Физминутки
консультация по логопедии

Клюбина Инна Викторовна

Физминутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ  – КАК  ЧАСТЬ   ЗДООРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ  С  ДОШКОЛЬНИКАМИ   С  ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

                                                              Клюбина И.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

г. Губкин Белгородская обл.

    Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.

  Среди наших воспитанников высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.  Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной  работы с детьми.

      В последние годы возросли требования по подготовке детей к школе, в связи с чем, выросли объемы учебной нагрузки на детей. Детям больше время приходится проводить в статичном положении, а это оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка и здоровье в целом. При длительном статическом положении дети начинают отвлекаться, поворачиваться, плохо запоминают материал, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление. Умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. В условиях детского сада одним из регуляторов умственной работоспособности являются физкультминутки между занятиями и в процессе занятий.          

       Физкультминутки относятся к современным здоровьесберегающим технологиям. Физкультурная минутка–это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.

     Целью проведения физкультурной минутки является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечение кратковременного активного отдыха для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка. Движения способствуют активному отдыху и повышению работоспособности, поэтому в занятия необходимо включать двигательные компоненты в виде физкультминуток.                

       Физкультминутки обновляются еженедельно. Она не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей дает положительные результаты. Физкультминутка не должна быть дольше двух минут.  Ее не обязательно проводить на всех занятиях, она становится необходимой только при утомлении детей, но важно не упустить начальную стадию утомления, при которой и проводится физкультминутка.

      Содержание физкультминутки должно относиться к теме занятия, это поможет закрепить изученный материал. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют педагогу проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с педагогом, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению.

   Физкультминутки бывают разных видов и  направленны на разные группы мышц:

• Упражнения для снятия общего или локального утомления –упражнения для крупных мышечных групп: наклоны туловища в стороны, поскоки, приседания в быстром темпе, потягивания, махи руками, ходьба и бег на месте и др.;

   Физминутка  «Колобок»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к педагогу)

• Упражнения для кистей рук: сжимания разжимания кистей рук, отведение и приведение, пальчиковая гимнастика;

    Пальчиковая гимнастика «Белкин урожай»

Сидит белка на тележке. (руки согнуты в локтях, наложены друг на друга)

Раздает она орешки. (руки перед собой, ладонями верх)

Лисичке-сестричке,

Воробью, Синичке

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому. (загибание пальцев в кулак поочередно)

• Гимнастика для глаз: посмотреть направо, налево, круговые движения, частое моргание, прикладывание теплых ладоней к закрытым глазам и др.;

   «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара  Смотрит влево … Смотрит вправо...
А потом опять вперед — Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».

Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!  Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно — Расслабление приятно!
Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно — Расслабление приятно!
• Дыхательная гимнастика: с различными видами дыхания или с проговариванием звуков на выдохе.

   «Мы подышим»

(стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот со звуком -у-у-у-).

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть вверх),

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть вниз),

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть вперед),

Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).

• Гимнастика для слуха: массаж мочки уха, круговые движения всего уха, подергивания за ушки, потягивания ушей в стороны и др.;

• Упражнения, корректирующие осанку: упражнения «лодочка» («волна»), «лягушка», «велосипед», «ножницы» и др.; 

   «Путешествие по телу»

Рассказывая стихотворение, а дети на себе показывают всё, что названо. К чему прикасаются  - поглаживают и помассируют.

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.
Есть колени и спина, но она всего одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой . Вот что знаем мы с тобой!

     Наибольший эффект достигается проведением физминуток различного вида. Детям нравятся короткие музыкальные физкультминутки, сопровождаемые стихами и музыкой. Важно, чтобы движения были максимально простыми, доступными для выполнения каждому ребенку и затрагивали все группы мышц.     Музыкальные физминутки для детей с движениями можно использовать в ДОУ с самого раннего возраста. Они улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы, положительно влияют на мозговую активность.      Физкультминутки это обязательный элемент в образовательном процессе, они важны и необходимы для здорового отдыха во время занятий.

    Таким образом, значение физкультминутки в умственной деятельности ребенка велико, так как она:

ослабляет утомление детей;

способствует развитию речи, координации движений и мелкой моторики;

улучшает осанку детей;

усиливает обмен веществ в организме;

развивает произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;

активизирует дыхание и кровообращение;

оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние.

    Включение физкультминуток в образовательный способствуют наилучшему усвоению материала и укреплению здоровья. Это способствует дошкольникам легко адаптироваться и осваивать  школьную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутки (физкультминутки) в детском саду

Физминутки" (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации ...

Здоровьесберегающие технологии.Физминутки.

В середине каждого мероприятия важно проведения физминутки для здоровья  ребёнка....

Электронные физминутки для глаз

Презентация электронных физминуток для детей с нарушением зрения...

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

математические физминутки

физминутки в стихотворной форме для закрепления счета...

Физминутки для глаз

В перерыве между игрой на компьютере, можно и глазкам дать отдохнуть с помощью этих физминуток...