логопедическая газета выпуск 4
консультация (старшая группа) на тему
Логопедическая газета Для родителей выпуск 4. ТЕМА НОМЕРА: Речевое дыхание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta_vypusk_4.docx | 612.75 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Логопедическая газета
ТЕМА НОМЕРА: « Речевое дыхание» |
Какие трудности возникают у ребенка
в процессе говорения?
Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесение каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного слитного речевого высказывания. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. | При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становиться нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без сопровождения логических пауз. Поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для хорошего развития речи особенно важно умения ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом. | |
Учимся правильно дышать. | ||
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; -во время выдоха воздух выходит через | рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, ка должен выходить воздух); -выдыхать следует пока не закончится воздух; -во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вздохов. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. | |
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха. |
Лети, бабочка! Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. | |
Ветерок. Оборудование: бумажные султанчики(метёлочки) Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашевелились на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! | |
Листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объявить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. | |
Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха) | |
Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. | |
Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. | |
Шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными) |
СФОРМИРОВАВ СИЛЬНЫЙ ПЛАВНЫЙ ВЫДОХ У РЕБЁНКА, МОЖНО
ПРИСТУПАТЬ К ТРЕНИРОВКЕ СОБСТВЕННОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
После подготовительного периода, направленного на развитие
физиологического дыхания, следует постепенно переходить к РАЗВИТИЮ
СОБСТВЕННОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. На данном этапе целесообразно
использовать не только упражнения, направленные на развитие
плавильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением
речевого материала.
Вот несколько примеров:
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать»
(А-А-А), «Дует сильный ветер» (У-У-У), «Пой со мной» («У-У-У» Теперь
«О-О-О», «И-И-И», «Э-Э-Э» и др.
- Длительное протяжное произнесение сочетаний из двух гласных звуков: «Девочки поют» (АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.)
- Длительное произнесение на одном выдохе согласного звука ([Ф]- «Сдулся шарик»), ( Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш»), («С-С-С»- работают насосы)
- Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка капает» (КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК- ЧИРИК) и т.д.
- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».
- Проговаривание скороговорок и чистоговорок: СА-СА-САнки, ЛО-ЛО-Ложка.
- Выразительное чтение стихотворений.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:
должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
упражнений нельзя переутомлять ребёнка (первый признак утомления- зевота-симптом кислородной недостаточности);
упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
| напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки, при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям диафрагмы;
Производить плавно, под счет, музыку; Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т.д., он должен располагаться на уровне рта. |
Составитель: учитель-логопед Мартынова Татьяна Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №1 "Речь на кончиках пальцев"
Логопедическая газета для родителей "Речь на кончиках пальцев"...
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №2 "Развитие мелкой моторики у дошкольника"
Логопедическая газета для родителей Развитие мелкой моторики у дошкольника"...
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №3 "Кинезиологические упражнения"
Логопедическая газета для родителей "Кинезиологические упражнения"...
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №4 "Речевое дыхание"
Раскрыто понятие "речевое дыхание". Даны советы как научиться правильно дышать и игры для развития плавного ротового выдоха....
логопедическая газета выпуск 2
Логопедическая газета для родителей выпуск 2. ТЕМА НОМЕРА:« Развитие мелкой моторики у дошкольника»...
логопедическая газета выпуск 3
Логопедическая газета для родителей выпуск 3. ТЕМА НОМЕРА:« Кинезиологические упражнения»...
логопедическая газета. Выпуск № 1.
В газете отражаются ответы н вопросы, интересующие многих родителей...