Авторские игры и пособия для разных этапов работы по подготовке детей к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Авторские игры и пособия для разных этапов работы
по подготовке детей к обучению грамоте.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты». По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.
Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, идущий в массовую школу с диагнозом: общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи
Дети с третьим уровнем недоразвития речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков звукового анализа, развитию общей и мелкой моторики и координации движений.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, предупредить дисграфию и дислексию, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Каждый дошкольник групп для детей с ТНР имеет речевые нарушения и испытывает трудности в усвоении программы детского сада. Плохое звукопроизношение, недоразвитие фонематического восприятия – вызывают трудности при формировании звукослогового анализа слов. А это в свою очередь является первой ступенькой к овладению устной и письменной речи.
Содержание подгрупповых занятий по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте.
Содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, овладение элементарными навыками письма и чтения с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи обучения:
Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
- уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ, в, вь, н, нь, п, пъ, т, тъ, к, къ, с, сь;
- развитие артикуляционной моторики;
- различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
- дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, с-сь, х-хь, к-х;
- выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);
- выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о);
- выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и);
- выделение согласного звука из состава слова;
- формирование умения характеризовать звук;
— усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;,
— анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том;
- формирование умения подбирать к схеме слово;
- преобразование слогов;
- деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов;
- воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
- использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова;
— формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
Развитие просодической стороны речи.
Обучение грамоте:
- знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т, К, С, Х;
- звуко-буквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
- преобразование слогов;
- формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов;
- составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения;
- раздельное написание предлогов;
- развитие графических навыков;
—ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
В моей логопедической практике на помощь приходят наглядно-игровые средства, дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.
Предлагаю вам ознакомиться с моими авторскими играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.
На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....
Презентация "Из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте".
В презентации представлены дидактические материалы, используемые в работе с детьми....
Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.
В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...
"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"
Система занятий с детьми в подготовительной группе....
Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».
Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с нач...
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте "Звуки разные бывают"
Целью данного занятия является создание условий для речевого развития детей старшей группы....