Авторские игры и пособия для разных этапов работы по подготовке детей к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Герасимова Наталья Борисовна

Авторские игры и пособия для разных этапов работы

по подготовке детей к обучению грамоте.

 

    Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты». По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.  Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

     Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

     Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, идущий в массовую школу с диагнозом: общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи

      Дети с третьим уровнем недоразвития речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков звукового анализа, развитию общей и мелкой моторики и координации движений.

     Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

     Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, предупредить дисграфию и дислексию, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Каждый дошкольник групп для детей с ТНР имеет речевые нарушения и испытывает трудности в усвоении программы детского сада. Плохое звукопроизношение, недоразвитие фонематического восприятия – вызывают трудности при формировании звукослогового анализа слов. А это в свою очередь является первой ступенькой к овладению устной и письменной речи.

Содержание подгрупповых занятий по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте.

Содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, овладение элементарными навыками письма и чтения с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи обучения:

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

  • уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ, в, вь, н, нь, п, пъ, т, тъ, к, къ, с, сь;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
  • дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твер­дости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, с-сь, х-хь, к-х;
  • выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);
  • выделение гласного звука из начала, середины и кон­ца слова в ударной позиции (звуки а, о);
  • выделение гласного звука из состава слова в безудар­ной позиции (звук и);
  • выделение согласного звука из состава слова;
  • формирование умения характеризовать звук;

—    усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;,

—    анализ и синтез обратных и прямых слогов; составле­ние схем слогов; слов типа Том;

  • формирование умения подбирать к схеме слово;
  • преобразование слогов;
  • деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных зву­ков; составление слоговых схем слов;
  • воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
  • использование ребусов и кроссвордов с целью форми­рования навыков звукового анализа слова;

—    формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.

Развитие просодической стороны речи.

Обучение грамоте:

 

  • знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т, К, С, Х;
  • звуко-буквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
  • преобразование слогов;
  • формирование навыка чтения обратных и прямых сло­гов, плавного слогового сознательного чтения слов;
  • составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой пред­ложения;
  • раздельное написание предлогов;
  • развитие графических навыков;

—ознакомление с написанием большой буквы в именах лю­дей и с правилом написания предложения.

   В моей логопедической практике на помощь приходят наглядно-игровые средства, дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.

   Предлагаю вам ознакомиться с моими авторскими играми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.

На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....

Презентация "Из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте".

В презентации представлены дидактические материалы, используемые в работе с детьми....

Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.

В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...

"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"

Система занятий с детьми в подготовительной группе....

Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».

Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с нач...

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте "Звуки разные бывают"

Целью данного занятия является создание условий для речевого развития детей старшей группы....