Самообразование "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов"
методическая разработка

Дурандина Галина Андреевна

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020-21g.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» р.п Ковернино

План по самообразованию

Тема:

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила : Дурандина Галина Андреевна

Должность: старший воспитатель

Образование: высшее

Педагогический стаж: 15 лет

 Категория: первая 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни грани, ни пределов.

Н.А. Рубакин

 

Введение. 

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы.  

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Цель самообразования:

Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

1.     Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2.     Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3.     Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4.     Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5.     Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Направления самообразованияпрофессиональное, методическое.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, МО, методическая литература, журналы.

Форма самообразованияИндивидуальная

Срок реализации программы самообразования:  2020 - 2021 гг.

Представление материала:  выступления из опыта работы на педагогических советах, МО, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Прогностический

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Практический

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

Обобщающий

Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность

Внедренческий

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат

для старшего воспитателя

1.     Расширить знания по данной теме.

2.     Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления

3.     Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

4.     Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

для педагогов:

1.     Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.

2.     Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования.

Профессиональное:

1.     Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

2.     Пройти курсы повышения квалификации.

3.     Продолжить работу по диссимиляции.

4.     Посещать семинары разного уровня, МО, участвовать в обмене опытом.

5.     Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.

6.     Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

1.     Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

2.     Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

1.     Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.

2.     Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.

3.     Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

4.     Проводить открытые мероприятия на  муниципальном уровнях.

5.     Принимать активное участие в работе МО  воспитателей ДОУ.

6.     Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Формы представления результатов педагогической деятельности

1.     Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

2.     Выпуск буклетов, памяток.

3.     Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, МО.

План работы по самообразованию

2020 – 2021г.

Определение темы самообразования, планирование системы работы

Разработка программы по самообразованию

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса

Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме 

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Реализация программы развития

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

Разработка методических мероприятий с применением ИКТ

Систематизация используемых материалов

Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Систематизация используемых материалов

Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Участие педагогов в методических мероприятиях

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов

Выступление на мероприятиях  муниципального уровня

Распространение опыта работы МО

Проведение  мастер-классов для педагогов ДОУ

«Технология проблемного обучения»

 

Повышение профессиональной компетентности

Участие в работе МО

Обмен опытом работы

Приобретение новых знаний

Участие в конкурсах профессионального мастерства на различном уровне

Повышение профессиональной компетентности

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации

         Оценка эффективности программы самообразования

Эффективность программы:

- достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;

- результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ

 

Этапы

реализации

Содержание работы

Форма методической работы с педагогическими кадрами

Предполагаемый результат

 

Подготовительный этап: сентябрь-октябрь

2020г.

1.Изучение научно-методической литературы.

2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов.

 

 

 

Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров:

«Оценка профкомпетентности педагога ДОУ»

 

Выявить трудности в работе педагогов

Основной этап: ноябрь 2020 – апрель 2021гг.

Совершенствование и нарабатывание аналитических  и  инновационных умений и методов работы по самообразованию.

Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ.

 

Посещение семинаров, конференций, занятий коллег

 

 

 

Трасформация передового опыта,

Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы

 

Повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег

Самостоятельное изучение новинок методической литературы

 

Повышение  профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой

Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений

Мотивация к освоению новых методик и технологий

Использование Интернет- сайта

Повышение новой информации

Заключительный этап:

май 2021г

Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств.

Обобщение опыта работы по самообразованию.

Система мониторинга по вопросам самообразования

 

 

 

Отслеживание эффективности самообразования педагогов

 

План мероприятий

 

Мероприятие

Срок

Ожидаемый результат

1 этап
подготовительный

1. Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Сентябрь

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

2. Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»

Сентябрь

Выявить способности педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Октябрь

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы

Разработка памятки по самообразованию

 

Октябрь

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

2 этап
основной

Составление педагогами плана по самообразованию

Октябрь

Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

Ноябрь

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций «Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности»

Ноябрь

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Проведение  мастер-классов для педагогов ДОУ

«Технология проблемного обучения»

 

 

Ноябрь

Повысить профессиональную компетенцию педагогов в области образования, умения работать в группах

Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности»

Декабрь

Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции

Практическое занятие «Деловая игра «Аукцион идей»

 

Январь

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Январь

май

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

Оформление инновационного банка

 

Февраль

Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития.

 Алгоритм  работы над  темой самообразования.

Презентация на тему: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

 

 

По плану ДОУ

в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет

В течение года

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях  творческих объединений

В течение года

по плану

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

В течение года

по плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов)

Ежемесячно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

3 этап
заключительный

Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ»

Содержание работы по самообразованию

 

Май

Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

 

Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные  качества педагога»

Май

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ

Май

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

 

Прогнозируемые результаты

 

     Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

     Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

   Растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в конкурсах на разном уровне , демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей.

   Делятся опытом на методических объединениях:

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

   Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов:

• разработаны  методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработаны  и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотек по проблеме;

•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей

 

Используемая литература:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

2.     Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

3.     Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.

4.     Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

5.     Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2013г

6.     Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2017г.

7.     Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2015г. – №6. – С.70-78.

8.     Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2013г.

9.     Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.

10. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.

11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.– 80с.

Статьи из сборников, журналов:

- Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.

- Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.

- Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

- Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.

Интернет - ресурсы

- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/

- Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов

Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспит...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"

План самообразования "Совершенствование  эффективных форм работы методического сопровождения педагогов  в целях повышения уровня профессиональной компетенции"...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...