Развитие моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через различные виды игр».Здравствуйте, меня зовут Донченко Ольга Сергеевна, я воспитатель группы комбин...