Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
методическая разработка по логопедии

Подлеснова Юлия Александровна

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи.

Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент.

Послоговой метод обучения чтению эффективно работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС),

Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный метод разработан и  представлен  авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.

Обобщив  данные, представленные в разработках учёных, а также учитывая свой собственный опыт применения данной методики, мы посчитали возможным представить систему работы с использованием слоговых таблиц, разделив её на этапы в зависимости от введения слогов различной структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А.Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981). 

Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговым, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами.

Применять послоговой метод обучения в России предлагали еще в конце

XIX в. К.Г. Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже, в 1924 г., — Ф.П. Мироносицкий. Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказали положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС), постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения.

Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный

метод разработан и  представлен  авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.

Обобщив  данные, представленные в разработках учёных, а также учитывая свой собственный опыт применения данной методики, мы посчитали возможным представить систему работы с использованием слоговых таблиц, разделив её на этапы в зависимости от введения слогов различной структуры. Рассмотрим последовательность работы на примере первого этапа.

  1. Этап. Таблицы, состоящие из слогов – слияний

Вводится таблица, состоящая из минимального количества клеточек (6, 9).

КА      ПУ     ЛА

ТА      СО     МЭ

НЫ     СЭ      РУ

Даём установку: « Не читай. Будем играть. Я читаю, а ты узнаёшь»

Варианты заданий:

- «Узнай слог»

- «Расположи фишку там, где находится слог СО»

КА      ПУ     ЛА

ТА      СО     МЭ

НЫ     СЭ      РУ

- «Проведи линию  так, как я прочитала слоги.»

КА      ПУ     ЛА

ТА      СО     МЭ

НЫ     СЭ      РУ

- «Найди и обведи слог ЛА в словах»

Мила, лапа, пила, лама…

Табличку нужно выучить наизусть.

Через две недели предлагаем табличку из 16 клеточек. В ней должны быть выученные слоги и новые. Важно: слоги должны быть расположены в другом порядке, чтобы ребёнок запоминал не таблицу, а именно слоги.

ВЫ     СЭ       ТА       НУ

БА      РУ       МО      НЫ

ПУ     СО        МЭ      ЛА

КА      ДЫ       ГО       ФА

Варианты заданий:

- «Найди (обведи, раскрась) новые слоги.»

- «Составь слова из слогов»

-  «Найди в предложении (тексте) слоги из таблицы»

Собака тявкала на рыбака.

После выучивания  постепенно  вводятся  таблицы, состоящие из 25 и 36 клеток. Время для отработки материала из каждой таблицы определяется индивидуально. Из практики: запоминание с каждым разом происходит быстрее.

Важно: дома таблицы должны быть повсюду, значительно

повышается эффективность запоминания.

  1. этап. Таблицы, состоящие из обратных слогов.

ОС        АП         УМ

АЛ        ОР          АК

УР        ОП         УН

  1. этап. Таблицы, содержащие прямые и обратные слоги.

ПО         РЫ         УТ          

ОТ         МУ         КА    

ОШ        ПУ        ЗА    

 

 4 этап.    Таблицы, содержащие прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

ЕР       ТЯ        СО

ЮЛ     ВЕ       НЮ

РА      ОК        ДЁ

Важно: на данном и последующих этапах  после выученных таблиц обязательно используется работа с текстом.

5 этап.    Таблицы, содержащие слоги – стечения.

ТНО   КЛА   СПИ

ПРУ   ГРО   МНЫ

СПА   ТЛО   СТУ

6 этап.   Таблицы, содержащие закрытые слоги.

КОМ   ЛОС   РУН

СУП   КИМ   ЛЕП

ЛЕС   КОТ   НАЛ

Вся работа может занять от 3 до 6 месяцев.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. Для успешной коррекц...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-­РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных кор­рекционно-развивающ...

Презентация " Знаток II поколения: в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Знакомство педагогов с функционалом современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада – говорящая ручка ЗНАТОК - II поколения ...