Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Бартель Светлана Вадимовна

    Конспект

    образовательной деятельности по развитию речи

    На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

    для детей старшей группы.

    Цель: Обучение связному последовательному  и логичному пересказу  литературного текста, построению правильных предложений. Задачи:

    1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

    2. Развивать способность к наглядному моделированию.

    3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

    4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

    Тип занятия: интегрированное.

    Форма занятия. (НОД).

     Продолжительность: 25 минут

    Оборудование и материалы, доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, мнемосхемы.

     Участники. Воспитатель, воспитанники старшей группы.

    Возраст  5-6 лет

    Предварительная работа:  рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

    Активизация словаря: шлепок, шиворот, окунать, бурый, пестун, барахтаться, знойный.

    Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx334.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

    Конспект

    образовательной деятельности по развитию речи

    На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

    для детей старшей группы.

                                                                                                           

    Бартель С.В.

    Воспитатель

    г.Канск

    2019

    Цель: Обучение связному последовательному  и логичному пересказу  литературного текста, построению правильных предложений. Задачи:

    1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

    2. Развивать способность к наглядному моделированию.

    3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

    4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

    Тип занятия: интегрираванное.

    Форма занятия. (НОД).

     Продолжительность: 25 минут

    Оборудование и материалы, доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, мнемосхемы.

     Участники. Воспитатель, воспитанники старшей группы.

    Возраст  5-6 лет

    Предварительная работа:  рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

    Активизация словаря: шлепок, шиворот, окунать, бурый, пестун, барахтаться, знойный.

    Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.

    Структура  занятия:

    Этап занятия

    Содержание

    Время

    Вводная часть

    а) Отгадывание загадки б) Пальчиковая гимнастика: Кого встретили в лесу?»

    4 минуты

    Основная часть 

    а) Чтение рассказа

    б) Словарная работа

    в) Беседа по содержанию

    г) Повторное чтение рассказа

    д) Физическая минутка:  Три медведя».

    е) Самостоятельная работа детей.

    18минут

    Заключительная часть 

    а) обобщение воспитателя;
    б) анализ

    3 минут

    Ход ООД:

    1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

    Сегодня мы с вами отправимся в  лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться? (охотник) Правильно, охотник!

    Ребята, а ком этот рассказ, вы сейчас узнаете, отгадав загадку:

    Этот зверь любитель мёда.

    Даже в имени есть мёд.

    Разбрелся по всему миру,

    И в лесах везде живёт.

    Видов много зверь имеет,

    Но каким бы ни был он.

    Косолапою походкой

    Он с рожденья наделён.

     - Ребята, как вы думаете, кто же это?

    - Назовите медвежью семью? (медведь, медведица, медвежата.)

    -Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю ( показ картинки.)

    Педагог предлагает детям отправиться в путь

    - А помогут нам в этом пальчики.

     Пальчиковая гимнастика: Кого встретили в лесу?»

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Дети в лес пошли гулять.
    ("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)
    Там живет лиса.
    (Рукой показать хвост за спиной.)
    Там живет олень.
    (Пальцы рук разведены в стороны.)
    Там живет барсук.
    (Кулачки прижать к подбородку.)
    Там живет медведь.
    (Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя
    .)

    2.Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

    Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (книга)  Книга В. Бианки с удивительной историей. Рассказ называется «Купание медвежат». Ребята, я сейчас прочитаю вам рассказ, как медведица купала своих медвежат.

    3.Словарная работа:

    1)Ребята, догадались ли, кого называли пестуном? (годовалый медвежонок, нянька для младших медвежат)

    2)А как в рассказе назывался очень жаркий день? (знойный)

    3)Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? (значить взять за воротник)

    4(Соня) Покажи, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (ребенок показывает)

    5)Ребята, что сделала Соня. (взяла медвежонка за шиворот)

    6)Покажи, как медведица «надавала шлепков» (ребенок показывает)

    7)Как пестун окунала медвежонка? (ребенок показывает)

    8)Давайте вместе покажем, как он окунал медвежат.

    -  Ребята, вам понравился рассказ? 

    4.Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

    Что бы нам проще было пересказывать воспользуемся мнемотаблицей.

    -Кто шёл берегом лесной реки?

    -Почему он влез на дерево?

    -Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая медведица, два веселых медвежонка и пестун- ее годовалый сын, медвежья нянька.)

    -Как купали первого медвежонка? (Пестун схватил медвежонка зубами за шиворот

    и давай окунуть его в речку.)

    -Что сделал другой медвежонок? (Другой медвежонок испугался и убежал в лес.)

    -Чего надавала второму медвежонку (Надавала медвежонку шлепков.)

    -Что случилось со вторым  медвежонком во время купания(Выронили в воду. Он как заорет)

    - Что сделала медведица? (в одним миг подскочила, вытащила сынишку на берег, а пестуну надавала оплеух)

    -Остались ли медвежата довольны купанием?  (Медвежата остались довольны купанием.)

    - Почему они остались довольны?  ( День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

    - Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

     5 ч. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. ( В ходе чтения выставляются мнемотаблицы)

    6.Физическая минутка:  Три медведя».

    Мишки по лесу гуляли

    Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
    Мишки ягоды искали.
    Вот так, вот так  (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
    Мишки ягодки искали.
    Сладку ягодку малинку
    Положили всю в корзинку
    Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
    Положили всю в корзинку.
    Как малинкой угостились,
    Все на травке развалились.
    Вот так, вот так  (гладим себя по животику)
    Все на травке развалились.
    А потом Мишки плясали
    Лапки кверху поднимали
    Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

     5.Самостоятельная работа детей.

    Пересказ, по цепочке используя мнемосхему.

    Дети, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ?  Кто, по- вашему мнению, пересказал выразительнее всех? А ты, как думаешь? А у тебя, какое мнение?

    6.Подведение итогов.

    - С каким рассказом вы сегодня познакомились? («Купание медвежат»)

    Кто автор рассказа? (В. Бианки)

    Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (взять за шиворотокунала, день знойный)

    Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

    Игра «Скажи  какая? Как кто?»

    Воспитатель: Скажите, медведица какая?

    - Умная, как .... (мама)

    - Мудрая, как .... (сова, бабушка)

    - Сильная, как .... (папа, подъемный кран)

    - Большая, как .... (слон, дом)

    - Строгая, как .... (учитель, милиционер)

    - Неуклюжая, как .... (тюлень)

    - Толстая, как .... (морж)

    - Высокая, как .... (жираф).

     Спасибо за занятие.

    Литература

    1.В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Изд. Мозаика –синтез. Москва, 2017.

    2.Гризик Т.И Говорим правильно. Беседуем и рассказываем. Для детей 5-6 летМосква 2017

    3.О. С.Ушакова  Придумай слово ТЦ Сфера,2017

    4. О. С.Ушакова  Развитие речи детей 5-7 лет ТЦ Сфера,2015

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    картинки с изображением медведицы и медвежат

    C:\Users\Бартель\Desktop\1531046527_22-4605000000.jpg

     

    C:\Users\Бартель\Desktop\images (2).jpg

    C:\Users\Бартель\Desktop\медведица.jpg

    C:\Users\Бартель\Desktop\orig.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

    Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив...

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

    Формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

    Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

    План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

    План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...