Конспект ООД на тему "Прогулка с осенним листочком"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Никулина Наталья Николаевна

Занятие по развитию речи для детей шести лет, посещающих логопункт ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen_2022.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД « Прогулка с осенним листочком»

 Цель: - закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе.

Образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарь;

- совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-наречий и прилагательных; 

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образование наречий от прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже);

- учить грамматически правильно строить предложение, отвечая на заданный вопрос

Коррекционно-развивающие цели: 

- формировать навык деления слов на слоги;

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие и слуховое восприятие;

- развивать память, мышление

Воспитательные цели:

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, указка, аудиозапись звуков леса, корзинка с шишками, мяч, листья, картинки с изображениями листьев, картинка с изображением волшебного листочка, раздаточный материал - картинки с осенними приметами, магнитная доска.

Образовательная деятельность.
1 .Организационный момент.
Ребята, посмотрите друг на друга. Подарите своим друзьям улыбку. А теперь подарите улыбку мне. Своей улыбкой мы поделимся и с нашими гостями. Скажем: Доброе утро!!!

2. Объявление темы занятия.

Ребята, когда я сегодня шла утром в детский сад, то с дерева мне в ладони упал вот такой волшебный лист. Послушайте, что он мне рассказал

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Этот чудесный лист приглашает вас сегодня на прогулку в осенний лес. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко.
Надо выполнить определённые действия - и мы окажемся в лесу:
Хлопни-топни- один шаг вперёд – два шага вправо, три шага влево - повернись - и в лесочке очутись! (выполняют действия).

Включить проектор!!! (Слайд 2)

3. Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
А) - Вот мы и в лесу .Пойдемте. Сядьте удобно, спинки выпрямите, ноги поставьте ровно
 (дети садятся на стульчики и смотрят на экран).
- Посмотрите, ребята, какая осень пришла в лес – ранняя, золотая или поздняя? 
(ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).
- Сейчас я буду говорить предложения, а вы заканчивайте их словами "золотая осень".
В лес пришла (что?) …золотая осень.
Еще недавно в лесу не было (чего?)…
Мы радуемся (чему?)...
Мы очень любим (что?)…
Мы любуемся (чем?)…
Мы говорили сейчас  (о чем?)…
Б)- Скажите, ребята, какие деревья растут в нашем лесу? (ели, березы…)

4. Образование относительных прилагательных.

Использование нейропсихологического приёма – классики (дети прыгают по классикам и берут по одной прикреплённой картинки, с изображением ветки и называют с какого дерева эта ветка)
А) -
В лесу на земле много веточек

- Назовите правильно веточки - и увидите деревья. С какого дерева эта ветка? (эта ветка с осины, значит, она осиновая…сосновая... кленовая… липовая)   (Слайд 3 и поочерёдно нажимать, чтобы появлялись деревья)
- Если вы сейчас правильно назовете, с каких деревьев эти веточки, то увидите сами деревья. С какого дерева эта ветка, вы догадались? 
(эта ветка с березы, значит, она березовая…дубовая... рябиновая… ивовая)               (Слайд 4 и поочерёдно нажимать, чтобы появлялись деревья)
- Давайте поиграем с еловыми шишками.
5.Самомассаж еловыми шишками "Шишки"  (Слайд 5)
Мишка по лесу ходил,                      (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил,                 
(Кулак-ребро -ладонь)
Много шишек находил,                    
(Кулак-ребро -ладонь)
В детский сад нам приносил.           
(Кулак-ребро -ладонь)
Раз, два, три, четыре, пять!               
 (Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть!             
(Берут шишки)    
Будем с шишкой мы играть,     
(Прокатывание шишки между ладонями)  
Между ручками катать!     
 В ручку правую возьмём                
(Сильно сжимаем шишку в правой руке) 
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,       
(Прокатываем шишку между пальчиков)
Между пальчиков катаем.         
В ручку левую возьмём                
(Сильно сжимаем шишку в левой руке) 
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,            
(Прокатываем шишку между пальчиков)
Между пальчиков катаем.
Мы закончили катать,                  
(Убираем шишку на край стола)     
Будем дальше продолжать!

6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки». Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Осень, туча, листопад, слякоть, непогода, ветер.

7. Д/игра "Скажи наоборот" (с мячом).
- Я предлагаю вам выйти на полянку и поиграть 
(дети выходят на ковер).
- Будем говорить слова "наоборот".
Тополь растет быстро, а липа – медленно.
Ель любит, когда сухо, а ива – когда сыро.
У сосны ветви направлены вверх, а у ивы – вниз.
У дуба корни залегают глубоко, а у березы – мелко.
У дуба ствол толстый, а у рябины – тонкий.
У сосны ствол темный, а у березы – светлый.
У дуба желуди легкие, а у ели шишки – тяжелые.
У ели иголки короткие, а у сосны – длинные.
У осины листья широкие, а у ивы – узкие.
- Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

Физкультминутка "Листочки".
Мы листики осенние, на ветках мы сидели
(дети сидят)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(бегут по кругу)
И на землю тихо сели. 
(присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(встали)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно садятся на ковер).

8. Образование наречий от прилагательных «Скажи как?»

Если день пасмурный, мы можем сказать – на улице как? Пасмурно.

Если земля мокрая, мы скажем – на улице как? Мокро.

Если день сырой, скажем как? – сыро

Если день дождливый, скажем как? – дождливо

Если день ненастный, скажем как? – ненастно

Если день ветреный, скажем как? – ветрено

Если дорожки грязные, скажем как? – грязно

9. Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Ребята, смотрите, как много листьев. Давайте подуем на них. (Дети дуют на листья, а под листьями лежат картинки- приметы

Возьмите картинку, и узнаем, какая примета осени изображена на ней.

Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске и называет её.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Мы сейчас с вами пересказали тот рассказ, который мы услышали от волшебного листочка.

10. Развитие слухового восприятия и внимания        (Слайд 6 и включить звук ).
- Если прислушаться, то в лесу можно услышать множество звуков. Послушайте
 (прослушивание музыкального фрагмента).
-Какие звуки вы слышали?
 (Я слышал пение птиц. Я слышал шум ветра…)

– Мы слышали, как свистел ветер в лесу. А мы сейчас споем свою песенку ветра. Сядьте прямо, распрямите спину, вдыхаем носом, делаем паузу, выдыхаем ртом, плечи не поднимаем (ССССССС).
-Какой звук вы сейчас назвали? (с)
 
11. Подбор слов со звуком "С" в начале и конце слова.
На экране слайд "Солнце за тучками".  
(Слайд 7)
- Ребята, посмотрите, над нашим лесом нависли тучки и почти закрыли солнце. Давайте разгоним тучки! Для этого нужно правильно выполнить задание.
- Тучки не простые – на каждой картинка. Назовем их. Названия каких картинок начинаются со звука С
 (санки, совы, сумка); заканчиваются звуком С (ананас,  автобус).
- А почему вы не назвали картинку "банан"? 
(потому что в этом слове нет звука С). Вы отлично справились с этим заданием, и солнышко вновь засияло на небе! (Слайд 8)

12.Дидактическая игра «Да не так ли?»  (Слайд 9)

Волшебный листочек ещё решил вам задать несколько вопросов, а вы должны ответить, так это или нет и почему?

Логопед предлагает детям прослушать несколько предложений и сказать, что в них соответствует действительности.

- Осенью можно купаться в реке, загорать на пляже. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью купаться уже холодно, солнышко плохо греет.)

- Осенью всё распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью растения увядают, а птицы вылетают на юг.)

- Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и на огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или нет? Почему? (Правильно. Осенью все готовятся к зиме.)

- Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны. На ноги босоножки. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обуваются в сапоги.)

- Осенью погода ясная, солнечная, тёплая. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью часто идёт дождь.)

- Осень-прекрасная пора года. Так это или нет? Почему? (Правильно. Осень очень красивое время года и богатое на урожай…………Мне нравится осень, потому что…………….

13. Итог занятия.
-Ребята, настала пора возвращаться домой 
(слайд ). 

- А теперь скажем волшебные слова:
До свиданья, милый лес, не забудем мы чудес
Ты скорее повернись - снова в группе очутись!        
Презентация выключается

- Ну, вот мы снова в нашем саду.

Давайте вспомним, где мы гуляли

Скажите, что вам понравилось на нашей прогулке (ответы детей). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект образовательной деятельности тема: «Путешествие осеннего листочка» вторая младшая группа

Формирование у детей интерес к окружающему миру, родной природе Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, становится холодно, солнце греет слабо, ду...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ"

Конспект НОД "Осенние листочки" по развитию речи, с использованием метода моделирования...

Конспект НОД по аппликации. Тема: "Осенние листочки"

Антонова Екатерина анатольевнаКонспект  НОД по аппликации на тему "Осенние листочки"...

Конспект открытого физкультурного занятия. Тема: «Осенние листочки»

Конспект игрового физкультурного занятияТема: «Осенние листочки» Цель: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.2. Развивать двигательные реакции в уп...

Конспект занятия по познавательному развитию "Осенние листочки"

Цель: 1. Формированиеь  элементарных представлений  об осенних изменениях в природе (похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листочки)2. Развивать интерес к играм-действиям под звучащее ...