Консультация для родителей "ОНР. Что это такое?"
методическая разработка по логопедии

Григорьева Татьяна Сергеевна

Материал для помощи родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr._chto_eto_takoe.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Общее недоразвитие речи (ОНР). Что это такое?»

Термин «ОНР» означает нарушение формирования компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, при этом интеллект и слух ребенка остаются в норме. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя  речи.

Выделяют четыре уровня  ОНР:

1 уровень – у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит их «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов.

2 уровень – к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако, достаточно понятные, общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень – уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико – фонематического и лексико – грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень – наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают местами слога и звуки.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение  - это  средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Для развития мелкой моторики рекомендуется:

  • расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, завязывание узелков, лепка из теста и пластилина.
  • массаж  кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж;
  • самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску, наполнив ее любой крупой: горох, гречка, рис. Погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики, просить ребенка, перемешивая крупу доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки.

  • Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.

  • Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по – другому» (подбирать синонимы – смотреть, гулять, видеть); «Подбор антонимов» (высокий – низкий, день – ночь…); «Подбор слов – признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов – действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается).

  • Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один – много» (огурец – огурцы, дерево – деревья); «Назови ласково» 9мяч – мячик, стул – стульчик); «Счет предметов» (1 кукла, две куклы… пять кукол); образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла – металлический).

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книги, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить  на вопросы  по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, доставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправить ошибки.

 К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него  немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки  нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное  ребенком слово, лучше дать образец его произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....