Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.

- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи;

Коррекционно- развивающие:

- расширять и активизировать словарь по теме;

-развивать интерес и любовь к книге;

-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

-развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

- воспитывать самоконтроль за речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С №26

Конспект логопедического занятия 

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка

Подготовила: учитель-логопед  Мухина Т.В.

Февраль

2021 год

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.

- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи;

Коррекционно- развивающие:

- расширять и активизировать словарь по теме;

-развивать интерес и любовь к книге;

-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

-развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед), иллюстрации к тексту.

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

Игра «Кто где живет?»

Дети встают в круг, логопед называет место обитания рыб, а ребенок должен назвать соответствующую рыбу. Садится тот, кто правильно назовет, кто где живет.

Акула — ... (море).

Карась — ... (река).

Гурами — ... (аквариум) и т.д.

Где живут рыбы? (в реке, море, океане)

- Значит они какие? (морские)

- А что общего у рыб? (живут в воде). Какая должна быть вода?

2. Объявление темы.

- Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.

1. Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

-А что люди могут делать с рыбой?

2. -Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка?

Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка». Обратите внимание на иллюстрации к рассказу.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Евгений Пермяк «Первая рыбка»

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы:

-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

-О чем говорится в этом рассказе?

-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

-Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) 

Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»(ответы детей)

-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

Объясните значения слов:

уха (суп из рыбы);

вокруг (около, возле, рядом);

нахваливать (много хвалить);

ершище (большая рыба);

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

4. Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Две ладошки вместе изображают плавательные движения

Рыбка, рыбка, озорница,

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать.

Сближают ладошки

Рыбка спинку изогнула,

Две ладошки вместе изображают плавательные движения

Крошку хлебную взяла.

Хватательные движения щепоткой

Рыбка хвостиком вильнула,

Две ладошки вместе изображают плавательные движения

Быстро-быстро уплыла.

Помахать рукой

5. Повторное чтение рассказа (составление мнемотаблицы под иллюстрациями).

После повторного чтения рассказа логопед говорит, что сейчас ребятам нужно будет его пересказать.

А пересказывать нужно так: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.

Затем логопед обращается к детям: «Как вы будете рассказывать?» (Один—два ребенка повторяют план пересказа.)

6. Рассказы детей.

7. Речевые игры:

Игра«Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?» (упражнять в образовании притяжательных прилагательных)

Сом – сомовий плавник, сомовья голова, сомовье туловище;

Акула – … Лещь - …, Ёрш -,

Щука – … Окунь - …. Налим - ….

Игра«Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

7. Итог занятия.

Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Тема недели: Дружная семья Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование умения связано пересказыва...

Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"

Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально....