Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Николаевна Швеина

План-конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shveina._pereskaz_kupanie_medvezhat.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе «Теремок».

Развитие речи.

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Составила:

                                                                                                                                       воспитатель Швеина О.Н.

Камчатский край, с. Мильково, 2021 год

Цель: расширение представления о жизни диких животных.

Задачи: 

- образовательная: упражнять в подборе антонимов, синонимов к прилагательным и глаголам;

- развивающая: развивать умение передавать текст точно, последовательно, выразительно;

- воспитательная: воспитывать интерес к жизни диких животных.

Предварительная работа: чтение  рассказов Г. Снегирёва, Е. Чарушина, В. Бианки о диких животных; беседы по теме, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка диких животных, подбор иллюстраций к рассказу В. Бианки.

Материалы и оборудование: магнитная доска, иллюстрации с изображением медведей в природе, иллюстрации к рассказу «Купание медвежат», книги В. Бианки о животных.

Ход занятия.

I. Организационный момент, приветствие.

- Собрались мы в дружный круг,

Ты мой друг,

И я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II. Основная часть.

1. Викторина по прочитанным рассказам о животных.

- Ребята, мы с вами прочитали много рассказов о животных. Давайте вспомним некоторые из них.

• У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! — он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот. (Е. Чарушин. «Лисята»).

• У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодёжь — живёт своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

— Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

— Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:

— Чив, чив!  

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся - червяка с ножками дали - чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал. (М.Горький. «Воробьишко»).

 • Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами.

И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…».

Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели  людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.

 (Г. Снегирёв. «Пингвиний пляж»).

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о жизни животных. Это рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

2. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

3. Беседа по рассказу.

- Почему это произведение рассказ, а не сказка? (Ответы детей).

- Какие моменты вам понравились больше всего? (Ответы детей).

- Закончите предложение, а потом повторите его полностью (побуждение

к придумыванию разных вариантов предложения).

Охотник пошёл в лес, чтобы…

Медвежонок убежал, потому что…

4. Физминутка.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку»).
Находит в дуплах мёд и в рот себе кладёт. (Изображать, как он достаёт и ест мед).
Облизывает лапу сластёна косолапый,
А пчёлы налетают («отмахиваться от пчел»), медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку (отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щёк):
«Не ешь наш мёд, воришка!» (Следить за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы).

5. Пересказ рассказа «Купание медвежат».

1-я часть.

Беседа.

- Кто увидел, как купались медвежата, и рассказал об этом автору? (Охотник).

- Что он сделал, когда на берег реки вышла медведица с медвежатами? (Он залез на дерево).

- Какими были в рассказе медвежата? ( Медвежата были весёлыми).

- Подберите к этому слову слова, близкие по смыслу. (Радостные, озорные).

- Кто стал купать медвежонка? (Медведица).

- Как вёл себя медвежонок во время купания? (Визжал, вырывался).

Повторное чтение, пересказ.

2-я часть.

Беседа.

- Что сделал второй медвежонок, чтобы его не искупали? (Он пустился удирать в лес).

- Подберите похожие по смыслу слова. (Побежал, помчался).

- Как поступила медведица? (Она догнала медвежонка, надавала шлепков и искупала).

- Почему медвежата остались довольны купанием? (День был жаркий,  вода освежила их).

- Что сделала вся  медвежья семья после купания? ( После купания медведи опять скрылись в лесу).

- А охотник? (Он слез с дерева и пошёл домой).

Повторное чтение, пересказ.

6. Разгадывание  загадок.

- Ребята, кроме медведей, мы знаем других животных. Отгадайте, о каких животных эти загадки, и покажите картинки с их изображением.

Летом сер, зимою бел,

По характеру не смел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц).


У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра,

Глубоко моя нора. (Лиса).

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я - старательная … (белка).


Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк).

Он на севере живёт,

Ягель, мох, кору жуёт.

Пышные рога он носит,

Сани Деда Мороза возит. (Олень).

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага  -

Есть копыта и рога! (Лось).


Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таёжной тропке. (Тигр).


Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину -

Хоть пиши картину. (Бобры).

Лежала под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала. (Ёж).

7. Дидактическая игра  «Один - много».

Один заяц - если много, то… (зайцы).

Одна лиса - если много, то… (лисы).

Одна белка -  если много, то… (белки).

Один волк - если много, то… (волки).

Один лось - если много, то… (лоси).

Один тигр - если много, то… (тигры).

Один бобр - если много, то… (бобры).

Один ёж - если много, то… (ежи).

Один олень - если много, то… (олени).

III. Итог занятия, рефлексия.

- Какой рассказ сегодня читали и пересказывали?  (Ответы детей).

- Что показалось интересным? (Ответы детей).

- Вы внимательно и с интересом слушали рассказ В. Бианки и хорошо пересказывали. Мы ещё не раз будем читать интересные рассказы о животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на тему "Рассказывание русской народной сказки "Зимовье зверей"

образовательная область "Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе". Тема "Рассказывание русской народной сказки "зимовье зверей". Цель: познакомить детей с нов...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Тема: «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Тема: «Теремок» Цель: Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей через организацию Н...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Тема : «Песня колокольчика»

Цель:Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.Задачи:-Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.-Знакомить с народной культ...