Синквейн
методическая разработка по логопедии
Синквейн.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Таким образом, синквейн – это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
В условиях современной образовательной среды данный метод обладает большим педагогическим потенциалом. Анализ авторских работ показал многогранность данного метода. Синквейн рассматривают как прием для «стимуляции развития критического и творческого мышления» (П.В. Пантюхова), как «средство самооценки» обучающимися усвоенных знаний, навыков и компетенций изучаемой дисциплины (А.И. Сергеева), как «способ синтеза учебного материала на этапе рефлексии» (И.Ю. Тарханова) и т. д. Как правило, рассматривают следующие виды синквейна: традиционный и дидактический. Необходимо учитывать то, что синквейн пишется в соответствии с определенными правилами. Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – одно слово (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Цель игровой технологии синквейна: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Способы работы с дошкольниками с синквейнами.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn_2.docx | 419.08 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Заяц.
2. Белый, пушистый, трусливый.
3. Скачет, боится, прячется.
4. Я люблю зайца.
5. Дикие животные.
1. Девочка.
2. Красивая, маленькая, капризная.
3. Играет, прыгает, рисует.
4. Я дружу с девочкой.
5. Человек.
1. Цветок.
2. Цветной, кудрявый, красивый.
3. Цветет, пахнет, растет.
4. Я нюхаю цветок.
5. Растение.
1. Кукла.
2. Любимая, яркая, дорогая.
3. Поет, едет, стоит.
4. Я обожаю куклу.
5. Игрушка.
- Снежинка.
- Нежная, белая, красивая.
- Летит, тает, блестит.
- Я ловлю снежинку.
- Вода.
- Машина.
- Быстрая, мощная, гоночная.
- Обгоняет, тормозит, мчится.
- Я управляю машиной.
- Транспорт.
- Пылесос.
- Мощный, современный, дорогой.
- Работает, шумит, помогает.
- Я часто пылесошу.
- Бытовая техника.
1.Клубника.
2.Красная, сладкая, ароматная.
3.Растет, цветет, пахнет.
4.Я собираю клубнику.
5.Ягода.
- Морковь.
- Хрустящая, оранжевая, крупная.
- Варится, растет, тушится.
- Я ем морковь.
- Овощ.
- Пила.
- Металлическая, острая, шумная.
- Пилит, ржавеет, лежит.
- Я хочу пилить.
- Инструмент.
- Комод.
- Деревянный, прямоугольный,
тяжелый.
- Стоит, блестит, радует.
- Я протираю комод.
- Мебель.
- Кеды.
- Модные, удобные, яркие.
- Радуют, украшают, блестят.
- Я люблю носить кеды.
- Обувь.
- Туфли.
- Кожаные, красные, удобные.
- Украшают, нравятся, стоят.
- Я хожу в туфлях.
- Обувь.
- Пиджак.
- Строгий, элегантный, папин.
- Висит, сияет, стирается.
- Я хочу пиджак.
- Одежда.
- Сосна.
- Высокая, зеленая, любимая.
- Стоит, пахнет, помогает.
- Я любуюсь сосной.
- Деревья.
- Лиса.
- Хитрая, рыжая, ловкая.
- Бежит, прячется, хитрит.
- Я уважаю лису.
- Дикое животное. Сказочный герой.
- Медведь.
- Мохнатый, сильный, неуклюжий.
- Сосет лапу, спит, рычит.
- Я боюсь медведя.
- Дикое животное.
- Музыкант.
- Талантливый, элегантный, современный.
- Играет, сочиняет.
- Я уважаю музыкантов.
- Человек.
- Отвертка.
- Металлическая, необходимая, длинная.
- Помогает, закручивает, хранится.
- Я пользуюсь отверткой.
- Инструмент.
- Стрекоза.
- Красивая, быстрая, большеглазая.
- Летает, замирает, радует.
- Я наблюдаю за стрекозой.
- Насекомое.
- Божья коровка.
- Милая, маленькая, яркая.
- Летает, вдохновляет, радует.
- Я ловлю божью коровку.
- Насекомое.
- Бабочка.
- Воздушная, разноцветная, нежная.
- Порхает, летает, садится на цветок.
- Я обожаю бабочек.
- Насекомое.
- Паук.
- Мохнатый, маленький, медленный.
- Плетет, ползет, замирает.
- Я брезгую пауков.
- Насекомое.
- Повар.
- Добрый, заботливый, креативный.
- Варит, жарит, режет.
- Я горжусь поваром.
- Профессия.
- Водитель
- Быстрый, креативный, опытный.
- Едет, маневрирует, работает.
- Я хочу быть водителем.
- Профессия.
- Роза.
- Розовая, благоухающая.
- Растет, радует, пахнет.
- Я люблю красную розу.
- Цветок.
1. Мяч.
2. Круглый, резиновый,
футбольный.
3. Скачет, подпрыгивает, катится.
4. Я часто играю с мячом.
5. Спортивный инвентарь.
- Скакалка.
- Длинная, силиконовая, розовая.
- Хранится, выручает, пригождается.
- Я прыгаю на скакалке.
- Спортивный инвентарь.
- Футболист.
- Ловкий, сильный, смекалистый.
- Играет, нападает, защищает.
- Я уважаю футболистов.
- Спортсмен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн для дошкольников.
Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...
Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...
Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...
МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...