Главные вкладки

    Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
    методическая разработка по логопедии

    Подлеснова Юлия Александровна

    Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи.

    Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент.

    Послоговой метод обучения чтению эффективно работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС),

    Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный метод разработан и  представлен  авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.

    Обобщив  данные, представленные в разработках учёных, а также учитывая свой собственный опыт применения данной методики, мы посчитали возможным представить систему работы с использованием слоговых таблиц, разделив её на этапы в зависимости от введения слогов различной структуры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А.Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981). 

    Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговым, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами.

    Применять послоговой метод обучения в России предлагали еще в конце

    XIX в. К.Г. Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже, в 1924 г., — Ф.П. Мироносицкий. Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказали положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС), постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения.

    Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный

    метод разработан и  представлен  авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.

    Обобщив  данные, представленные в разработках учёных, а также учитывая свой собственный опыт применения данной методики, мы посчитали возможным представить систему работы с использованием слоговых таблиц, разделив её на этапы в зависимости от введения слогов различной структуры. Рассмотрим последовательность работы на примере первого этапа.

    1. Этап. Таблицы, состоящие из слогов – слияний

    Вводится таблица, состоящая из минимального количества клеточек (6, 9).

    КА      ПУ     ЛА

    ТА      СО     МЭ

    НЫ     СЭ      РУ

    Даём установку: « Не читай. Будем играть. Я читаю, а ты узнаёшь»

    Варианты заданий:

    - «Узнай слог»

    - «Расположи фишку там, где находится слог СО»

    КА      ПУ     ЛА

    ТА      СО     МЭ

    НЫ     СЭ      РУ

    - «Проведи линию  так, как я прочитала слоги.»

    КА      ПУ     ЛА

    ТА      СО     МЭ

    НЫ     СЭ      РУ

    - «Найди и обведи слог ЛА в словах»

    Мила, лапа, пила, лама…

    Табличку нужно выучить наизусть.

    Через две недели предлагаем табличку из 16 клеточек. В ней должны быть выученные слоги и новые. Важно: слоги должны быть расположены в другом порядке, чтобы ребёнок запоминал не таблицу, а именно слоги.

    ВЫ     СЭ       ТА       НУ

    БА      РУ       МО      НЫ

    ПУ     СО        МЭ      ЛА

    КА      ДЫ       ГО       ФА

    Варианты заданий:

    - «Найди (обведи, раскрась) новые слоги.»

    - «Составь слова из слогов»

    -  «Найди в предложении (тексте) слоги из таблицы»

    Собака тявкала на рыбака.

    После выучивания  постепенно  вводятся  таблицы, состоящие из 25 и 36 клеток. Время для отработки материала из каждой таблицы определяется индивидуально. Из практики: запоминание с каждым разом происходит быстрее.

    Важно: дома таблицы должны быть повсюду, значительно

    повышается эффективность запоминания.

    1. этап. Таблицы, состоящие из обратных слогов.

    ОС        АП         УМ

    АЛ        ОР          АК

    УР        ОП         УН

    1. этап. Таблицы, содержащие прямые и обратные слоги.

    ПО         РЫ         УТ          

    ОТ         МУ         КА    

    ОШ        ПУ        ЗА    

     

     4 этап.    Таблицы, содержащие прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

    ЕР       ТЯ        СО

    ЮЛ     ВЕ       НЮ

    РА      ОК        ДЁ

    Важно: на данном и последующих этапах  после выученных таблиц обязательно используется работа с текстом.

    5 этап.    Таблицы, содержащие слоги – стечения.

    ТНО   КЛА   СПИ

    ПРУ   ГРО   МНЫ

    СПА   ТЛО   СТУ

    6 этап.   Таблицы, содержащие закрытые слоги.

    КОМ   ЛОС   РУН

    СУП   КИМ   ЛЕП

    ЛЕС   КОТ   НАЛ

    Вся работа может занять от 3 до 6 месяцев.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

    «Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

    На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

    Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

    «Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

    прослушал(а) темы: Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности: формы и виды. Причины СДВГ. Выявление детей с СДВГ, пси...

    Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

    Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. Для успешной коррекц...

    Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-­РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных кор­рекционно-развивающ...