Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
ФИО: Белявская Анастасия Викторовна Должность: Воспитатель |
Санкт-Петербург
Цель: формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;
- формировать умение оценивать словосочетания по смыслу.
Развивающие:
- развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать;
- развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
- воспитывать дисциплинированность, умение слушать других.
Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», слова к словарной работе.
Ход
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка?
Дети: Это ловля рыбы на удочку.
Воспитатель: Верно. Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова (объяснить значения слов): уха (суп из рыбы), вокруг (около, возле, рядом), нахваливать (много хвалить), ершище (большая рыба), навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).
Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Вопросы к тексту:
Почему этот текст называется «рассказ»?
Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
О чем говорится в этом рассказе?
Воспитатель: В какой семье жил Юра?
Дети: Юра жил в большой и дружной семье.
Воспитатель: Куда отправилась Юрина семья?
Дети: Рыбу ловить и уху варить.
Воспитатель: Как иначе можно сказать об этом?
Дети: На рыбалку, на рыбную ловлю.
Воспитатель: Сколько рыбы поймал Юра? Какими словами назван в рассказе Юрин улов?
Дети: Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка
Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?
Дети: Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.
Воспитатель: Чему радовался Юра?
А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.
Координация речи с движением «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.
Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу.
Дети: Маленький, малюсенький.
Воспитатель: Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
Воспитатель: Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя?
Дети: Нет, потому что слово «ершик» обозначает, что ерш маленький.
А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Дети: Нет, слово «ершище» обозначает, что ерш огромный.
Воспитатель: Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным? А что бывает большущим?
Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать рыбу, которую вы представили, когда слушали этот рассказ.
Дети рисуют рыб, в конце проводится анализ детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)
В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""
На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)
Программное содержание: - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.
Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному ...

Конспект ООД по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: способствовать формированию навыков подробного пересказа текста.Задачи:1. Познакомить с новым произведением Е. Пермяка "Первая рыбка".2. Совершенствовать грамматический ...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ рассказа В. Бианки "Музыкант"
Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ рассказа В.Бианки "Музыкант" для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Все профессии важны – все профессии нужны» для детей старшей группы
Конспект занятия по развитию речи на тему:«Все профессии важны – все профессии нужны»для детей старшей группы...
