«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утомление, пропадает интерес!), и не просто повторить предложенную чистоговорку, а четко произносить ее, сопровождая слова соответствующими действиями.
Как дошкольники, так и учащиеся начальных классов, утомленные длительной неподвижной работой за столом, с удовольствием выполняют веселые физминутки: они оживляются забавным текстом и активными движениями, организуются ритмом чистоговорки и ее хоровым произнесением. Речевое дыхание детей активизируется, мозг насыщается кислородом и…дети вновь готовы к умственным действиям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki-chistogovorki.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [Ш]
Произносимый текст «Маша» | Сопутствующие движения |
Áша-аша-аша-это наша Маша. Áша-аша-аша-Маша-растеряша. Áша-аша-аша-ищет вещи Маша. Áши-аши-аши- где ее гамаши? Óши-оши-оши- где ее калоши? Óши-оши-оши- где башмак хороший? Áша-аша-аша- ох, уж эта Маша! Áша-аша-аша- Маша-растеряша! | Широко развести руки. Погрозить пальцем, качая головой. Повороты туловища вправо-влево, кисть руки - ко лбу, как козырек. Сесть на корточки, заглянуть под стул. Наклониться, посмотреть под стол. Покружиться вокруг своей оси, взявшись руками за голову. Руки на поясе, качать головой вправо- влево. Погрозить пальцем, качая головой. |
Звук [Р]
Произносимый текст «Ремонт» | Сопутствующие движения |
Ра-ра-рá, ра-ра-рá – нам ремонт начать пора. Ра-ра-рá, ра-ра-рá – ну-ка, дружно, детвора! Óра-ора, óра-ора- краску цвета помидора Óра-ора, óра-ора- мы готовим для забора. В краске ноги, В краске руки, В краске куртки, В краске брюки. То-то будет детвора Отмываться до утра! | Широко развести руки по сторонам, показывая вокруг. Взмахи руками, подзывающие детей. «Нарисовать» руками большой круг. «Нарисовать» руками большой забор. Наклониться, показать руками на ноги. Поднять руки вверх, вращать кистями рук. Руки согнуть в локтях, локти поднять вверх, соединить их. Поочередно поднимать ноги, согнув их в коленях. Растопырить пальцы рук, вращать кистями, вращаться вокруг своей оси, высоко поднимая колени и притопывая. |
Звуки [ЛЬ]- [Й]
Произносимый текст «Прогулка» | Сопутствующие движения |
Ля′ли-ля′ли- мы гуляли, Ля′ли-ля′ли- мы устали, Е′ли-е′ли-под елью сели, Е′ли-е′ли-ягод поели, Áли-áли- цветов нарвали, Áли-áли-маме отдали. Лись-лись-мама, улыбнись! Лись-лись-выходные удались! | Шагать на месте, широко размахивая руками. Понять руки вверх, вдохнуть, опустить руки вниз, шумно выдохнуть. Присесть на корточки. Делать вид, что собирают и едят ягоды. (стараться тянуться за дальней ягодкой). Встать, наклоняться за «цветами». Руки вытянуть вперед, наклон вперед. Руки на пояс, широко улыбнуться, развести руки в стороны. Руки вверх. Широко махать руками вправо-влево. |
Звук [Ш]
Произносимый текст «На дорожке» | Сопутствующие движения |
Óшка-óшка- широкая дорожка. Ы′шка-ы′шка-пробежала мышка, Óшка-óшка-а за нею кошка- Уʹшки-уʹшки- ушки на макушке. Áшка-áшка-а за кошкой-Дашка- Áшка-áшка-Дашка-первоклашка. Иʹшка-иʹшка-а за Дашкой –Мишка- Иʹшка-иʹшка- Мишка-шалунишка. Áшку-áшку-подарил ромашку Áшке-áшке-Дашке-первоклашке. | Широко развести руки в стороны. Поворот вправо, поставив руки на пояс. Поворот влево, руки на поясе. Присесть на корточки, приложив к голове кисти рук в виде кошачьих ушек. Медленный бег на месте. Продолжать бежать, приложив к голове кисти рук в виде бантиков. Быстрый бег на месте. Продолжать бежать, приложив к голове кисти рук в виде больших ушей. Остановиться, наклониться вперед, «вручая» воображаемый цветок соседу. Присесть с поклоном, как это делают девочки, похлопать в ладоши. |
Звук [Ц]
Произносимый текст «Зарядка» | Сопутствующие движения |
Áца-áца-áца- надо спортом заниматься! Иʹца-иʹца-иʹца- придется потрудиться! Áца-áца-áца-будем наклоняться, Иʹца-иʹца-иʹца- быстренько крутиться, Иʹца-иʹца-иʹца- придется потрудиться! Уʹца-уʹца-уʹца- и другу улыбнуться. Óца-óца-óца- нам весело живется! Óца-óца-óца-и все нам удается! | Спокойно шагать на месте. Шагать, высоко поднимая колени. Выполнять наклоны вперед. Повернуться вокруг своей оси несколько раз. Руки на поясе, повороты в стороны. Повернувшись к соседу, протянуть к нему руки, улыбнуться. Прыжки на месте. Прыжки на месте, хлопки в ладоши над головой. |
Звук [Л]
Произносимый текст «Молоко» | Сопутствующие движения |
Áла-áла-áла-áла- молоко я покупала. Áла-áла-áла-áла- вот как ловко наливала. Áла-áла-áла-áла- огонек я зажигала, Áла-áла-áла-áла- на минутку отбежала- Áла-áла-áла-áла- молоко мое сбежало! Áла-áла-áла-áла- молока осталось мало, Áла-áла-áла-áла- хоть и дверь я закрывала! | Широко расставить ноги. Шагать на месте, раскачиваясь из стороны в сторону. Руки на поясе. Имитация выливания молока из огромной банки. Присесть, резко встать, высоко вскинув руки над головой. Легкий бег на месте. Быстрый бег на месте. Присесть на корточки, показать рукой у самого пола. Покружиться вокруг своей оси, прижав ладошки к ушам, активно качая головой. |
Звуки [Л]- [Р]
Произносимый текст «Футбол» | Сопутствующие движения |
Ол-ол-óл- пошли играть в футбол! Ол-ол-óл- забей в ворота гол! Ул-ул-уʹл- мячик сильно пнул! Эл-эл-эʹл- мячик полетел! Ал-ал-áл- в ворота мяч попал! Ол-ол-óл- забил в ворота гол! Ол-ол-óл- и радостный пошел! | Шагать на месте. Руки - на пояс. Наклон вперед, руки-вперед. Движение ногой, имитирующее удар по мячу. Присесть на корточки, резко встать, подняв руки над головой. Руки - на пояс. Наклон вперед, руки-вперед. Прыжки на месте, хлопки в ладоши над головой. Шагать на месте, поворачиваясь вокруг своей оси. |
Звук [СЬ]
Произносимый текст «Детки» | Сопутствующие движения (изображать животных и птиц) |
Сята-сята-сята- у лисы-лисята. Сята-сята-сята- у свинки- поросята. Сята-сята-сята- у гуся-гусята. Сята-сята-сята- у лося-лосята. Сята-сята-сята- маму ждут рысята. | Гладить «мех», вилять хвостом, мягко ходить («тяв - тяв») Нос-«пятачок», нюхать, хрюкать, топать («хрю-хрю») Хлопать себя по бокам руками -«крыльями», переваливаться («га-га-га») Поднятые вверх руки скрестить над головой, пальцы растопырить -«рога». Ходить, как кошка, урчать, мяукать. |
Звук [Ц]
Произносимый текст «Мишки делают зарядку» | Сопутствующие движения |
Áца-áца-áца- будем заниматься! Áца-áца-áца- надо потолкаться! Иʹца-иʹца-иʹца- низко наклониться! Уʹца-уʹца-уʹца- сладко потянуться. Эца-эца-эца- в лужу посмотреться! Óца-óца-óца- с другом побороться! Áца-áца-áца- будем закаляться! Áца-áца-áца- другу улыбаться! Ыʹца-ыʹца-ыʹца- побежали мыться! Иʹца-иʹца-иʹца- и опять - учиться! | Шагать на месте, руки вперед-вниз. Руки согнуть в локтях, быстро двигать вперед-назад. Наклониться вперед, достать руками пол. Потягиваться, активно работая руками. Присесть на корточки, повернуться вправо-влево. Сцепившись руками с соседом, «побороться». Прыжки на месте, хлопки в ладоши над головой. Повернувшись к соседу, улыбнуться (руки на поясе) Бег на месте. Сесть на место. |
Звук [Лʹ]
Произносимый текст «Молодцы» | Сопутствующие движения |
Áли-áли-мы шагали, Áли-áли-мы бежали, Óпали-óпали-мы затопали, Óпали-óпали-мы захлопали, Ы′ли-ы′ли-мы поплыли, Ы′ли-ы′ли-молодцами были! | Шагать на месте. Бежать на месте. Топать на месте. Хлопать в ладоши. Вращение прямыми руками. Топать ногами и одновременно хлопать в ладоши. |
Звук [Ш]
Произносимый текст «Догонялки» | Сопутствующие движения |
Óшка-óшка-óшка-óшка- вот песчаная дорожка. Óшка-óшка-óшка-óшка- а по ней бежала кошка, Уʹшка-уʹшка-уʹшка-уʹшка- дальше-кошкина подружка, Уʹшка-уʹшка-уʹшка-уʹшки- дальше-девочка Танюшка, Уʹшка-уʹшка-уʹшка-уʹшка- за Танюшкою-подружка, Уʹшка-уʹшка-уʹшка-уʹшка- за подружкою-Ванюшка… Óшки-óшки-óшки-óшки- друг за дружкой по дорожке Óшку-óшку-óшку-óшку- догоняли нашу кошку. | Широко развести руки в стороны. Бег на месте (изображать кошку). Повернуться на 180º,бежать на месте. Повернуться на 180º, развести руки внизу на ширину плеч (платье девочки). Повернуться на 180º, изобразить руками бант на голове девочки. Повернуться на 180º, бег на месте, активно работать согнутыми в локтях руками. Правой рукой делать широкие круговые движения, словно подгоняя бегущих. Приложить кисть руки - ко лбу, как козырек (смотрим вдаль) |
Звуки [С]- [СЬ]
Произносимый текст «Потягушки» | Сопутствующие движения |
Ас-ас-áс - приседаю много раз. Ос-ос-óс - сын до папы не дорос. Эс-эс-эʹс - я по лесенке полез. Эс-эс-эʹс - с лесенки тихонько слез. Усь-усь-усь - сладко-сладко потянусь. Ись-ись-ись- ты со мною потянись. Ас-ас-ас- прыгну высоко пять раз. Ас-ас-ас- а теперь вернемся в класс. . | Выполнить 4 приседания. Поднять руки вверх, встать на цыпочки, сильно потянуться вверх. Шагать, высоко поднимая колени. Кисти рук перед грудью, сжимать в кулаки – разжимать. Повернуться на 180º, шагать, высоко поднимая колени. Кисти рук перед грудью, сжимать в кулаки -разжимать. Потягиваться, активно работая руками. Повернуться к соседу лицом, продолжать потягиваться. Прыжки на месте. Сесть на место. |
Звук [ЛЬ]
Произносимый текст «Качели» | Сопутствующие движения |
Эʹли-эʹли-эʹли-эʹли- это новые качели, Иʹли-иʹли-иʹли-иʹли- для детей установили: Эʹли-эʹли-эʹли-эʹли- для Любаши и для Эли, Иʹли-иʹли-иʹли-иʹли- для Юляши и для Лили. Áли-áли-áли-áли-они девочек качали. Áли-áли-áли-áли-громко девочки кричали. | Широкие взмахи руками вверх-вниз (качели). Наклониться вперед, продолжая взмахи руками. Сцепив пальцы рук в «замок», вывернуть их вперед 4 раза. Сцепив пальцы рук в «замок», вывернуть их вверх 4 раза. Сцепив пальцы рук в «замок», опустить руки вниз, качать их вправо-влево, как качели. Хлопки в ладоши. |
Звук [Ш]
Произносимый текст «Знакомьтесь…» | Сопутствующие движения |
Óшка-óшка- это кошка. Ы′шка-ы′шка-это мышка. Уʹшка-уʹшка- там лягушка. Áшка-áшка – вот букашка. Óшка-óшка-это мошка. Óшка-óшка-там рыбёшка. Ыʹшка-ыʹшка-вот мартышка. Ыʹшка-ыʹшка-и я, малышка. | Руки на поясе, стараться соединить локти между собой. Продолжать, присев на корточки. Сидя на корточках, упереть руки в колени, прыгать на месте. Встать, сделать наклон вперед, коснуться пола руками. Прыгнуть высоко вверх, хлопнув в ладоши над головой. Сложить руки над головой, двигать ими вправо-влево. Покривляться, как мартышка. Широко развести руки в стороны, потом прижать их к себе. |
Звук [Р]
Произносимый текст «Профессии» | Сопутствующие движения |
Ор-óр, ор-óр- папа Ирочки-шофер, Ор-óр, ор-óр- папа Ромы-контролер, Ор-óр, ор-óр- папа Верочки- танцор, Ор-óр, ор-óр- у Георгия-актер, Ар-áр, ар-áр- папа Шурочки- столяр, Ар-áр, ар-áр- мама Раечки- маляр, Ар-áр, ар-áр- папа Розы-санитар, Ар-áр, ар-áр- мой отец-ветеринар. | Руки согнуты в локтях, вращаются друг вокруг друга, как мотор. Наклоны вперед. Руки на поясе, топать ногами. Руки вверх, раскачиваться из стороны в сторону. Обе руки сжать в один кулак, делать движения вправо-влево. Руками делать взмахи вверх-вниз, словно красят стену. Руки сжаты в кулаки, опущены вниз, рывком сгибать их в локтях, будто поднимают носилки. Руки на поясе, прыжки на месте. |
Звук [Лʹ]
Произносимый текст «Помощники» | Сопутствующие движения |
Áли-áли-áли- на даче помогали, Áли-áли-áли-лопатами копали, Áли-áли-áли-семена сажали, Áли-áли-áли-из лейки поливали, Óли-óли-óли-мотыгами пололи, Áли-áли-áли-овощи собрали, Áли-áли-áли-и опять копали- Áли-áли-áли-маме помогали! | Приседания. Прыжки. Приседания. Наклоны вперед. Наклоны в стороны. Руки на поясе, повороты вправо-влево. Приседания. Хлопать в ладоши над головой. |
Звуки [Ш]- [Щ]
Произносимый текст | Сопутствующие движения |
Щать-щать-щать- будем тигра укрощать, Шать-шать-шать- будем елку украшать, Шать-шать-шать- будем друга приглашать, Щать-щать-щать- будем Машу угощать, Щу-щу-щу-я, как мышь, пищу, Щу-щу-щу-я тебя прощу, Шу-шу-шу- я письмо пишу, Шу-шу-шу-о помощи прошу. | Присесть на корточки, резко подпрыгнуть вверх. Потянуться вверх, подняв руки. Присесть на корточки, резко подпрыгнуть вверх. Потянуться вверх, подняв руки. Присесть на корточки, сложив руки в замок на затылке. Встать, руки в замке-выпрямить их над головой, замок расцепить. Руки согнуты в локтях, рывки перед грудью в стороны. Наклон вперед, хлопóк руками внизу. |
Звуки [Р]- [Л], [Рʹ]- [Лʹ], [С]
Произносимый текст «Наши папы» | Сопутствующие движения |
Папа Ирочки-юрист- ист-ист-ист, Папа Ромы-программист- ист-ист-ист, Папа Киры-футболист- ист-ист-ист, Папа Веры-трубочист- ист-ист-ист, Лерин папа-альпинист-ист-ист-ист, Папа Раечки-артист-ист-ист-ист, Шурочкин отец-радист-ист-ист-ист, Мой отец-экономист-ист-ист-ист. | Присесть на корточки, коснуться пола руками. Потянуться вверх, подняв руки. Бег на месте. Встать, руки в замке- выпрямить их над головой. Шагать на месте, высоко поднимая колени, руки подняты вверх. Приседать, сложив руки в замок на затылке. Руки согнуты в локтях, рывки перед грудью в стороны. Наклон вперед, хлопóк руками внизу. |
Звуки [С]- [Ч]
Произносимый текст «Я сам!» | Сопутствующие движения |
Я уроки сам учу-чу-чу-чу, Карандаш я сам точу-чу-чу-чу, Деньги в кассу сам плачу-чу-чу-чу, На сестренку сам ворчу-чу-чу-чу, По столу я сам стучу-чу-чу-чу, На собачку сам рычу-чу-чу-чу, Потерялся-сам кричу-чу-чу-чу, Учиться плохо не хочу-чу-чу-чу! | Резкие движения рук от плеч-вверх (пальцы сжаты в кулаки). Резкие движения рук от плеч-вперед (пальцы сжаты в кулаки). Резкие движения рук от плеч- в стороны (пальцы сжаты в кулаки). Руки на поясе, стараться соединить локти. Топать ногами. Присесть на корточки несколько раз. Руки на поясе, попеременно поднимать- опускать плечи. Руки на поясе, наклоны головы вправо- влево. |
Движения могут быть изменены по желанию педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающ...
Презентация " Знаток II поколения: в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
Знакомство педагогов с функционалом современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада – говорящая ручка ЗНАТОК - II поколения ...
Ял минуттары (Физминутки на башкирском языке для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Физминутки на башкирском языке для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Возможности светового стола в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она находит все большее применение в работе психологов и педагогов....