Консультация для родителей "Этапы развития детской речи"
консультация по логопедии

Баранова Екатерина Евгеньевна

В данной консультации отображены этапы развития детской речи от о до 6 лет. Материал будет полезен родителям и педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_razvitiya_detskoy_rechi_ot_0_do_6_let.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития детской речи от 0 до 6 лет.

 

1 месяц. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.

2 месяца. Улыбка при общении с малышом.            

3 месяца. Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета- произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно сочетание с согласным г).

Например, "у-у-у-у" или "гу-у-у-у". Прислушивается  к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

4 месяца. Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

5 месяцев. Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуление.

6 месяцев. Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба","ма-ма-ма")         

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, Дай ручку, нельзя и т.п.)

7 месяцев. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку.

8 месяцев. Реакция на незнакомое лицо. Лепет  сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами.

9 месяцев. Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».

10 месяцев. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. Понимает название отдельных предметов.

11 месяцев. Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.

1 год. Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется.         

После года малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?»). Понимает слово «НЕТ». Хорошо слышит и различает много звуков.

 

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6-10 слов. Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса).

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 27 слов.  Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай.         

Понимает  обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: «Покажи, кто сидит; кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают.

2 года. Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще.Согласует предметы и действия (Машина едет; я хочу).

 2 года 6 месяцев. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения: я, ты, мне. Использует предложения из 2-3-4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один". Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее).

3 года. Словарный запас 500 слов  и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: «Положи кубик под чашку»; «положи кубик в коробку». Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли.

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов.        

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".

Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему".

Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года. Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....».

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.         

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет. Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий).Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.         Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: «Картина была нарисована Машей».

6 лет. Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.  Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детской речи в норме".

В данной статье рассматривются основные этапы развития детской речи в норме. Эти знания помогут родителям вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка....

Консультация: «Все о развитии детской речи. Учимся говорить правильно».

Консультация:«Все о развитии детской речи. Учимся говорить правильно»....

Консультация "Все о развитии детской речи"

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружа...

Консультация «Всё о развитии детской речи» 18.05.2021

Основные проблемы в развитии речи у детей....

Консультация «Развитие мелкой моторики рук и их роль в развитии детской речи».

Развитие мелкой моторики - это развитие мелких движений тонких кистей рук и пальцев. Движение руки человека наследственно не предопределены и формирются в процессе воспитания и обучения,как результат ...

Консультация «Игра - фактор развития детской речи»

Консультация для родителей «Игра - фактор развития детской речи»...