Синквейн
методическая разработка по логопедии

САЛЯМОВА ЛУИЗА РАФАИЛОВНА

 

Синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Таким образом, синквейн – это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

В условиях современной образовательной среды данный метод обладает большим педагогическим потенциалом. Анализ авторских работ показал многогранность данного метода. Синквейн рассматривают как прием для «стимуляции развития критического и творческого мышления» (П.В. Пантюхова), как «средство самооценки» обучающимися усвоенных знаний, навыков и компетенций изучаемой дисциплины (А.И. Сергеева), как «способ синтеза учебного материала на этапе рефлексии» (И.Ю. Тарханова) и т. д. Как правило, рассматривают следующие виды синквейна: традиционный и дидактический. Необходимо учитывать то, что синквейн пишется в соответствии с определенными правилами. Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – одно слово (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Цель игровой технологии синквейна: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn_2.docx419.08 КБ

Предварительный просмотр:

           

1. Заяц.

2. Белый, пушистый, трусливый.

3. Скачет, боится, прячется. http://allday.com.ua/uploads/posts/2012-02/1329000874_umilitelnye-zaychatki-11-w600.jpg

4. Я люблю зайца.

5. Дикие животные.

                                 

1. Девочка.

2. Красивая, маленькая, капризная.

3. Играет, прыгает, рисует.

4. Я дружу с девочкой.

5. Человек.

1. Цветок.

2. Цветной, кудрявый, красивый.

3. Цветет, пахнет, растет. http://www.liderpotolok.ru/gallery/k40036_37.jpg

4. Я нюхаю цветок.

5. Растение.

1. Кукла.

2. Любимая, яркая, дорогая.

3. Поет, едет, стоит. http://www.100book.ru/b1358180.jpg

4. Я обожаю куклу.

5. Игрушка.

  1. Снежинка.
  2. Нежная, белая, красивая.
  3. Летит, тает, блестит. http://static.doska.orbita.co.il/images/users/1255/125532_thum_299544.jpg
  4. Я ловлю снежинку.
  5. Вода.

  1. Машина.
  2. Быстрая, мощная, гоночная.
  3. Обгоняет, тормозит, мчится.
  4. Я управляю машиной. http://www.firstmagazin.ru/files/images/preview/180x180_117888a5f40cbeae408e484c2635dfa1.png
  5. Транспорт.

  1. Пылесос.
  2. Мощный, современный, дорогой.
  3. Работает, шумит, помогает.
  4. Я часто пылесошу. http://mdata.yandex.net/i?path=b1019164653_img_id2185523496172846202.jpg&size=2
  5. Бытовая техника.

      1.Клубника.

      2.Красная, сладкая, ароматная.

      3.Растет, цветет, пахнет.

http://priroda-foto.ucoz.ru/_ph/18/407455547.jpg

      4.Я собираю клубнику.

      5.Ягода.

  1. Морковь.
  2. Хрустящая, оранжевая, крупная.
  3. Варится, растет, тушится.
  4. Я ем морковь.https://67.img.avito.st/140x105/1994906967.jpg
  5. Овощ.

 

  1. Пила.
  2. Металлическая, острая, шумная.
  3. Пилит, ржавеет, лежит.
  4. Я хочу пилить.http://www.diydiva.biz/uploads/6/3/4/4/6344262/4253623.gif?1296432255
  5. Инструмент.

  1. Комод.
  2. Деревянный, прямоугольный,

   тяжелый. http://vse.ru/images/goods/s_615_70331.jpg

  1. Стоит, блестит, радует.
  2. Я протираю комод.
  3. Мебель.

  1. Кеды.
  2. Модные, удобные, яркие. https://9.cs-ellpic.yandex.net/market_ht3yjK7QH6M3aazlYZMdtw_190x250.jpg
  3. Радуют, украшают, блестят.
  4. Я люблю носить кеды.
  5. Обувь.

  1. Туфли.
  2. Кожаные, красные, удобные.
  3. Украшают, нравятся, стоят. http://cdn.st100sp.com/cache_pictures/010912788/thumb150
  4. Я хожу в туфлях.
  5. Обувь.

  1. Пиджак.
  2. Строгий, элегантный, папин.
  3. Висит, сияет, стирается. http://soliver.scene7.com/is/image/soliver/07.307.54.6581.9740_flat?$soos_SPVT$
  4. Я хочу пиджак.
  5. Одежда.

  1. Сосна.
  2. Высокая, зеленая, любимая.
  3. Стоит, пахнет, помогает. http://info.sotvorenie.kiev.ua/content/family_estate/plants/kinds/trees/pinus_sylvestris/pinus_sylvestris_small02.jpg
  4. Я любуюсь сосной.
  5. Деревья.

  1. Лиса.
  2. Хитрая, рыжая, ловкая.
  3. Бежит, прячется, хитрит.
  4. Я уважаю лису. http://www.dream-wallpaper.com/free-wallpaper-preview/animal-wallpaper/vulpes-vulpes-3-wallpaper/1920x1200/free-wallpaper-36.jpg
  5. Дикое животное. Сказочный герой.

  1. Медведь.
  2. Мохнатый, сильный, неуклюжий. http://cs543106.vk.me/v543106697/dac9/ivhlzNyd4j8.jpg
  3. Сосет лапу, спит, рычит.
  4. Я боюсь медведя.
  5. Дикое животное.

  1. Музыкант.
  2. Талантливый, элегантный, современный. http://www.festivaljungerkuenstlerbayreuth.de/files/aktuelles/130718_kuenstlerin_fjkb_119x87px.jpg
  3. Играет, сочиняет.
  4. Я уважаю музыкантов.
  5. Человек.

  1. Отвертка.
  2. Металлическая, необходимая, длинная. https://steamcdn-a.akamaihd.net/steamcommunity/public/images/avatars/3a/3a4bea0235d0e0442fe912014e79755282d3045c_full.jpg
  3. Помогает, закручивает, хранится.
  4. Я пользуюсь отверткой.
  5. Инструмент.

  1. Стрекоза.
  2. Красивая, быстрая, большеглазая. http://www.tetushkacharli.ru/UserFiles/Image/img16840_17188s.jpg
  3. Летает, замирает, радует.
  4. Я наблюдаю за стрекозой.
  5. Насекомое.

  1. Божья коровка.
  2. Милая, маленькая, яркая. http://www.tarabukina.ru/logos/db/files/f5643698d1adc2.jpg
  3. Летает, вдохновляет, радует.
  4. Я ловлю божью коровку.
  5. Насекомое.

  1. Бабочка.
  2. Воздушная, разноцветная, нежная.
  3. Порхает, летает, садится на цветок. http://cs627116.vk.me/u72163973/video/m_08cde161.jpg
  4. Я обожаю бабочек.
  5. Насекомое.

  1. Паук.
  2. Мохнатый, маленький, медленный. http://st03.kakprosto.ru/tumb/240x135/images/article/2014/5/8/1_53798292ab45353798292ab490.jpg
  3. Плетет, ползет, замирает.
  4. Я брезгую пауков.
  5. Насекомое.

  1. Повар.
  2. Добрый, заботливый, креативный. http://www.rehberbingol.com/firmalar/210/logo/rehberbingol-com-lokanta-restaurant.PNG
  3. Варит, жарит, режет.
  4. Я горжусь поваром.
  5. Профессия.

  1. Водитель
  2. Быстрый, креативный, опытный. http://web-images.chacha.com/images/Gallery/5480/which-jobs-will-robots-take-in-the-future-1936445613-jan-10-2013-1-150x100.jpg
  3. Едет, маневрирует, работает.
  4. Я хочу быть водителем.
  5. Профессия.

  1. Роза.
  2. Розовая, благоухающая. http://www.blog.magicwish.ru/wp-content/uploads/avatars/116/b52a6444ef5b60e0ff983c9a32a51625-bpfull.jpg
  3. Растет, радует, пахнет.
  4. Я люблю красную розу.
  5. Цветок.

1. Мяч.

2. Круглый, резиновый,  

футбольный. http://2.totoro.z8.ru/published/publicdata/DBTOTORO2/attachments/SC/products_pictures/c_101LPjw.jpeg

3. Скачет, подпрыгивает, катится.

4. Я часто играю с мячом.

5. Спортивный инвентарь.

  1. Скакалка.
  2. Длинная, силиконовая, розовая.
  3. Хранится, выручает, пригождается. http://legendasport.ru/upload/xclass/garments_934_140x140.jpg
  4. Я прыгаю на скакалке.
  5. Спортивный инвентарь.

  1. Футболист.
  2. Ловкий, сильный, смекалистый.
  3. Играет, нападает, защищает. http://cs618923.vk.me/v618923371/773f/pEyMZRQbLl0.jpg
  4. Я уважаю футболистов.
  5. Спортсмен.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...