логопедическая газета. Выпуск № 1.
консультация по логопедии

Блялова Александра Александровна

В газете отражаются ответы н вопросы, интересующие многих родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_logopeda.docx572.95 КБ

Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/30/s_5c0173af58475/1013735_1.jpeg

Логопедическая газета для родителей и педагогов

                                                                                    Выпуск № 1

                                                                                Ноябрь 2022 г.

Сегодня в номере:

  • Когда следует обратиться за помощью к логопеду?
  • Артикуляционная гимнастика.

                                      Что это и для чего?

  • Почему нужно читать книги дошкольникам?
  • Обратная связь

  • № 1 Когда следует обратиться за помощью к логопеду?

     Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед,

встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.

   Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

 На что же следует обратить внимание у своего ребенка:

Если в 3-3,5 года

  • ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
  • он не повторяет за Вами слова,
  • или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

Если в 4 года

  • у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
  • не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

Если в 5-6 лет

  • все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
  • ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике. 

Учитель-логопед поможет:

  • исправить звукопроизношение. В частности, исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
  • провести занятия, направленные на общее развитие речи.   Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре.

С уважением, учитель – логопед  Александра Александровна

  • № 2 «Почему важно читать книги дошкольникам».

                Цель: формирование интереса и любви к художественной литературе.

        Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и, в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

           Как читать.

- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

 - Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:

Русские народные сказки:

  • Заюшкина избушка.
  • Мужик и медведь.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и кувшин.
  • Журавль и цапля.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Кот и лиса.
  • Волк и семеро козлят.
  • Петушок - Золотой гребешок.
  • Маша и Медведь.
  • Храбрый баран.
  • Лисичка-сестричка и серый волк.
  • Сказка про ерша.
  • Зимовье.
  • Полкан и медведь.
  • Лиса и козел.

Авторские сказки:

  • С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»,
  • П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
  • сказки А.С. Пушкина,
  • А.Н. Толстой «Приключения Буратино»,
  • Носов «Приключения Незнайки».

Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.

Произведения о природе:

  • Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,
  • А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов:

  • Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,
  • Ю. Олеша «Три толстяка»
  • Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

С уважением, учитель – логопед Александра Александровна

  • № 3. Артикуляционная гимнастика. Что это и для чего?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:

Пассивная-взрослый выполняет за ребенка упражнения;

                       Активная- ребенок самостоятельно выполняет упражнения.

Артикуляционные упражнения бывают:

Статические - артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы;

Динамические – направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. 

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте! Так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. 

Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Упражнения должны выполняться точно и плавно. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.

И помните! 

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Предлагаю некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно выполнять дома с детьми самостоятельно

  • Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:
  • Позевывание. Глотание капелек воды, слюны.

Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

  • Полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  • Покашливание.
  • Упражнения для нижней челюсти:
  • Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  • Жевательные движения.
  • Движения нижней челюсти влево-вправо.
  • Упражнения для щек:
  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  • Перегонка воды из одной щеки в другую.
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
  • Упражнения для активизации мышц шеи, гортани:
  • Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад.
  • Поворот головы вправо-влево.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  • Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Желаю удачи!

С уважением, учитель – логопед  Александра Александровна

  • № 4. Обратная связь

Эта страничка создана для того, чтобы Вы, уважаемые взрослые,

здесь писали свои вопросы по развитию речи дошкольников,

интересующие Вас.

Все вопросы будут мною прочитаны и ответы на них

отражены в следующих номерах логопедической газеты

«Будем говорить правильно!

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Большое спасибо!

С уважением, учитель – логопед Александра Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №1 "Речь на кончиках пальцев"

Логопедическая газета для родителей "Речь на кончиках пальцев"...

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №2 "Развитие мелкой моторики у дошкольника"

Логопедическая газета для родителей Развитие мелкой моторики у дошкольника"...

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №3 "Кинезиологические упражнения"

Логопедическая газета для родителей "Кинезиологические упражнения"...

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №4 "Речевое дыхание"

Раскрыто понятие "речевое дыхание". Даны советы как научиться правильно дышать и игры для развития плавного ротового выдоха....

логопедическая газета выпуск 2

Логопедическая газета для родителей выпуск 2. ТЕМА НОМЕРА:« Развитие мелкой моторики у дошкольника»...

логопедическая газета выпуск 3

Логопедическая газета для родителей выпуск 3. ТЕМА НОМЕРА:« Кинезиологические упражнения»...

логопедическая газета выпуск 4

Логопедическая газета Для родителей выпуск 4. ТЕМА НОМЕРА: Речевое дыхание»...