Консультация для родителей "Домашние игры как форма сенсорной интеграции»
методическая разработка по логопедии

Данная методическая разработка будет полезна учителям-логопедам, дефектологам и воспитателям для проведения консультаций или родительского собрания. Материал содержит информацию о сенсорной интеграции, а так же рекомендации по проведению "сенсорных" игр в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Чернюк Ольга Леонидовна,

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №108

Выборгского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

"Домашние игры как форма сенсорной интеграции»

Каждый предмет и игрушка обладают множеством свойств и параметров: цвет, звучание, величина, температура, запах, длина, скорость и прочее. Оценить адекватно каждый предмет человеку помогают органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
      Сенсорная интеграция — это метод, помогающий нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного социума.
Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, бегать босиком по траве, прыгать по лужам, играть со сверстниками в активные игры. И это то, чего очень не хватает современным детям. Дети неправильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.
      При недостатке сенсорного опыта ребенок не может адекватно воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию. У него страдает чувствительность восприятия. Сенсорная система состоит из: осязательной системы, вестибулярной системы, проприоцептивной системы, слуховой системы, вкусовой, обонятельной и зрительной.
Нарушения сенсорных ощущений классифицируются по принципу гипер- и гиповосприятия. При гипервосприятии дети не выносят громких звуков, раздражаются на звуки, которые остальные даже не замечают,
 боятся яркого света, часто моргают, трут глаза. Со стороны вкусовой системы ребёнок может отказываться есть новые блюда, ест только горячее или только холодное. Испытывает проблемы с координацией, сильные реакции на запах, не любят прикосновений, не дают причесать волосы, боятся тесной одежды. 

При гиповосприятии ребёнок издает непонятные звуки, обожает громкую музыку, может подходить вплотную к телевизору, жуёт всё подряд, обожает класть в рот пальцы, мелкие предметы, облизывать игрушки, постоянно бегает, кружится, спрыгивает с высоких мест, толкается, нюхает предметы и людей при общении. Такие дети чересчур тактильные, плохо чувствуют боль, температуру, могут бить и кусать себя, топают во время ходьбы, дергаются во время сна, стучат ногами сидя за столом, специально закутываются одеждой или залезают в пододеяльник.
Признаки нарушений могут быть в рамках одной системы или охватывать сразу несколько.
     Таким детям необходимы "сенсорные" игры. Занятия по сенсорной интеграции особенно показаны всем детям до 3 лет, детям с РАС, детям, чьи родители отмечают признаки нарушений одной или нескольких сенсорных систем восприятия. Считается, что чем больше малыш увидит, услышит, потрогает и попробует, тем быстрее научится адекватно воспринимать предметы и тем быстрее начнет развиваться игровая деятельность. Некоторые игры родители могут проводить в домашних условиях. Успешность применения сенсорных игр дома зависит от их доступности, связи с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональностью, вариативностью и динамичностью.

Вот несколько вариантов таких игр:

Игра "Тает лёд".
Положите в ложку лед и дайте малышу потрогать, какой он холодный. Подержите ложку над огнем конфорки или над пламенем свечи. Понаблюдайте вместе с ребенком, как тает лёд. Когда он превратится в воду, предложите малышу потрогать теперь воду и убедиться, что она теплее льда. При проведении таких игр соблюдайте технику безопасности

Игра "Достань камушки".
Вместе с ребенком положите на дно миски камешки (обратите его внимание, что камешки сухие), присыпьте их песком и залейте водой. Предложите малышу доставать по одному камешку (обратите внимание ребенка, что камушек стал грязным и мокрым), промывать его от песка в воде и выкладывать на тарелку или поднос.

Игра "Разноцветная водичка".
Приготовьте четыре 0,5-литровые прозрачные пластиковые бутылки и наполните их до половины водой. Внутрь крышек (пока малыш не видит) положите гуашь одного цвета (примерно половину чайной ложки) и закройте бутылку. Скажите малышу: «Смотри, вода чистая и прозрачная. А теперь (потрясите первую бутылку) - вода стала красная». То же самое проделайте с остальными бутылками с водой.

Игра "Меняем краски".
В стакан с водой с помощью кисточки добавьте красную краску (лучше акварельную), а затем жёлтую. Понаблюдайте, какой цвет получился. Добавьте ещё один цвет, например синий и т. д. Когда вода станет совсем мутной, поиграйте в следующую игру: тайно от ребенка положите в стакан какой-нибудь предмет (камень, колечко, маленькую металлическую машинку и т. п.) Предложите малышу рассмотреть неясный силуэт и угадать, что лежит в стакане.

Игра "Вода в сите".
Попробуйте вместе с ребенком удержать воду в сите, дуршлаге или стаканчике с дырочками. Во время купания можно дать такой предмет малышу в ванну, чтобы он мог черпать им воду и наблюдать, как она выливается.

Игра "Тонет – не тонет".
Поэкспериментируйте с ребенком, какие предметы тонут в воде (камень, ложка, железная машинка), а какие нет (мячик, резиновая игрушка, пластмассовый кораблик, перышко, деревянная палочка).

Игра "Твердое или мягкое".
Ребенку надо разложить твердые предметы (кубик, книжку, машинку, матрешку, стаканчик и т. п.) в пластмассовый ящик, а мягкие игрушки - в мешок. Обратите внимание ребенка, что твердые предметы стучат, а мягкие - не стучат.

Игра "Два медвежонка".
Покажите малышу двух медвежат одного размера: из пластмассы – твердого, а из плюша – мягкого. Расскажите, что твердый громко стучит и не мнется, а мягкий - не стучит и легко мнется. Затем дайте ребенку небольшую коробку и пусть он попробует положить в неё пластмассового медведя (не получится), а потом мягкого (получится).

Игра "Волшебный мешочек".
Положите в мешок предметы, которые легко различить на ощупь: помпон из шерстяных ниток, зубную щетку, маленький мячик с пупырышками, кусочек меха, шарик из фольги, губку для посуды, грецкий орех и т. д. Малышу надо опускать руку в мешок и пытаться определить предмет на ощупь.

Игры с фольгой.
Дайте ребенку небольшой кусочек фольги. Покажите, как можно её смять, сделав шарик, а затем опять расправить. Из фольги можно сворачивать червячков, гусениц, лебедей и т. п.

Игра «Холодно – горячо»
Обращайте внимание ребенка на холодные (снег, сок из холодильника, вода), теплые (батареи) и горячие предметы (огонь, утюг, чайник).

Игра «Тяжелее – легче»
Положите на одну ладонь ребенка тяжелый предмет (металлическую машинку, мыло, небольшую книжку в плотной обложке), а на другую легкий предмет (маленький шарик, кубик, матрешку и т. п.). Спросите ребенка, в какой руке предмет тяжелее, а в какой легче.

Игра "Что спряталось?".
Разложите на столе различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, мыло, книга и др.). Накройте сверху тонкой, но непрозрачной матерчатой салфеткой. Ребенку нужно через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Из чего сделан этот предмет?
Познакомьте ребенка с материалами, из которых сделаны различные предметы: стакан – из стекла, кубик – из дерева, вилка – из металла (для ребенка можно сказать, что она из железа, железная), деталь конструктора – из пластмассы, игрушка – из меха, мяч – из резины, ваза – из глины и т. д. Можно предложить ребенку подобрать пары: деревянный кубик и деревянная матрешка, металлическая вилка и металлическая ложка и т. д.

Театр теней.
Когда в комнате будет темно, направьте свет от настольной лампы на стену. Кистями рук покажите летящую птицу, зайчика, крокодила, мордочку лающей собачки и т. д.

Тактильное лото.
Приготовьте парные кусочки ткани: велюр, лён, ситец, мех, атлас и т. п. Малышу надо на ощупь найти в мешочке пару к лоскуткам, которые предлагает ему взрослый.

Не забывайте, ребенок всему учится в игре. Хотите чему-то научить ребенка- играйте с ним!

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». (Я. Каменский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игры, направленные на сенсорное развитие детей»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,...

Консультация для родителей "Игры для развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет"

В своей работе с родителями применяю памятки в форме буклетов. Представляю вашему вниманию один из них....

дидактические игры как форма сенсорного развития

консультация для родителе о дидактических играх в жизни ребенка раннего возраста...

Игры на развитие сенсорной интеграции на занятиях по физической культуре Джемалединова А.И

Я приготовила  для вас примеры игр, которые можно использовать для развития сенсорных навыков у детей. Приглашаю вас поиграть! «Парашют» (2-5 лет) Пособие: парашют с 8 цвета...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Игры с элементами сенсорной интеграции в семье

Консультация для родителей детей с ОНР....

Дидактическая игра - ведущая форма сенсорного развития детей раннего возраста

Дидактическая игра  является ведущей формой сенсорного развития детей раннего возраста....