дифференцирование звуков "С" "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе

Цель:  совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
  • Закреплять навыки звукового анализа.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
  • Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
  • Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать

Речевые:

  • Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: колокольчик, телефон

Демонстрационный материал: 1 конверт: карточки- картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. 2 конверт: список слов. 3 конверт: чистоговорки. 4 конверт: стихотворение. 5 конверт: графическое задание. 6 конверт: «Доскажи словечко»+ картинки ответов.

          Раздаточный материал: зеркала, листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками,  цветные карандаши

Организация и регламент занятия:

I. Вводная часть – 2 минуты.

II. Основная часть –23 минуты.

III.Заключительная часть –1 минута.

Ход занятия

I. Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу.

В: Ребята,  предлагаю вам  поприветствовать  друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

II. Основная часть

Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.

-Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?

На громкой связи он говорит:

«Здравствуйте, ребята! Звоню я вам с просьбой о помощи. Мои друзья,  Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставить у вас на окне.  Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.

Дети садятся за столы, на столах индивидуальные зеркала.

1 Конверт

(Сделать артикуляционную гимнастику)

На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:

1.      Заборчик

2.      Трубочка

3.      Кролик

4.      Рыбки разговаривают

5.      Птенчики

6.      Часики

7.      Качели

8.      Грибок

9.      Наказать непослушный язычок

2 конверт

Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

 Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

3 Конверт

Чистоговорки

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори  и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно. (индивидуально, группой)

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

4 Конверт

Физкультминутка Дети выходят из-за столов

Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза) 

Сначала буду маленьким (присесть на корточки)

К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)

Потом я вырасту большим(Встать)

До лампы дотянусь(подняться на носочки)

-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из  4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.

         5 Конверт

Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА   и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?

6 Конверт

Последнее задание, которое точно поможет Лунтику запомнить  звуки [С] и [Ш]  игра «Доскажи словечко»

  • Взял дубовых два бруска,

          Два железных полозка,

          На бруски набил я планки.

           Дайте снег! Готовы… (санки).

 

  •  Банан на пальме – для мартышки,

           А на сосне для белки …(шишки)

 

  • С неба падают зимою

          И кружатся над землёю

          Лёгкие пушинки,

           Белые …(снежинки)

 

  • Сегодня всё ликует!

           В руках у детворы

           От радости танцуют

           Воздушные …(шары)

 

- Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы  Лунтику запомнить и отличать звуки  [С] и [Ш] ? Воспитатель звонит Лунтику

Лунтик, еще раз здравствуй. Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?

Лунтик - Ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!

III.Заключительная часть

В. – Итак,  сегодня мы учились  различать звуки С-Ш.

-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

-Дети,  включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovat_i_chetko_proiznosit_zvuki_s_i_sh.docx577.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе

Цель:  совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
  • Закреплять навыки звукового анализа.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
  • Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
  • Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка. 
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать

Речевые:

  • Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: колокольчик, телефон

Демонстрационный материал: 1 конверт: карточки- картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. 2 конверт: список слов. 3 конверт: чистоговорки. 4 конверт: стихотворение. 5 конверт: графическое задание. 6 конверт: «Доскажи словечко»+ картинки ответов.

          Раздаточный материал: зеркала, листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками,  цветные карандаши

Организация и регламент занятия:

I. Вводная часть – 2 минуты.

II. Основная часть –23 минуты.

III.Заключительная часть –1 минута.

Ход занятия

I. Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу.

В: Ребята,  предлагаю вам  поприветствовать  друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

II. Основная часть

Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.

-Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?

На громкой связи он говорит:

«Здравствуйте, ребята! Звоню я вам с просьбой о помощи. Мои друзья,  Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставить у вас на окне.  Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.

Дети садятся за столы, на столах индивидуальные зеркала.

1 Конверт

(Сделать артикуляционную гимнастику)

На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:

1.        Заборчик

2.        Трубочка

3.        Кролик

4.        Рыбки разговаривают

5.        Птенчики

6.        Часики

7.        Качели

8.        Грибок

9.        Наказать непослушный язычок

2 конверт

Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

 Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

3 Конверт

Чистоговорки

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори  и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно. (индивидуально, группой)

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

4 Конверт

Физкультминутка Дети выходят из-за столов

Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)  

Сначала буду маленьким (присесть на корточки)

К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)

Потом я вырасту большим(Встать)

До лампы дотянусь(подняться на носочки)

-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из  4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.

         5 Конверт

Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА   и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?

6 Конверт

Последнее задание, которое точно поможет Лунтику запомнить  звуки [С] и [Ш]  игра «Доскажи словечко»

  • Взял дубовых два бруска,

          Два железных полозка,

          На бруски набил я планки.

           Дайте снег! Готовы… (санки).

  •  Банан на пальме – для мартышки,

           А на сосне для белки …(шишки)

  • С неба падают зимою

          И кружатся над землёю

          Лёгкие пушинки,

           Белые …(снежинки)

  • Сегодня всё ликует!

           В руках у детворы

           От радости танцуют

           Воздушные …(шары)

- Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы  Лунтику запомнить и отличать звуки  [С] и [Ш] ? Воспитатель звонит Лунтику

Лунтик, еще раз здравствуй. Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?

Лунтик - Ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!

III.Заключительная часть

В. – Итак,  сегодня мы учились  различать звуки С-Ш.

-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

-Дети,  включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.

http://ale4ka.ru/wp-content/uploads/2013/12/15.png                              http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2015/03/sharik-raskraska-kontur.jpg

СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

Сначала буду маленьким (присесть на корточки)

К коленочкам прижмусь(обнять колени руками и прижать)

Потом я вырасту большим(Встать)

До лампы дотянусь(подняться на носочки)

  • Взял дубовых два бруска,

          Два железных полозка,

          На бруски набил я планки.

           Дайте снег! Готовы… (санки).

  •  Банан на пальме – для мартышки,

           А на сосне для белки …(шишки)

  • С неба падают зимою

          И кружатся над землёю

          Лёгкие пушинки,

           Белые …(снежинки)

  • Сегодня всё ликует!

           В руках у детворы

           От радости танцуют

           Воздушные …(шары)

http://www.revolance.ru/posted_files/rl_012C197C483.jpg

      https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/472427/59cc3a01-454a-4d5d-90da-fe9a701b3439/s1200?webp=false

      https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2fd1ba8449a4809298873af7d5f5b09e-l&n=13

http://galerey-room.ru/images/0_5145b_c6c834e7_orig.png

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/07/22/1257919cee54d99.jpg

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1021415990.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=97fe838ca7e0566e7c5f6ce6c721b1c7-sr&n=13

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/11.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-17437699.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=27af745949ea2aca25b87f8e081ce357-l&n=13

https://st.depositphotos.com/1314526/4257/v/950/depositphotos_42571423-stock-illustration-pine-cones.jpg

https://m.io.ua/img_aa/medium/1229/63/12296390.jpg

http://newcorediary.com/wp-content/uploads/HLIC/da3dc9dc9d07c1276c310079ee37bfbd.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...

Дифференцированные игры-упражнения.

Игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности ...

Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушениями зрения.

Краткая характеристика речи детей с нарушением зрения и описание факторов, которые нужно учитывать в работе с ними....

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей

Технология проектирования  как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...