Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
материал

Ирина Валерьевна Моргунова_

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы  образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2018-2021.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Детский сад комбинированного вида»

Опыт работы: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения  педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности,  повышения качества  реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Старшего воспитателя

Моргуновой Ирины Валерьевны

Кемерово, 2019

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Детский сад комбинированного вида»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

                                                 на 2019-2021

Моргуновой Ирины Валерьевны

Образование

Пед. стаж

Стаж в данном учреждении

Категория

Дата обучения на курсах

Дата последней аттестации

Дата

предполагаемой

аттестации

Высшее

8 лет

1 год

высшая

20159

2019

2024 год

ТЕМА: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения  педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности,  повышения качества  реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Начало работы над темой: сентябрь 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы: апрель 2021г.

Цель: расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в  реализации  модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

  1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
  2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
  3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
  4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 201792021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования: май 2021 года.

Форма и место подведения итогов: сообщение, педагогический совет в ДОУ.

Месяц

 Направления работы

Способы    достижения

Анализ достижений

Сентябрь

2019год

Постановка

проблемы

Проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме

2019-2020 уч. год

Определение целей и задач работы по выбранной теме

Разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

2019 – 2020

уч. год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

2020-2021 уч. год

Подведение итогов

Оформление результатов работы,  аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность.

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Изучение литературы по теме:

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения  педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности,  повышения качества  реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Автор

Название книги, статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Белая К.Ю

Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

Веселова, Т.Б

Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ

Виноградова, Н.А

Методическая работа в ДОУ

Волобуева, Л.М

Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами

Волобуева Л.М.

Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ

Голицына, Н.С.

Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении

Давыдова О.И.,

Майер А.А., Богославец Л.Г.

Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ

МикляеваН.В.

Инновации в детском саду

Хабарова Т.В.

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Практическая реализация темы по самообразованию

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения  педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности,  повышения качества  реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Форма

(открытое занятие, сообщение, мастер – класс, статья, проект)

 Тема

Уровень

(ДОУ, городской, областной)

Дата

Выступление из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы.

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения  педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности,  повышения качества  реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

ДОУ

Май 2021г

Пояснительная записка

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни грани, ни пределов.

Н.А. Рубакин

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы  образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Цель: расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в  реализации  модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

  1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
  2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
  3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
  4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Срок реализации программы самообразования:  2019 - 2021 гг.

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы.

Предполагаемый результат

для старшего воспитателя

  1. Расширить знания по данной теме.
  2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
  3.  Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
  4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

для педагогов:

  1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня  качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
  2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  2. Пройти курсы повышения квалификации.
  3. Продолжить работу по диссимиляции.
  4. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
  5.  Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
  6. Внедрять в организационно-методический  процесс современные образовательные технологии.
  7. Создать банк презентаций  методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
  2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

  1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
  4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
  5. Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.
  6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Этапы работы

Этапы

   Сроки

Содержание деятельности

Основной

Сентябрь 2019

Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме

Практический

2019-2020 уч. год

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Заключительный

2019-2020 уч. год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

2020-2021 учебный год

Подведение итогов, оформление результатов работы,  аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  1. Проведение  открытых мероприятий.
  2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
  3. Выпуск буклетов, памяток.
  4. Представление результатов педагогической деятельности  на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, ГМО.

План работы по самообразованию

2019 – 2021 г.

Содержание деятельности

Сроки

   Результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы

Разработка программы по самообразованию

Сентябрь 2019г

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса

Сентябрь 2019г

Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме 

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы  по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Весь  период

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Весь  период

Подбор  СОТ  в работе с педагогами

Анализ  уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Мониторинг педагогических кадров: «Оценка  уровня профессиональной компетенции педагогических кадров  ДОУ»

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Выбор методических диагностик по выявлению  уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Весь  период

Систематизация используемых материалов

Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Весь  период

Участие педагогов в методических мероприятиях

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс

2019 – 2021 гг.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов

Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня

Весь  период

Распространение опыта работы ГМО

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения»

2019- 2020 уч.г

Распространение опыта работы ГМО

Презентация  проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО»

Декабрь 2020

Распространение опыта работы  на ГМО

Проект по благоустройству территории «Калиновая сказка»

2021

Распространение опыта работы в ДОУ

Повышение профессиональной компетентности

Участие в работе ГМО заместителей заведующих, старших воспитателей

Весь  период

Обмен опытом работы

Приобретение новых знаний

Участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном уровне

2019-2020

Повышение профессиональной компетентности

Прохождение процедуры сертификации

2019-2020

Проверка знаний в области педагогики и психологии

Оценка эффективности программы самообразования

Ежегодно  май

Эффективность программы:

- достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;

- результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ

       

Заключение

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения  педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя  модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

- растет число педагогов подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение сертификации;

- педагоги ДОУ принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей; делятся опытом на городских методических объединениях:

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на  мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

Таким образом, методическое сопровождение  позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества  реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Список используемой  литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  4. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
  5. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
  6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  7. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
  9. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  10. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

Статьи из сборников, журналов

- Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.

- Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.

- Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

- Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.

     

Интернет - ресурсы

- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/

- Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Самообразование "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов"

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного п...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"

План самообразования "Совершенствование  эффективных форм работы методического сопровождения педагогов  в целях повышения уровня профессиональной компетенции"...

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...