памятка для педагогов
консультация по логопедии

Сарыглар Айланмаа Кечил-ооловна

Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения

Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.

Логопед исправляет нарушения        Воспитатель под руководством речи                                                       логопеда активно участвует в

коррекционной работе Подготовительный этап

Логопед в зависимости от        Воспитатель        по        заданию характера нарушения звука        логопеда закрепляет у детей вырабатывает и тренирует        движения        и        положения движения органов        органов артикуляции. артикуляционного аппарата,

которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки,        Воспитатель закрепляет вырабатывая артикуляцию        произнесение поставленного нужного звука, при этом        логопедом звука, фиксируя используются специальные        внимание ребенка на его звучании приемы и отработанные        на и артикуляции, используя предыдущем этапе движения        картинки-символы и органов артикуляционного        звукоподражания. аппарата.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) Логопед автоматизирует звук,        Воспитатель по заданию

последовательно вводя его в речь:        логопеда с отдельными детьми слог, слово, предложение,        закрепляет поставленный потешки, стихотворения,        логопедом звук, подбирая рассказы.        соответствующий программный

материал.


«У тебя получается, как комарик звенит». Затем соединение образа со звуком: «У тебя комарик звенит так же, как звук «3». На этом этапе еще повторяем артикуляционные упражнения, чтобы выработать точный стереотип.

Третий этап: автоматизация звука:

Цель: добиться правильного произношения отрабатываемого звука в слогах, словах и фразовой речи.

Содержание: автоматизация проводится поэтапно. В слогах. Даем в игровой форме: игры с пальчиками, игра на пианино, звукоподражания, «комарики поют по-разному: за - зо-зу-зы» В        словах.        Автоматизация        идет в        определенной последовательности, определяется логопедом. Автоматизация - это длительный процесс, требует многократного повторения до 30 слов в день. Можно нарисовать 6 картинок со звуком «С»: «Что я нарисую, что я нарисовал, что я сейчас нарисую» и т.д.

Во фразах.

Например: в саду оса; соль в солонке и т.д. Можно с ребенком просклонять такую фразу как: Я снимаю сапоги; он снимает сапоги и т.д.

В предложениях.

С отработанными словами составляем предложения. -Первые предложения придумываем вместе с детьми с опорой на предметные картинки, потом сами дети. (Сова.

Сова сидит на суку).

-Составление вместе с детьми чистоговорок: «Са - са - са » -кто лучше придумает конец?»

-Автоматизация в рифмованной речи. Не надо подбирать классиков, надо -специальные стихи.

-Введение в разговорную речь. Пересказы, рассказы по с/картинкам, по серии картин, рассказы из личного опыта. Четвертый этап: дифференциация звука:

Каждый этап должен быть качественно отработан, нельзя пропускать или перескакивать с одного этапа на другой, так как нарушение системности не позволит ребенкупользоваться поставленным звуком в свободной речи. Первый этап -подготовительный. Содержание:

1.        Отработка        основных        движений,        положений, переключенийорганов артикуляционногоаппарата. Приэтом важно - не все движения подряд, а те. которые нужны для данной группы звуков.

2.        Развитее фонематического слуха: научить различать правильное и неправильное звучание звука. (Насос: С- С - С. колеса вагона: Т-Т-Т: взрослый произносит, а ребенок показывает; если искаженный звук «С»-«Угадай, правильный насос или испорченный?»).

3.        Отработка близких по артикуляции звуков (Звук «С» -

«И» и «Ф»: «Ш» - «Т», «С», «Ф» и др.). Под отработкой


пианино» - с проговариванием слогов : «са - са - са») 5.Музыкальный руководитель учит различать темп, ритм, отрабатывает на распевках четкую артикуляцию гласных звуков. Па подготовительном этапе идет работа по всем этим пунктам сразу.

Второй этап: постановка звука. Содержание: отработанные движения        и        положения        органов        артикуляции        логопед соединяет, образуя артикулему данного звука и, добавляя воздушную струю и голос, добивается нужного звучания. Звук считается        поставленным        тогда,     когда        не        приходится использовать механическую помощь, когда ребенок сам произносит звук. При постановке звука используем прием:

Занятия воспитателя по формированию произношения Основной формой работы по формированию произношения являются занятия:

Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом        по        звукопроизношению.        предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному     плану,        составленному        совместно        с логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом.

понимают уточнение артикуляции этих исходных звуков, необходимо добиться правильного изолированного звучания в словах и во фразах;

4.Работа над развитием координации тонких движений пальцев рук («Пальчики здороваются». «Поиграем на

Чтобы        помочь        детям        овладеть        правильным звукопроизношением, воспитатель должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Необходимо знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по каким признакам они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются и по каким причинам.

Гласные звуки в русском языке: А, О. У. И. Ы, Э. Согласные звуки (по наличию преграды в ротовой полости): все остальные звуки; необходимо помнить: всегда твердые звуки: Ш. Ж, Ц; всегда мягкие: Ч, Щ, И. Часто нарушаются:

1. Свистящие звуки: С, СЬ, 3,ЗЬ,Ц: 2. Шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ:

3. Сонорные звуки: Л, Р, ЛЬ, РЬ; 4. Заднеязычные: К, Г, X;

5. Среднеязычные: Й; 6. Звонкие: В. 3. Ж. Б, Д, Г; 7. Смягчение.

Все эти звуки могут отсутствовать (удлиняется

гласный звук вместо отсутствующего согласного);


Фонетические - речедвигательные нарушения:

Фонематические        -        сенсорные,        нарушение речеслухового анализатора.

Основные этапы работы по звукопроизношению:

Первый этап - подготовительный.

Цель: подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному произношению звуков.

Второй этап: постановка звука:

Цель: добиться правильного уклада органов артикуляции для данного звука, согласно особенностям строения артикуляционного аппарата у данного ребенка, добиться правильного изолированного звука.

Может происходить замена одного звука на другой,

обязательно на звук близкий по артикуляции или звучанию; Бывает, что звук звучит искаженно* иногда употребляется такая фонема, которой нет в русском языке;

Смешение звуков в речи, при этом нет постоянной замены: Собака. Шумка.


Третий этап: автоматизация звука:

Цель: добиться правильного произношения отрабатываемого звука в слогах, словах и фразовой речи.

Причины нарушений звукопроизношения:

Четвертый этап: дифференциация звука:

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в собственной речи смешиваемые звуки.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в

собственной речи смешиваемые звуки.


4. М.Е.Хватцев        «Предупреждение        и устранение недостатков речи»;

5. М.А. Поваляева «Справочник логопеда».

Содержание:        дифференциация        звуков        проходит        по артикуляционным и акустическим признакам.

1.этап-дифференциация изолированных звуков. (С - 3) По        акустическим признакам надо найти образ, соответствующий

звучанию звука. «Угадай, когда насос, когда комарик?» По артикуляционным        признакам        -        используем        тактильные ощущения (ладонь к горлу - «3» звонкий).

2.этап - дифференциация звуков в слогах (с использованием игр).

3.этап - дифференциация в словах. Сначала берутся отдельные слова: в одном «С», в другом «3». («Чья песенка слышится в слове: комара или насоса?») Затем слова, отличающиеся одним звуком: суп — зуб. Затем слова, в которых оба звука: сазан, занавеска («Что сначала: комар или насос?»)

4.этап - Дифференциация звуков во фразовой речи.

С отработанными словами дети придумывают предложения.


СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

ТЕМА №1 «Воспитание звуковой культуры речи в современном пространстве

Список литературы:

1. А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»;

2. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»;

3. Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева «Речь дошкольника и ее

исправление»;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ» ПАМЯТКА для педагогов

ПАМЯТКА для педагогов «Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний  в самообразовании  педагогов ДОУ»...

Памятка для педагогов "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной памятке рассматриваются основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения, алгоритм составления плана по самообразованию, алгоритм работы над темой самообра...

Памятка для педагогов "Памятка по составлению анкет"

Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагогов с ребенка....

Памятки для педагогов "Компетентности современного педагога"

В памятке рассматривается профессиональная и личностная компетентность педагога...

Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".

quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....