Способы и методы повышения уровня и качества чтения у школьников с аграмматической,фонематической, семантической дислексией.
презентация по логопедии

Дудникова Оксана Анатольевна

Приемы коррекции аграмматической,семантической,фонематической дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейное ресурсное объединение ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 11 .10.2022г «Сыски, фыфки или хыхки ? » Коррекционные методики и приемы работы со школьниками с нарушением чтения. Способы и методы повышения уровня и качества чтения у школьников с аграмматической , фонематической, семантической дислексией . Учитель-логопед Дудникова Оксана Анатольевна

Слайд 2

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Слайд 3

Классификация дислексии (по Р.И. Лалаевой ) -фонематическая дислексия -семантическая дислексия - аграмматическая дислексия -оптическая дислексия - мнестическая дислексия -тактильная дислексия

Слайд 4

Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематического восприятия; недоразвитие фонематического анализа. Типы ошибок -побуквенное чтение; « л,у,ж,а » - искажение звуко -слоговой структуры слова; - вставки; «весло»- «весело» - пропуски букв; «кролики»- «колики» - перестановки слогов «свет»- «вест»

Слайд 5

Коррекционная работа I этап 1.Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2.Выделение звука на фоне слога, слова. 3.Формирование умения выделять наличие звука в слове. 4.Определение места звука в слове . 5.Выделение слова с данным звуком из предложения .

Слайд 6

Коррекционная работа II этап Основная цель этого этапа – различение смешиваемых звуков: -изолированно; -в слогах; -в словах; -в предложениях; - в связной речи.

Слайд 7

Для устранения фонематической дислексии используются следующие упражнения : придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор); придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками; поднять цифру с количеством звуков в слове; придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…); составить слово из первых слогов слов, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»; придумать предложение с определенным количеством слов; определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

Слайд 8

Цепочки слов. Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать. Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век; час – бас – бал – вал – вол – гол – год; час – чан – сан – сон – год . Слова -матрешки Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например: ПОЛКАН-ПОЛКА - ПОЛ – ПОЛК ; ПАРИК- АР – ПАР – ПАРИ ; КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ. Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки.

Слайд 9

ДА, ПИ, МИ, РА ПИРАМИДА ИЗУМРУД 9 Задание: составить слово из слогов, данных в беспорядке ЗУМ, РУД, И Задание: читаем без гласных Б _ Н _Н К _ Р _ В _ Й Задание: узнай слово по первым буквам названия картинок А В Т О Б У С Задание: образуйте новое слово из первых слогов двух слов + = башмак няня башня

Слайд 10

Семантическая дислексия - трудности звуко -слогового анализа и синтеза; - послоговое чтение; - механическое чтение без понимания прочитанного. Типы ошибок - нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении.

Слайд 11

Работа по коррекции семантической дислексии проводится в трех направлениях: развитие звукового и слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении; расширение и уточнение лексики.

Слайд 12

С целью развития звукового и слогового синтеза рекомендуются следующие задания. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними ( с,о,м ; м,у,х,а ; б,а,н,к,а ; р,а,д,у,г,а ) Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются ( ва -за, ма -ши-на, ба-буш-ка ) 3. Добавить недостающие слоги в слова. Предлагаются слова с пропущенными слогами ( ра …га, поми ….,кош….)

Слайд 13

4. Изменить первый слог так, чтобы получилось другое слово( кошка-мошка) 5.Из двух слов составить одно 6.Составить слово из слогов, данных в беспорядке. 7.Произнести слитно предложение ,произнесенное по слогам ( Де-воч-ка си-дит .) ( Нас-ту-пи-ла зо-ло-та-я о-сень .) Сам, летит-самолет Везде,ходит-вездеход ши ма на

Слайд 14

Уточнение лексического значения слов

Слайд 15

Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. Прочитай слова и покажи картинку. Прочитай предложение и выполни соответствующие действия. Я иду. Возьми книгу и положи в портфель. Прочитай предложение и ответь на вопрос. Как твоё имя? Какое сейчас время года? Прочитай предложение и найди такую же картинку.

Слайд 16

Вставь слово в предложение Кира купила красивый________ . Это была_______ фиалка. Она поставила горшок с фиалкой на _________. Каждый день Кира ________ фиалку . Скоро из-за листиков фиалки появились новые ___________ . Скажи правильно Маленький ёжик ползал под ёлкой. Маленькая ёжик ползал под ёлкой. Тамара подарила Свете куклу. Тамара подарил Свете куклу.

Слайд 17

Выбери из текста предложение, соответствующее изображению на картинке Найди в тексте ответ на вопрос .

Слайд 18

Аграмматическая дислексия недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений; ограничение словарного запаса. Типы ошибок - замена падежных окончаний; « у товарищах» - нарушение согласования существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др. «интересное сказка»

Слайд 19

Логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях: -работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием); - над формированием структуры предложений .

Слайд 20

«Весёлые предлоги» Задание: Составь предложения, используй разные предлоги.

Слайд 21

игрушечный игровой играющий игривый зал котенок самолет ребенок Задание: подбери прилагательное к существительному, назови получившееся словосочетание

Слайд 22

Формирование синтаксической структуры предложения

Слайд 23

Какой? Что? Что сделала ? Кто? ужин Мама приготовила вкусный Задание: составь предложение с данными словами

Слайд 24

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога

31.08.2015 г. в ДОУ состоялся педсовет, на котором я выступила с докладом....

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога

Качество образования одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет...

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»

Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка

Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длите...