логопедическая газета выпуск 4
консультация (старшая группа) на тему

Мартынова Татьяна Михайловна

Логопедическая газета Для родителей выпуск 4. ТЕМА НОМЕРА: Речевое дыхание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_vypusk_4.docx612.75 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

                                          Логопедическая     газета

                                                             C:\Users\Михална\Desktop\Безымянный.png

ТЕМА НОМЕРА:                      « Речевое дыхание»

                     

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

М.И. Лынская

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха

и, следующего за этим вздохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связанно с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно Благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Какие трудности возникают у ребенка

в процессе говорения?

Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе  или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесение каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного слитного речевого высказывания.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление  запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становиться нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без сопровождения логических пауз.

Поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для хорошего развития речи особенно важно умения ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом.

Учимся правильно дышать.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

-во время выдоха воздух выходит через

рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, ка должен выходить воздух);

-выдыхать следует пока не закончится воздух;

-во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вздохов.

  При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ

Игры и

упражнения для

развития плавного ротового выдоха.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-85734-1407570835.jpg

Лети, бабочка!

 Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки.

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

http://omedicin.ru/igri-i-uprajneniya-dlya-razvitiya-plavnogo-rotovogo-vidoha-let/907463_html_44d70fdf.jpg

Ветерок.

Оборудование: бумажные султанчики(метёлочки)

Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашевелились на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

игры для развития артиккуляционного аппарата

Листопад

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объявить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

игры для развития артиккуляционного аппарата

Одуванчик.

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)

игры для развития артиккуляционного аппарата

Кораблик.

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

http://www.gorodok-tlt.ru/upload/medialibrary/106/10646c493676f50fc94da55f709ec8f9.jpg

Футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

http://img.babyblog.ru/1/1/b/11b4d957c17525ecc5fc30449c1ef038.jpg

Шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными)

     СФОРМИРОВАВ СИЛЬНЫЙ ПЛАВНЫЙ ВЫДОХ У РЕБЁНКА, МОЖНО

   ПРИСТУПАТЬ К ТРЕНИРОВКЕ СОБСТВЕННОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

      После подготовительного периода, направленного на развитие

      физиологического дыхания, следует постепенно переходить к РАЗВИТИЮ      

      СОБСТВЕННОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. На данном этапе целесообразно        

      использовать не только упражнения, направленные на развитие

      плавильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением

      речевого материала.

        Вот несколько примеров:

  • Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать»

(А-А-А), «Дует сильный ветер» (У-У-У), «Пой со мной» («У-У-У» Теперь

     «О-О-О», «И-И-И», «Э-Э-Э» и др.

  • Длительное протяжное произнесение сочетаний из двух гласных звуков: «Девочки поют» (АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.)
  • Длительное произнесение на одном выдохе согласного звука ([Ф]- «Сдулся шарик»), ( Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш»), («С-С-С»- работают насосы)
  • Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка капает» (КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК- ЧИРИК) и т.д.
  • Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер.  Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».
  • Проговаривание скороговорок и чистоговорок: СА-СА-САнки, ЛО-ЛО-Ложка.
  • Выразительное чтение стихотворений.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

  • Дыхательная гимнастика

должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;

  • При выполнении дыхательных

упражнений нельзя переутомлять ребёнка (первый признак утомления- зевота-симптом кислородной недостаточности);

  • При выполнении дыхательных

упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

  • При выдохе ребёнок не должен

напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки, при

выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям диафрагмы;

  • Дыхательные движения лучше

Производить плавно, под счет, музыку;

Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т.д., он должен располагаться на уровне рта.

              Составитель: учитель-логопед Мартынова Татьяна  Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №1 "Речь на кончиках пальцев"

Логопедическая газета для родителей "Речь на кончиках пальцев"...

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №2 "Развитие мелкой моторики у дошкольника"

Логопедическая газета для родителей Развитие мелкой моторики у дошкольника"...

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №3 "Кинезиологические упражнения"

Логопедическая газета для родителей "Кинезиологические упражнения"...

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №4 "Речевое дыхание"

Раскрыто понятие "речевое дыхание". Даны советы как научиться правильно дышать и игры для развития плавного ротового выдоха....

логопедическая газета выпуск 2

Логопедическая газета для родителей выпуск 2. ТЕМА НОМЕРА:« Развитие мелкой моторики у дошкольника»...

логопедическая газета выпуск 3

Логопедическая газета для родителей выпуск 3. ТЕМА НОМЕРА:« Кинезиологические упражнения»...

логопедическая газета. Выпуск № 1.

В газете отражаются ответы н вопросы, интересующие многих родителей...