Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
картотека по логопедии

Лифенцова-Марьевская Алла Петровна

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кантемировский детский сад №1

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Мастер-класс

«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Разработала

учитель-логопед Лифенцова-Марьевская А.П.

р.п. Кантемировка, 2022 год

Цель: распространение педагогического опыта по примене-нию дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Раздаточные материалы:

Логопедическое лото, игра «Четвертый лишний», игра «Лиса и колобки», пособие «Марблс».

План проведения мастер-класса:

I этап. Приветствие. Вводное слово.

II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе воспитателя ДОУ.

III этап. Практический

Задание 1 - Игра «Логопедическое лото»

Задание 2 - Игра «Четвертый лишний»

Задание 3 - Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

Задание 4 - Игра «Лиса и колобки»

Задание 5 - пособие «Марблс».

IV этап. Подведение итогов.

Ход работы:

I этап. Приветствие. Вводное слово.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.

- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.

- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

Если педагог - это цветок, то какой ….

Если педагог - это планета, то какая ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

- Прошу вас пройти на места!

- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.

- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая из простых предложений

- бедность речи

- несформированность грамматического строя

- нарушение звукопроизношений

- бедная диалогическая речь

- трудности в построении монологов

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

- отсутствие навыков культуры речи

- плохая дикция

- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

- Что такое дидактическая игра?

- Коллеги все правы.

Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс коррекции речи ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитанниками.

III этап. Практический.

Организация рабочего пространства

Применение камушков «Марблс»

Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах

Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра» (ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…

Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.

Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

Игра «Напиши слово»

Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков марблс.

Игра «Звуковая мозаика»

Взрослый называет слова, ребенок называет первый звук и определяет, какой это звук, а затем кладёт соответсвующий камешек (зелёный, синий, красный) выкладывая в мозаику.

Игра на формирование грамматического строя речи

«Чудесный мешочек»

Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д.

Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.

Игра «Магазин»

- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.

- Давайте отправимся в магазин за покупками.

- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.

Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.

- Приятных вам покупок.

Микроитог:

- Вам понравилась эта игра?

- Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?

- Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.

Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.

Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.

Деньги (купюры с детскими картинками).

Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!

- Иглы колкие торчат прямо с детства у..…ежат.

- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.

- Через горы и леса в край родной летит … птица.

- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.

- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.

- Звонко цокают подковы на копытах у …коня.

- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.

- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.

- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.

- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.

Микроитог:

С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.

Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.

IV этап. Подведение итогов.

- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу.

У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер - класса.

- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.

- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.

Коллеги, спасибо за помощь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Мастер – класс«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как с...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...