НОД на тему: "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мичурина Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка  - детский сад №57 «Ладушка» города Димитровграда Ульяновской области

Интеграция непрерывной коррекционной деятельности воспитателя и инструктора по физической культуре в подготовительной группе.

НОД на тему: «Осеннее путешествие»

Воспитатель: Мичурина М.В.

Инструктор по физической культуре: Аксянова Ф.Р. 

2022

Программное содержание:

1.Уточнить и обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.

2.Упражнять в умении выделять и называть осенние признаки.

3. Расширить и активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья».

4.Учить задавать вопросы, которые сужали бы поле поиска признаков загаданного объекта.

5. Совершенствовать навык использования в речи притяжательных местоимений «Мой, моя, моё» в сочетании с существительными мужского, женского и среднего рода.

6. Развивать способ словообразования с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

7.Учить образовывать прилагательные из существительных.

8.Упражнять в умении выделять первый гласный звук в словах и анализировать звуковое сочетание: ау.

9.Учить согласовывать речь с движениями.

10.Развивать общую и мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.

Оборудование: Экран, видео письмо, еловая шишка, схема движения, навигатор. Доска, обручи, канат, дуги. Магнитная доска. Картинки (солнышко, облако, грибок, цветок, шишка, листочек, ягодка), магниты. Листья (кленовый, рябиновый, каштановый, дубовый, березовый, тополиный, липовый). Мяч, 2 стойки, шнур, прищепки, столы, карандаши.

Ход:

Организационный момент.

Воспитатель:

- У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

(дети полукругом рассаживаются на стульчики перед экраном)

- Сегодня мы поговорим о замечательном времени года. А о каком, послушайте внимательно.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы на юг улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Воспитатель:

- Правильно, сегодня мы поговорим об осени.

- Как вы определили, что это осень, по каким признакам?

- Правильно, осенью птицы на юг улетают, листья желтеют и опадают, животные готовятся к зимней спячке.

- А осень – это хорошо или плохо? Назовите, почему осень – это плохо?

(холодно, пасмурно, часто идут  дожди)

- Но не будем грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна. Назовите, почему осень – это хорошо?

( осенью красиво, вся природа наряжается, воздух чистый и светлый)

- Скажите, какая осень? (Золотая, печальная, хмурая, разноцветная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, унылая, таинственная, скучная, грустная, ласковая, поздняя, тихая, очаровательная, золотая, красивая, нарядная, дождливая, солнечная, тихая).  (Передают  друг другу еловую шишку)

- Как много слов вы сказали про осень. Осень прислала нам видеописьмо. (На экране, на осеннем фоне осень)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами и приглашаю вас совершить виртуальную прогулку в осенний лес.

Воспитатель:

-Вы, готовы отправиться в путь? (Да). 

Воспитатель:

-А кто же нам покажет дорогу? Я знаю, кто нам может помочь!

Игра «Да - нет».

-Вы должны отгадать того, кто покажет нам дорогу.

 Когда дети отгадают персонажа, появляется инструктор по физкультуре и показывает схему движения. Дети называют направление маршрута: прямо, налево, опять прямо и направо.

Инструктор по физической культуре:

- Вставайте друг за другом и вперёд, за мной. Чтобы не заблудится, давайте включим навигатор.

(Дети идут друг за другом, преодолевая полосу препятствия: доска, обруч, канат, барьер).

Если правильно пойдем,

Мы в пути не пропадем (Ходьба)
По мосту пройдем мы прямо
(Ходьба по узкой доске),

Перепрыгнем через яму (Прыжки на двух ногах из обруча в обруч)

По узкой тропинке идем осторожно (Ходьба по канату)
На гору подняться нам тоже не сложно 
(Ходьба с перешагиванием через барьеры)
Пробежим через поляну.
Обогнем пригорок, яму 
(Ходьба змейкой)

Путь далек, не торопись,
Иди шагом, отдышись. 
(Ходьба).

Инструктор по ФИЗО (на экране осенний лес)

- Вот мы с вами оказались в осеннем лесу. Ребята, а какой здесь свежий воздух! Давайте вдохнём аромат осеннего леса носом. А теперь через рот подуемна правое плечо. Еще раз сделали глубокий вдох носом, выдохнули на левое плечо. И последний раз, вдох, выдох – на правое плечико. Почувствовали запахи осеннего леса? А что ещё вы почувствовали? (запах грибов, свежести, запах деревьев)

Инструктор по ФИЗО:

- Посмотрите сколько вокруг всего интересного.

Игра «Жадина»

(дети строятся в 2 колоны и по команде инструктора добегают до стойки и снимают картинку со шнура и возвращаются в команду). Затем все подходят к магнитной доске, на которой прикреплено солнышко. (Дети отвечают на вопрос воспитателя и прикрепляют свою картинку к доске)

Воспитатель:

- Какое солнышко осенью? (Неяркое, прохладное)

- Чье солнышко? (Мое солнышко)

- Чье облако? (Мое облако)

- Чей цветок? (Мой цветок)

- Чей грибок? (Мой грибок)

- Чья ягодка? (Моя ягодка)

- Чей листочек? (Мой листочек)

- Чья шишка? (Моя шишка).

Воспитатель: (обращает внимание на экран)

-Посмотрите, дети, как красиво в осеннем лесу! Как много деревьев! Какие деревья вы знаете? (Береза, липа, осина, рябина, дуб, каштан, тополь, клен)

Игра «Назови ласково»

- А если деревья маленькие еще, их называют ласково.

 (Березка, липка, дубок, рябинка, тополек, осинка)

Воспитатель: Ой, кажется, дождь собирается!

Подвижное упражнение «Дождик».

(Музыкальное сопровождение «Музыка дождя»)

Капля раз,

(прыжок на носочках, руки в стороны)

Капля два,

(еще один прыжок)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли

(развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

(сомкнуть руки над головой полукругом)

Игра «Какой листок».

Воспитатель:

Осень с листьями играет,

Осень листья обрывает.

-  Ребята, посмотрите вокруг, сколько здесь осенних листьев, которые слетают с деревьев от ветра и дождя, кружась, устилают землю разноцветным ковром 

(на полу лежат бумажные листья).

- Ребята, а как называется явление, когда листья падают с деревьев?

- Листопад. Правильно. Давайте вместе скажем

(Произносят хором)

Листопад, листопад.
Листья желтые кружат.
Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

- Листья в лесу опадают с разных деревьев. Интересно, а вы узнаете, с каких они деревьев? Возьмите по одному листочку и встаньте в круг.

Саша, скажи, пожалуйста, с какого дерева этот листок?

- Этот листок с клёна.

- Как можно сказать про него: он какой?

(Кленовый, рябиновый, каштановый, дубовый, березовый, осиновый).

Игра «Листопад»

Воспитатель:

- А давайте устроим листопад. Положите листик на правую руку. Наберите через нос как можно больше воздуха и подуйте на листик. Старайтесь не надувать щеки, весь воздух выдувать на листик.

Игра «Один – много» (с мячом)

- Соберите все листочки. Как их много! Вставайте в круг и давайте поиграем в игру «Один – много». Я называю один предмет, а вы ловите мяч и называете эти же предметы, если их много. (Слова для игры:  туча - тучи, облако - облака, лист – листья, дерево – деревья, лес – леса, птица – птицы, дождь – дожди, туман – туманы)

Игра «Букву найди, слова назови»

Воспитатель:

- Ну, что, дети, идём дальше. Ой, сеть пропала, навигатор не показывает путь. Кажется, мы заблудились! Давайте позовём на помощь! Как кричат люди, когда заблудятся в лесу? Правильно, А - У.

Давайте все вместе, чтобы нас услышали.

(Дети кричат АУ)

- Какой первый звук в этом слове?

- Какой, второй звук?

- Ну, вот, кажется, выбрались, пришли в детский сад. Посмотрите на экран.

(На экране картинки с разными предметами)

- Найдите букву А. Назовите слова, которые начинаются со звука «А». Найдите, букву «У». Назовите слова, которые начинаются со звука У.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам оставить память о нашей прогулке, заштриховать листья.

(Дети подходят к столам, на которых лежат листы с изображением осенних листьев. Предложить заштриховать осенние листочки)

Итог

Воспитатель:

- Какие задания мы выполняли? Что вам больше всего понравилось? Что было сложным? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Маша замечательно выполнила трудное задание…. Порадовал сегодня Матвей. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности. Все молодцы. Очень внимательно слушали задания взрослых, помогали друг другу. Что вы расскажите родителям о нашей виртуальной прогулке? Предложите в выходные прогуляться всей семьёй в осенний лес, а в понедельник расскажите, что увидели в осеннем лесу, какие изменения произошли в природе.

Литература:

1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – М.Сфера, 2009

2.Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи.   М.Линка – Пресс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР "Волшебное путешествие" (по теме "Осень")

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей подготовительного возраста с Общим недоразвитием речи. Конспект включает в себя задания на развитие мелкой и общей моторики, воспитание пластики и ...

Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Осенний лес. Путешествие к зверятам»

Интегрированное занятие в средней группе на тему:  «Осенний лес.Путешествие к зверятам»...

Открытое занятие в средней группе Тема:Осень» Название занятия: «Путешествие в осенний лес»

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТРАШОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ. огадывние загадок на тему осень, приметы. подвижные игры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...

деятельности по обобщающей теме «Осень» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР. «Увлекательное путешествие с лунной пчелой или как Лунтик узнал про осень»».

Лексическая тема: «Осень», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Одежда и обувь»Цель: закрепление и обобщение знаний детей по темам: «Осень», «О...