Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Шипилова Любовь Михайловна

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей

5-7 лет с нарушениями речи

учитель-логопед МКДОУ

Шипилова Л.М.

По последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции спеuифических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность игрист важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формировании личности. Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются ·в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, Т.е. к дошкольному возрасту.

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у' от стающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И.Н. Садовникова), и обобшив свой личный опыт, я предложила систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи. К основным коррекционным задачам этой программы относятся:

- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

-нарезание из цветной бумаги; выжигание на дощечках;

-вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

-отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

- узнавание буквы на ощупь (игра "Умныe ручки»);

-выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

-рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет" а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор» 

Цель:

-вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

-начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочки - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над n. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа) 

 «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

-из одного элемента (О, С);

- из двух элементов (У, Г, 3, Р и т.д.);

- из трех элементов и Т.д.

«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

-вправо (Б, В, [, Е и т.д.);

-влево (3, Л, У, Ч и т.д.);

-«открыты» (А, Б, Г и т.д.);

-«закрыть» (В, О).

Упражнение «Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение «Угадай, какая буква?» .

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествне»:

у каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в' котором они остановились.

Итог занятий

В результате целенаправленной работы у детей:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция тру дностей - залог успешного обучения детей в школе.

Список использованиой и рекомендуемой литературы 

Калинина и.л Учим детей читать и писать. М., 2000.

Кобзарева ЛГ, Кузьмина т.и. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М., 2000.

Корпев А.Н Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

Костпромина С. Л., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.

Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.

Лалаева Р.Л., Бенедиктова Л.F. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

Лисенкова ЛН Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002. Мuлостивенко ЛГ Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.

Степанова ОА. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».

laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...

Проект: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».

Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии....

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста"

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста". При скачивании файла, сохраняется формат буклета....